Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:08, реферат
В отечественной и зарубежной литературе присутствуют 3 подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Второй рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Третий подход характеризует конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Конкуренция и типы рыночных структур
В отечественной и зарубежной литературе присутствуют 3 подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Второй рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Третий подход характеризует конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Конкуренция бывает трех видов:
Функциональная – возникает в следствие того, что любую потребность можно удовлетворить абсолютно разными способами, а следовательно все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами.
Видовая – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.
Предметная – результат того, что фирмы выпускают по сути идентичные товары, различающиеся или качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.
По методам конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами-аутсайдерами в борьбе с монополиями, а также для проникновения на рынки с новыми товарами и для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблем сбыта.
Неценовая конкуренция (качества) предполагает более высокий дизайн, надежность, меньшую цену потребления (расход топлива), реклама, трайд-ин, меньшее энергопотребление.
Под рыночной структурой подразумевают:
Различные комбинации данных факторов образуют следующие типы рыночных структур:
Рынок совершенной конкуренции:
Совершенно конкурентный рынок предусматривает достижение стабильного равновесия, что предполагает отсутствие очередей и неудовлетворенного спроса, с одной стороны, и отсутствие сверхнормативных запасов товаров с другой. Примерами таких рынков служат рынки биржевых товаров, рынки сельскохозяйственной продукции, валютный рынок, мировой рынок мороженной рыбы, рынки драгоценных металлов, взаимодействия мелких фирм на региональных или локальных рынках.
Рынок монополистической конкуренции:
Примеры: большинство рынков пищевой промышленности (молочной продукции, кондитерских изделий, пива), рынок одежды, рынки престижных товаров, рынок мебели, рынки бытовой химии, косметики, гланцевые журналы, ресторанный бизнес.
Олигополия и олигопсония:
Примеры олигопольного рынка: машиностроение, автомобильная промышленность, производство сигарет, шин, сталелитейное производство, нефтедобыча и переработка, сотовая связь, рынки прохладительных напитков, водки, рекламных услуг, алюминиевая отрасль.
Примеры олигопсонии: профессиональные спортивные лиги.
Рынок с доминирующей фирмой:
Примеры Кодак (65% рынка), IBM (68%), Дженерал электрик (53%), Боинг (60%), Дженерал моторс (46%), Майкрософт, Аэрофлот, Сбербанк.
Рынок с ассиметричной информацией:
Примеры: рынок труда, промышленного оборудования, товаров длительного пользования, инновационных товаров, антиквариата, образовательных услуг.
Монополия и монопсония:
Примеры монопольного рынка: градообразующие предприятия, фирмы, обладающие патентом на инновацию, рынки престижного потребления, рынок цемента в россии (Евроцемент групп), производство троллейбусов в россии (АО Тролза), добыча алмазов (Алроса).
Примеры монопсонии – градообразующие предприятия (шахты).
Естественная монополия:
Примеры: электроэнергетика, трубопроводный транспорт, водоканал, ЖКХ, ж/д транспорт, метрополитен, газовая отрасль, телефонная связь, информационные технологии.
Картель:
Примеры: ОПЕК, сахарный картель, алюминиевый картель, медный картель, в производстве вооружения, в оптикомеханической промышленности, в России – топливный.
Лекция 3. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
Определение рыночных барьеров
Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими там участниками.
Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, текущие затраты, объем спроса, тип конкуренции, зрелость рынка), либо определяться поведением хозяйствующих субъектов. Важное значение имеют барьеры входа, связанные с сужением географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастания международной конкуренции в условиях ограниченного спроса.
Под барьерами выхода с рынка понимаются любые факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным агентом деятельности на рынке без серьезных экономических потерь.
Барьеры выхода связаны главным образом со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности, такими как ликвидность активов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, сырья, замкнутость и связанность технологический цепочек.
Так как барьеры входа и выхода тесно взаимосвязаны между собой, то принято использовать общий термин рыночные барьеры.
Различные исследователи дают разные трактовки понятию рыночные барьеры, что связано с отражением какой-либо специфической стороны данного явления.
Джо Бэйн, основоположник изучения барьеров дает следующее определение: входные барьеры – это все, что позволяет находящимся в выгодной ситуации фирмам зарабатывать сверхприбыли без угрозы входа.
Согласно Стиглеру к барьерам следует отнести все факторы, создающие ассиметрию, если она имеет экономическое выражение – в виде дополнительной прибыли фирм-старожилов.
Немецкий экономист Вайцзеккер считает, что входной барьер – это затраты производства, которые должна нести фирма, пытающаяся войти в отрасль, но которые не несут фирмы, уже функционирующие на рынке.
Классификация рынков по наличию и уровню входных барьеров
Стратегические и нестратегические барьеры входа и выхода
Рыночные барьеры можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические. К нестратегическим барьерам относятся условия, находящиеся вне контроля фирм-старожилов и объясняющие, почему входа новых фирм не происходит при цене выше предельных издержек. Стратегические барьеры, или стратегии предотвращения входа – действия фирм в случае угрозы входа со стороны потенциальных новых конкурентов.
К нестратегическим барьерам относятся: