Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:08, реферат
В отечественной и зарубежной литературе присутствуют 3 подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Второй рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Третий подход характеризует конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
К стратегическим барьерам:
Емкость рынка. Потенциальная емкость рынка создает барьер в виде ограниченности спроса. Емкость рынка показывает, какой максимальный объем продаж может быть осуществлен на рынке безотносительно того, будет ли этот объем поставлен одной или несколькими фирмами. Однако чем выше емкость рынка, тем при прочих равных условиях ниже барьер входа, больше места на рынке для большего числа фирм. Чем ниже емкость рынка, тем меньше возможности остается для входа потенциальных конкурентов. Емкость рынка определяется высокой насыщенностью потребителей товарами данного вида и низкой платежеспособностью населения, а для внутреннего рынка – еще и наличием или отсутствием иностранных конкурентов.
Объем капитальных затрат. Это объем первоначальных инвестиций, необходимых для организации безубыточного производства в отрасли. К объему первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок, можно отнести затраты на строительство нового или реконструкцию старого производства и мощностей, расходы на НИОКР, затраты на освоение выпуска какого-либо товара, на организацию сбытовой сети и подготовку персонала. Высота данного барьера зависит от минимально эффективного размера предприятия отрасли, а также определяется степенью развитости рынка труда и капитала и степенью конкурентности данных рынков. Для РФ этот барьер является особенно значимым в силу объективным причин: неразвитости рынка ценных бумаг, высокие проценты по кредиту (в 2 -3 раза выше чем в Европе и США), недоверие к государству и отвлечению финансов фирм на валютный рынок и т.п.
Абсолютное преимущество в издержках фирм-старожил. Означает, что функция издержек старой фирмы при любом доступном объеме выпуска расположена ниже функции издержек новой фирмы. Поэтому фирма-старожил может назначать цену выше своих средних издержек, но ниже средних издержек потенциальных конкурентов. Абсолютное преимущество в издержках создается за счет следующих факторов:
Относительные преимущества в издержках создаются за счет того, что старые фирмы производят больший объем выпуска, чем может освоить потенциальный конкурент, поэтому даже при одинаковой технологии производства (одинаковых функциях издержек) – издержки на единицу выпуска у фирмы-старожила будут ниже. Относительные преимущества могут возникать в результате действия положительного эффекта масштаба производства, преимущества «первого хода» или эффекта обучения.
Административные барьеры. Возникают как следствие регулирующей деятельности государства на разных уровнях административной власти. Они включают в себя затраты фирм, связанные с процедурой регистрации предприятий причем не только в денежном выражение, но и во временных затратах на согласование в различных инстанциях. Административные барьеры могут принимать следующие формы:
Состояние инфраструктуры рынка. Наличие и степень развитости транспортной системы и системы складирования оказывает влияние на возможность перемещения товаров, т.е. на наличие или отсутствие местных локальных рынков.
Качество товара и репутация фирмы служит объективным барьером входа через налаженную систему связи с потребителями. Когда речь идет о товарах длительного пользования или о принципиально новых товарах, качество которых сложно оценить до покупки, то приобретение товара незнакомой фирмы выступает в качестве необратимых издержек для покупателей. В этой связи у новой фирмы возникают дополнительные издержки на «просвещение» потребителей и создание репутации.
Криминализация экономики. Если функционирование фирм зависит от наличия связей с криминальными группировками, то проникновение новых фирм на рынок будет связано с издержками по налаживанию отношений в криминальном мире. Чем выше криминализация экономики тем выше вероятность физического устранения новых конкурентов.
Ценообразование, ограничивающее вход на рынок. Можно рассматривать с двух точек зрения – назначение цены на основе абсолютных или на основе относительных преимуществ в издержках. Модель Бейна. Если старая фирма обладает абсолютными преимуществами в издержках, то она может назначит цену на свой продукт чуть ниже средних издержек потенциального конкурента, но выше своих собственных средних издержек. Для эффективного применения подобного механизма необходимо выполнение условия Сайлос-Лабини: после попытки входа новой фирмы старая фирма не меняет объем выпуска, и потенциальный конкурент знает об этом. Модель Модильяни: если старая фирма характеризуется относительным преимуществом в издержках, она может выпустить такой объем продукции, который заполнит практически весь рынок, так что для новой фирмы либо не будет места вообще, либо останется незначительная доля, охватить которую можно только на основе высоких издержек выпуска. В этом случае должно выполняться условие Милгрома-Робертса: асимметрия информации в отношении цены между старой и новой фирмами.
Стратегию ценообразования, ограничивающего вход, можно рассмотреть в виде двухстадийной игры. На первой стадии перед угрозой входа старая фирма назначает низкую цену, которая может быть, даже ниже ее собственных издержек. После того как вход предотвращен, наступает вторая стадия – монополизация рынка. Данная стратегия очень сложна к применению на практике, так как зависит от точности оценок издержек старой и новой фирм и величины спроса при разных уровнях цен.
Дополнительные инвестиции в оборудование. Такие инвестиции принимают вид незагруженных мощностей и служат показателем невозвратных издержек. Фирма-новичек, осознавая наличие незагруженных мощностей у старой фирмы, не будет рисков и откажется от входа в отрасль, так как в противном случае фирма-старожил сможет быстро заполнить рынок до предела.
Дифференциация товара. Старая фирма для предотвращения входа новых фирм может заполнить рынок значительным количеством товаров-субститутов, так что новой фирму будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок. В условиях диверсификации товара действует положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного товара данной фирмы способствует сбыту и других ее товаров.
Долгосрочные контракты с третьими лицами. Если вся продуктовая цепочка от поставки ресурсов до сбыта продукции находится под контролем старой фирмы, то новая фирма не найдет себе место на рынке, либо будет нести дополнительные издержки на создание собственной продуктовой цепочки.
На практике стратегические барьеры оказываются слабо задействованы. Это объясняется их сопровождением сильными положительными внешними эффектами, которыми будут пользоваться и все остальные участники рынка, причем безвозмездно. Иными словами стратегии стратегических инвестиций выступают в качестве общественного блага. Поэтому фирмы будет стремиться сделать их как можно меньше для эффективного предотвращения входа.
Теория квазиконкурентных рынков
Американские экономисты Баумоль, Панзар, Вилиг разработали теорию квазиконкурентных (соревновательных) рынков – таких рыночных структур, которые по форме (числу участников, размеру фирм) напоминают высококонцентрированный, олигопольный рынок, но по результату (цене и объему продаж) приближаются к конкурентному.
Для того, чтобы квазиконкурентный рынок существовал, должны одновременно быть задействованы следующие факторы: