Конкуренция как источник развития рыночной экономики: механизм реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:16, реферат

Краткое описание

Задачи:

выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом.

установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.

определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране.

Содержание

•ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………
•ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ……………………………….
•КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ…
•АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………
•ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..
•СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

То что надо!.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

    Главные формы проявления конкуренции- ценовая  и неценовая. Эти две формы  не только сосуществуют и проявляются  одновременно, но и обычно взаимодействуют. Во всех странах применяются ценовые  методы конкурентной борьбы. К ним  относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относятся также метод ценовой дискриминации(разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Однако как долговременная тенденция идёт смещение ’’центра тяжести’’ от ценовой к неценовой форме конкуренции. Неценовые методы конкурентной борьбы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

    Конкуренция по продукту- это стремление захватить  часть отраслевого рынка конкурента путём выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продаётся одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

    Конкуренция по условиям продаж- использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.

    Особыми методами неценовой конкуренции  являются продажа товаров в рассрочку  и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

    Научно-технический  прогресс создаёт широкие возможности  для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический  потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

    В структурном плане можно выделить внутри- и межотраслевую конкуренцию. Оба эти направления получают всё более масштабное развитие, отражая закономерности углубления общественного (и его разновидности- международного) разделения труда, специализации и дифференциации производства, сопровождающихся ростом числа отраслей, подотраслей, производств, усилением их взаимозависимости, а также возрастающие размеры перелива капитала между отраслями и внутри них.

    В соответствии с территориальным  охватом обычно выделяют конкуренцию  в пределах района страны, всей страны, региона, мира в целом. Исторически конкуренция вместе с рынком первоначально развивалась в отдельных районах и, перерастая их рамки, постепенно приобретала национальный и международный характер. Достигнув общемировых масштабов, конкуренция задаёт обратные импульсы конкуренции на местах в пределах стран, неизмеримо расширяя возможные пространственные рамки её проявления, посылая ей мощные импульсы для усиления, устанавливая единые ’’стандарты поведения’’, которые формируются общемировыми условиями.

    В соответствии с поведением участников(субъектов) рыночных отношений конкуренция  проявляется по следующим направлениям: ’’товаропроизводитель-товаропроизводитель’’, ’’покупатель-покупатель’’, ’’покупатель-товаропроизводитель’’.

    Имея  в виду конкуренцию по указанным направлениям, следует отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно она является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты- постоянное совершенствование существующих и появление новых, всё более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, ’’вымывание’’ неэффективных товаропроизводителей и производств, а в конечном счёте динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение её эффективности и конкурентоспособности.

    Напротив, борьба между покупателями за товар, если она носит долговременный характер, не даёт положительных экономических  результатов и свидетельствует о подавляющем господстве монополий и сверхмонополий в производстве и на рынке. Такого рода конкуренция существует в условиях дефицитного рынка, который лишён возможности оказывать реальное влияние на производственную, сбытовую, ценовую политику монополий, осуществляющую её в такой ситуации исходя исключительно из своих эгоистичных интересов.  
 
 

КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ:

    Реально сложившаяся практика экономической  жизни в мире показывает, что рынок  и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

    Конкуренция- сердцевина современного рыночного  механизма не только потому, что  масштабы её проявления за последние  десятилетия неизмеримо выросли. Главное  в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление- чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

    До  недавнего времени в советской  экономической литературе наличие  монополии и конкуренции связывалось  исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

    Рыночная  конкуренция в нашей экономике  была устранена с ликвидацией  частной собственности. Тотальное  огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка  и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

    Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь- благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды- сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

    Конкурентная  среда, как и рыночная экономика  в целом- не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики- особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

    Конкурентной  среде предшествует становление  конкуренции как таковой, т.е. формы  взаимоотношений хозяйствующих  субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

    В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:

    устранение  рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного  производства.

    свёртывание товарно-денежных отношений

    ликвидация  конкуренции

    искусственная концентрация и узкая специализация  производства

    преобладание  централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

    Наша  экономика уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда  обитания хозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольный производитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные экономические субъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную.

    Отличия рыночной монополии от монополии  в условиях командной экономики представлены следующим образом:

    Государственный монополизм по своему содержанию является точной копией характерных признаков  чистой монополии в рыночной экономике.

    В Республике Беларусь господствуют монополия  государственной собственности- по содержанию, а по форме- чистая монополия и олигополия. На долю 1-4 крупных производителей определённых товаров приходится 70% выпуска продукции. Уникальность белорусских монополий заключается в том, что многие их них находятся в крайне тяжёлом финансовом положении, а некоторые- даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, отсутствие средств на выплату заработной платы, низкая рентабельность- таков далеко не полный перечень признаков отечественных монополистов(например, чтобы обеспечить ПО ’’БелавтоМАЗ’’ производство конкурентоспособной продукции, на первом этапе технической реконструкции необходимо иметь 300 млн. долл. США).

    Характерным явлением отечественного производства становится монопсония (предприятие- единственный покупатель), чему способствует монопольность торговой сети.

    В настоящее время происходит трансформация  монополизма в скрытые гипертрофированные формы: скрытая монополия государства, чиновников, богатых, мафиозно-коррумпированных кланов в торговле, сфере обращения, финансовой, скрытая монополия иностранного капитала в отдельных отраслях.

    ’’В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной  политики является формирование полноценной  конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики ’’,- подчёркнуто в программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы’’.

    Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже- в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.

    В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:

    становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли  за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между  банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями- за установление связей с производителями.

    формирование  межотраслевой конкуренции за норму  прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство  между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.

    зарождение  равнопартнёрских отношений между  отечественными и иностранными производителями.

    Специалисты полагают, что этапы становления  конкуренции будут совпадать  с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.

    Целесообразно различать условия возникновения  конкуренции и условия формирования конкурентной среды.

    Основными условиями появления конкуренции  являются:

    собственность на средства производства, продукт  и доход

Информация о работе Конкуренция как источник развития рыночной экономики: механизм реализации