Конкуренция и типы рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:08, реферат

Краткое описание

В отечественной и зарубежной литературе присутствуют 3 подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Второй рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Третий подход характеризует конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Konkurentsia_i_tipy_rynochnykh_struktur.docx

— 31.83 Кб (Скачать файл)

Конкуренция и типы рыночных структур

В отечественной и зарубежной литературе присутствуют 3 подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Второй рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Третий подход характеризует конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Конкуренция бывает трех видов:

Функциональная – возникает в следствие того, что любую потребность можно удовлетворить абсолютно разными способами, а следовательно все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами.

Видовая – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.

Предметная – результат того, что фирмы выпускают по сути идентичные товары, различающиеся или качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.

По методам конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами-аутсайдерами в борьбе с монополиями, а также для проникновения на рынки с новыми товарами и для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблем сбыта.

Неценовая конкуренция (качества) предполагает более высокий дизайн, надежность, меньшую цену потребления (расход топлива), реклама, трайд-ин, меньшее энергопотребление.

Под рыночной структурой подразумевают:

    • Количество продавцов и покупателей;
    • Размер продавцов и покупателей (рыночная доля);
    • Наличие и величина барьеров входа на рынок;
    • Симметрия (ассиметрия) информации на рынке;
    • Воздействие продавцов и покупателей на рыночную цену.

Различные комбинации данных факторов образуют следующие типы рыночных структур:

Рынок совершенной конкуренции:

  • Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;
  • Крупнейшая фирма отрасли производит незначительный объем продаж (покупок) по сравнению со всем рынком;
  • Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах, все экономические агенты обладают полным знанием экономических параметров рынка;
  • Свободный вход на рынок и выход с него – наличие высокой степени мобильности ресурсов между отраслями экономики;
  • Однородность продаваемой продукции;
  • Отсутствие значимого влияния на рыночную цену со стороны продавцов или покупателей.

Совершенно конкурентный рынок предусматривает достижение стабильного равновесия, что предполагает отсутствие очередей и неудовлетворенного спроса, с одной стороны, и отсутствие сверхнормативных запасов товаров с другой. Примерами таких рынков служат рынки биржевых товаров, рынки сельскохозяйственной продукции, валютный рынок, мировой рынок мороженной рыбы, рынки драгоценных металлов, взаимодействия мелких фирм на региональных или локальных рынках.

Рынок монополистической конкуренции:

  • Наличие большого числа покупателей и продавцов;
  • Производство и продажа дифференцированного товара;
  • Отсутствие барьеров входа и выхода;
  • Наличие, как правило, незагруженных мощностей;
  • Рыночная цена выше предельных издержек, но равна среднем долгосрочным переменным издержкам;
  • Рекламоемкий рынок – высокая отдача от рекламных расходов, высокая чувствительность потребителей к рекламным посланиям.

Примеры: большинство рынков пищевой промышленности (молочной продукции, кондитерских изделий, пива), рынок одежды, рынки престижных товаров, рынок мебели, рынки бытовой химии, косметики, гланцевые журналы, ресторанный бизнес.

Олигополия и олигопсония:

  • Число продавцов (покупателей) товара невелико;
  • Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;
  • Существуют значительные барьеры входа-выхода;
  • Продаваемый товар может быть как однородным, так и дифференцированным;
  • При принятии решения о цене и объеме продаж каждая фирма учитывает предполагаемую реакцию своих конкурентов.

Примеры олигопольного рынка: машиностроение, автомобильная промышленность, производство сигарет, шин, сталелитейное производство, нефтедобыча и переработка, сотовая связь, рынки прохладительных напитков, водки, рекламных услуг, алюминиевая отрасль.

Примеры олигопсонии: профессиональные спортивные лиги.

Рынок с доминирующей фирмой:

  • Наличие доминирующей фирмы – агента, который продает или покупает значительную долю своего объема рынка (как правило, больше 35%) и при этом способен на стратегическое поведение – использовать свои преимущества с целью воздействия на рынок;
  • Наличие большого числа фирм-аутсайдеров – небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или схожий товар, но не способных оказать влияние на рыночную цену;
  • Рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, а фирмы-аутсайдеры принимают е как данную рынком;
  • Наличие, как правило (хотя и не всегда), барьеров входа или выхода.

Примеры Кодак (65% рынка), IBM (68%), Дженерал электрик (53%), Боинг (60%), Дженерал моторс (46%), Майкрософт, Аэрофлот, Сбербанк.

Рынок с ассиметричной информацией:

  • Наличие ассиметричной информации: продавцы знают о товаре больше, чем покупатели; одна часть покупателей знает о товаре больше, чем другая;
  • Информированная сторона рынка назначает цену и обладает рыночной властью.

Примеры: рынок труда, промышленного оборудования, товаров длительного пользования, инновационных товаров, антиквариата, образовательных услуг.

Монополия и монопсония:

  • Наличие одного производителя или одного покупателя;
  • Наличие высоких барьеров входа.

