Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:
- рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;
- дать характеристику монополии как экономической категории;
- провести исследование антимонопольного законодательства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Конкуренция как экономическая категория…………………………5
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………......5
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции………………………………8
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии….12
2. Монополия как экономическая категория…………………………….15
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов……………………………………………………………………………15
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике……………18
2.3 Рынок несовершенной конкуренции…………………………………21
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики…………………………………………………….24
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства……………..24
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации……26
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конкуренция и монополия.docx

— 62.07 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

X- количество в наборе продукта первого производителя

Y- количество в наборе продукта второго производителя

Рисунок 1.1. - Однородность продукта

 

В реальной жизни абсолютно  однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции  корпорации, жетон метро). Высокой  степенью однородности обладают нефть, сахар. Но нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

3.Отсутствуют входные  барьеры для вступления в отрасль  нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

- исключительные права,  получаемые от правительства;

- авторские права на  изобретения, патенты, промышленные  образцы;

- собственность на производственный  ресурс;

- низкие издержки крупного  производства, обусловленные эффектом  масштаба (изменение долговременных  средних издержек с изменением  масштабов производства).

4.Равный доступ  ко всем видам информации («информационная  прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

5.Совершенная  мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку  с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.

6.Рациональное  поведение всех участников, преследующих  собственные интересы. Сговор в  какой-либо форме исключен.

При совершенной  конкуренции товаропроизводитель  продаёт товаров столько, сколько  он хочет и может продать, но рыночная цена остаётся неизменной. Рисунок 1.2.

 


 

        1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии

 

Конкуренция – очень сложная дефиниция. Поэтому  для более полного понимания  её сущности, необходимо рассмотреть  формы и методы конкуренции.

По степени  интенсивности конкуренция может  быть: - привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

- умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

- ожесточённой  для объекта конкуренции, когда  субъект поглощает, уничтожает  либо вытесняет объект из данного  сегмента;

- ожесточённой  для субъекта конкуренции, когда  конкурент поглощает, уничтожает  либо изгоняет субъект из данного  сегмента.

Теперь обратимся  к формам конкуренции:

- предметная  – конкуренция между товарами  одной ассортиментной группы, между  аналогичными объектами, удовлетворяющими  одну и ту же потребность;

- функциональная  – конкуренция между товарами-заменителями.

Конкуренция включает в себя следующие разновидности: ценовая, неценовая, отраслевая, межотраслевая, прямая, косвенная, продавцов, покупателей, совершенная, несовершенная.

Из методов  конкуренции – ценовой и неценовой  – российские предприятия в соперничестве с иностранными компаниями на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жёсткую из них, а именно – в ценовую конкуренцию, которая базируется на привлечении покупателей за счёт разницы в ценах на товары, аналогичные по качеству товарам конкурентов. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а если цена падает ниже издержек, то появляются и убытки. При этом отечественным предприятиям (особенно при попытках выхода на внешние рынки) часто приходится компенсировать за счет заниженных цен еще и отставание по качеству продукции.

Напротив, при  неценовой конкуренции фирмы  стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: улучшением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы. При этом базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.

В ходе отраслевой конкуренции соперничество осуществляется на сопоставлении одноимённых товаров, а в условиях межотраслевой усилия переключаются на более выгодное вложение капитала. Большее внимание обращается на вложение в новые перспективные отрасли.

Конкуренция может быть прямой и косвенной. Для прямой конкуренции характерна открытость, которая может проявляться в широком оповещении потребителей о снижении цен. Косвенную конкуренцию отличает скрытость. Примером может служить распространение ложных сведений, направленных на дискредитацию предприятий.

 Конкуренция продавцов связана с избытком товара на рынке, поэтому продавцы стремятся снизить цену, чтобы реализовать свой товар. Конкуренция покупателей представляет собой соперничество за возможность приобрести конкретный товар.

Развитие  конкуренции неизбежно порождает  монополию. Давайте обратимся к вопросу: почему это происходит?

Все конкурирующие  субъекты находятся в неравном положении, что является следствием борьбы и концентрации капитала у определённых лиц, то есть происходит разрастание крупного производства. А обладателям больших капиталов легче повышать производительность труда на своем производстве, что позволяет им снижать цены на продукцию этого производства, а это в свою очередь вынуждает конкурентов следовать за ними. Известны примеры, когда продукция продавалась в убыток предприятию, которое стремилось разорить конкурента. Обладатели небольших капиталов этого себе позволить не могут.

Уровень монополизации  можно увидеть в следующих  примерах . В относительно молодой отрасли - производстве программного обеспечения в России - доля продаж крупнейших десяти компаний уже составляет 31%. А производитель пива ВВН сам по себе занимает 39,5% своего рынка. В США 35% рынка строительной техники занято тремя крупнейшими фирмами. Есть и компании, для которых имеет смысл подсчет их доли в мировом рынке. К примеру, 18,1% мирового рынка персональных компьютеров занимает НР, 15,6% - Dell. Более половины мирового рынка морских контейнерных перевозок контролируется десятью крупнейшими фирмами.

