Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:
- рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;
- дать характеристику монополии как экономической категории;
- провести исследование антимонопольного законодательства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Конкуренция как экономическая категория…………………………5
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………......5
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции………………………………8
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии….12
2. Монополия как экономическая категория…………………………….15
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов……………………………………………………………………………15
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике……………18
2.3 Рынок несовершенной конкуренции…………………………………21
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики…………………………………………………….24
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства……………..24
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации……26
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конкуренция и монополия.docx

— 62.07 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Антимонопольное законодательство  в Российской Федерации

 

Главной задачей  антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и  монопольных сил, ограничение крайних  форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными интересами, поскольку только так можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.

Первая попытка  создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще  в 1908 г. За образец был взят закон  Шермана. Однако организации российских предпринимателей не поддержали закона и сумели сорвать его принятие.

На настоящий  момент монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Антимонопольное регулирование настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов.

В России в  основу антимонопольного регулирования  положен европейский принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России.

Дальнейшее  развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»

Государственная программа предусматривает следующие  требования и задачи, которые необходимо реализовать в процессе демонополизации  и развития добросовестной конкуренции: ориентация на создание конкурентного рынка, защита интересов потребителей; комплексность задач демонополизации, увеличение числа поставщиков и объёма поставок продукции, снижение барьеров для входа на рынок; развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий.

Со вступлением  в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон РФ «О конкуренции и  об ограничении монополистической деятельности» и Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Новый закон  о конкуренции направлен на совершенствование правового инструментария и на повышение эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства.

Российская  антимонопольная политика сегодня  – не только предмет дискуссий. На самом высоком уровне обсуждается возможность смягчения правового регулирования слияний, а также пересмотр перечня злоупотреблений доминирующим положением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного  механизма хозяйствования, поэтому  необходимо всестороннее изучение этого явления.

Представления о конкуренции формировались  долгое время. Данную проблему изучали  ведущие экономисты А.Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, К.Маркс.

Сущность  конкуренции проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Предприниматели, обладающие новаторским поведением, обычно побеждают в конкурентной борьбе, в этом проявляется «естественный отбор», который осуществляется рынком.

В условиях совершенной  конкуренции связь между производителями  осуществляется только через рынок  и отдельная фирма при реализации своей продукции не оказывает  влияния на условия реализации на рынке.

Конкуренция неотъемлема от монополии. Если конкуренция  означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.

Научные изыскания  и практические разработки проблемы монополии в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые подверг критике модель совершенной конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.

Монополией  называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредотачивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. Монополия имеет различные формы: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум, конгломерат. А также виды: предпринимательская, государственная, естественная.

Западные  и российские экономисты сходятся на том, что имеется четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции обуславливает появление новых черт в поведении товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.

Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный  процесс. Она связана с концентрацией  производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

История антимонопольного законодательства связана с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.

В России в  основу антимонопольного регулирования  положен европейский принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России.

Шагом в направлении совершенствования антимонопольной политики является пересмотр её теоретических оснований с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.

 

 

Список литературы

 

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, -с. 770

2. Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 383 с.

3. Лемешко И. От свободной конкуренции к господству монополий // Пропаганда. 2008. № 10.

4. Микроэкономика: теория и российская практика: учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2005. – 592 с.

5. Р. А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – 504 с.

6. Сидоров В. А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В. А. Сидоров. – М.: «Издательство «Элит», 2006. – 528 с.


 



Информация о работе Конкуренция и монополия