Примеры монопольного рынка: градообразующие предприятия, фирмы, обладающие патентом на инновацию, рынки престижного потребления, рынок цемента в россии (Евроцемент групп), производство троллейбусов в россии (АО Тролза), добыча алмазов (Алроса).

Примеры монопсонии – градообразующие предприятия (шахты).

Естественная монополия:

  • Положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами отрасли;
  • Большие первоначальные капитальные вложения;
  • Незначительные дополнительные издержки производства (предельные);
  • Наличие одной (2) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;
  • Возможно существование и других (небольших) фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;
  • Убыточное предельное (конкурентное) ценообразование.

Примеры: электроэнергетика, трубопроводный транспорт, водоканал, ЖКХ, ж/д транспорт, метрополитен, газовая отрасль, телефонная связь, информационные технологии.

Картель:

  • Объединение нескольких или всех продавцов или покупателей товара для проведения единой сбытовой политики;
  • Назначение единой цены всеми продавцами или покупателями и или согласованное ее изменение на протяжении достаточно длительного периода;
  • Регулирование квот выпуска (закупок);
  • Установление монопольной или близкой к ней рыночной цены.

Примеры: ОПЕК, сахарный картель, алюминиевый картель, медный картель, в производстве вооружения, в оптикомеханической промышленности, в России – топливный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 3. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка

  • Определение рыночных барьеров.
  • Классификация рынков по наличию и уровню входных барьеров.
  • Стратегические и нестратегические барьеры входа и выхода.
  • Теория квазиконкурентных рынков.

Определение рыночных барьеров

Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими там участниками.

Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, текущие затраты, объем спроса, тип конкуренции, зрелость рынка), либо определяться поведением хозяйствующих субъектов. Важное значение имеют барьеры входа, связанные с сужением географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастания международной конкуренции в условиях ограниченного спроса.

Под барьерами выхода с рынка понимаются любые факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным агентом деятельности на рынке без серьезных экономических потерь.

Барьеры выхода связаны главным образом со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности, такими как ликвидность активов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, сырья, замкнутость и связанность технологический цепочек.

Так как барьеры входа и выхода тесно взаимосвязаны между собой, то принято использовать общий термин рыночные барьеры.

Различные исследователи дают разные трактовки понятию рыночные барьеры, что связано с отражением какой-либо специфической стороны данного явления.

Джо Бэйн, основоположник изучения барьеров дает следующее определение: входные барьеры – это все, что позволяет находящимся в выгодной ситуации фирмам зарабатывать сверхприбыли без угрозы входа.

Согласно Стиглеру к барьерам следует отнести все факторы, создающие ассиметрию, если она имеет экономическое выражение – в виде дополнительной прибыли фирм-старожилов.

Немецкий экономист Вайцзеккер считает, что входной барьер – это затраты производства, которые должна нести фирма, пытающаяся войти в отрасль, но которые не несут фирмы, уже функционирующие на рынке.

 

Классификация рынков по наличию и уровню входных барьеров

  1. Отрасли со свободным входом. Уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек. Наблюдается свободное перемещение капитальных, финансовых и трудовых ресурсов между отраслями. (крайне редко)
  2. Отрасли с краткосрочными барьерами входа. В этих условиях фирмы-старожилы могут получать положительную экономическую прибыль в краткосрочном периоде за счет краткосрочного недопущения новых фирм на рынок. Однако в долгосрочном периоде эти преимущества исчезают. (большинство рынков)
  3. Отрасли с замедленным входом. В таких отраслях старые фирмы обладают преимуществами перед новыми фирмами и проводят ценовую политику, которая препятствует проникновению новых фирм на рынок, в результате чего старые фирмы получают положительную прибыль даже в долгосрочном периоде. Но с течением времени небольшое число новых конкурентов все же может просочиться на рынок. Рынок не является полностью закрытым для соперников.
  4. Отрасли с блокированным входом. Вход новых фирм полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах. Число фирм не меняется на протяжении очень длительных периодов времени. (естественные монополии)

 

Стратегические и нестратегические барьеры входа и выхода

Рыночные барьеры можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические. К нестратегическим барьерам относятся условия, находящиеся вне контроля фирм-старожилов и объясняющие, почему входа новых фирм не происходит при цене выше предельных издержек. Стратегические барьеры, или стратегии предотвращения входа – действия фирм в случае угрозы входа со стороны потенциальных новых конкурентов.

К нестратегическим барьерам относятся:

    • Емкость рынка (ограниченного спроса);
    • Объем капитальных затрат (первоначальных инвестиций);
    • Абсолютное преимущество в издержках;
    • Относительное преимущество в издержках;
    • Административные барьеры;
    • Состояние инфраструктуры рынка;
    • Качество товара и репутация фирмы;
    • Криминальные барьеры;

Информация о работе Конкуренция и типы рыночных структур