Но, тем не менее, при появлении монополий  не исчезает конкуренция. Она только меняет форму, превращаясь из конкуренции  между многими мелкими производителями в конкуренцию между монополиями.

Куренц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

        и2. Монополия как экономическая категория.

 

2.1 Определение монополии с позиции  различных методологических подходов

 

В конце XIX- первой половине XX веков модель совершенной конкуренции подверглась сокрушительной критике. Главные пункты этой критики касались ее оторванности от экономических реалий и слабой применимости для анализа реальных рынков, недостаточному учету фактора рыночной власти.

Особый вклад  в осмысление монополии внёс А. Маршалл. Им впервые была подвергнута критике  модель чистой конкуренции, и, как следствие -создание основы теории новой модели конкуренции - монополистической. Он считал монополию полной противоположностью конкуренции. Либо одно существует на рынке, либо другое. И если свободная конкуренция - это оптимальное состояние экономики, то монополия как ее антипод - такая организация, которая уменьшает общественное благосостояние, причем всегда и везде. Именно на его трудах были основаны представления первых разработчиков конкурентной политики - все, что не есть конкуренция, должно быть устранено. Как уже отмечалось выше, А. Маршалл впервые ввел в экономическую науку понятие монополии.

Со времен А. Смита в экономической теории начинает утверждаться концепция однозначности и однонаправленности исхода конкуренции. Конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения к некоей точке равновесия. Сама же точка равновесия определяется как «совокупность выгод и невыгод различных применений труда и капитала». Конкуренция и монополия представляют собой два полярных состояний рынка, между ними как бы и не существует промежуточных состояний. Таким образом, к началу XX века в экономической науке складывается и утверждается статическая модель конкуренции.

Критики модели совершенной конкуренции указывали  на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции. Хронический дефицит платежеспособного баланса многих европейских стран, резкое замедление темпов роста экспорта, увеличение могущества монополий и другие последствия первого этапа общего кризиса в начале XX века подтвердили несостоятельность подходов невмешательства в процесс установления рыночного баланса.

Работы Дж. Робинсон "Экономическая теория несовершенной конкуренции" и Э.Чемберлина "Теория монополистической конкуренции" подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. При всей несхожести данные произведения объединяют достаточно глубокий анализ и осмысление действия рыночного механизма при обстоятельствах, исключающих условия свободной конкуренции. Оба автора исходят из того, что рыночная цена складывается не при коллективных действиях участников рынка, так как неоднородность товара лишает покупателя возможности иметь полную информацию о ценах, а фирм-производителей – конкурировать между собой из-за отсутствия выбора более эффективной деятельности.

Э. Чемберлин  произвел прорыв в экономической  науке, введя понятие «монополистическая конкуренция», которое стало альтернативой  понятию «чистая конкуренция».

Он утверждал, что сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, то есть дифференциацией продукта. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны заменителей. Исходя из этого, он полагал, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».

В развитии своей  идеи о процессе «дифференциации  продукта» как о естественной реакции конкурентов на не менее естественное проявление самой конкуренции Э. Чемберлен обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами (фабричная марка, своеобразие паковки) и индивидуальными особенностями: качество товаров и рекламу.

Это означает, что выдержать состязание с крупным  хозяйствующим субъектом и быть монополистом может и мелкий (средний) торговец и производитель. «Монополия не обязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны усиливающие конкуренцию тенденции».

В отличие  от Э.Чемберлина, увязывавшего монополистическую  конкуренцию с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, Дж.Робинсон видела в несовершенной конкуренции нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы. В своей работе она приходит к выводу, что «преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие конкурировавшие между собой фирмы, … что способствует еще большей несправедливости в распределении богатства» и дестабилизации социально-экономических отношений рыночной среды. В условиях несовершенного рынка отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».

В настоящее  время термин «монополия» употребляется  в основном в следующих значениях: чистая монополия - единственный продавец; монополия, как фирма, занимающая на рынке доминирующее положение; монополия, как структура рынка, в которой присутствует рыночная власть; соглашение хозяйствующих субъектов о совместных действиях (прекращении конкуренции) в виде явного или неявного сговора. Связанные соглашением хозяйствующие субъекты в данном случае могут вести себя как один. Однако внутри вновь образовавшегося предприятия, как показала практика, может вестись борьба за дополнительные привилегии.

 

2.2 Виды монополии и их место  в современной экономике

 

Противоречия  между естественным стремлением  к экономическому доминированию, как способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими этому требованиями оптимальности решается путем объединения предприятий. Представляя собой как бы ассоциацию оптимальных предприятий, концентрация такого рода регулируется уже иными критериями оптимальности - уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.

Таким образом, различают следующие формы  монополий:

Информация о работе Конкуренция и монополия