Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:16, реферат
Задачи:
выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом.
установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.
определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране.
•ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………
•ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ……………………………….
•КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ…
•АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………
•ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..
•СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….
Оценивая с позиций антимонопольного закона ситуацию в РБ и сравнивая уровень развития предпринимательства с другими странами, можно отметить, что процесс формирования конкурентной среды набирает силу. Например, только в 1994г. подверглись разукрупнению 64 предприятия торговли и общественного питания с выделением из них 199 структурных единиц, на базе которых образовано 121 торговое предприятие негосударственной формы собственности.1
По данным налоговой инспекции, на 1 января 1995 года в РБ зарегистрировано около 250 тысяч хозяйственных субъектов, в том числе 95 тысяч предприятий различных форм собственности и 154,5 тысяч предпринимателей без образования юридических лиц. В 1994г. в Беларуси прирост создаваемых предприятий сохранился на уровне 1992-1993 годов- 18 тысяч в год. Он в основном обеспечивался за счёт открытия новых малых предприятий, т.к. количество госпредприятий за последние три года увеличилось только на тысячу.
О
повышении интереса к самостоятельной
предпринимательской
Расчёты показывают, что полноценную конкурентную среду при таких темпах в Беларуси можно сформировать не раньше чем через 10-15 лет. Это подтверждает и тот факт, что уровень развития предпринимательства, который нередко определяется количеством жителей, приходящихся на одного хозсубъекта, в нашей стране в 4 раза ниже рекомендованного специалистами. В РБ один хозсубъект зарегистрирован на 42 жителя, в то время как в США, по данным министерства, - на каждые 14 человек, в Польше- на 27, а в отдельных регионах развитых государств один ’’бизнес’’ зарегистрирован на 6 человек. В Брестской области один хозсубъект числится на 51 жителя, в Витебской - на 64, в Гродненской- на 60, в Могилёвской- на 77, в Гомельской- на 85.
Анализ становления и развития средних и малых предприятий в РБ показывает, что сегодня продолжается деятельность предприятий, обеспечивших себе производственный задел до начала 1992 года на торгово-посреднических операциях. Вновь созданные малые предприятия, количество которых за 1992-1995 годы увеличилось более чем на 54 тысячи, не могут вносить пока существенный вклад в экономику, так как сталкиваются с серьёзными трудностями. Около 10 тысяч зарегистрированных малых предприятий так и не приступили к производственной деятельности в течение полутора-двух лет. Основные проблемы- отсутствие стартового капитала и возможности получить кредиты, недостаток и недоступность производственных и непроизводственных помещений, низкий уровень квалификации предпринимателей. Сегодня в Беларуси практически отсутствует система государственного регулирования процесса создания и развития малых предприятий, не завершено формирование соответствующей законодательной базы. Из данных госстатистики видно, что число действующих производственных предпринимательских структур в нашем государстве в последнее время практически не растёт и составляет не более 6 тысяч предприятий, на которых работает около 60 тысяч человек. В этой связи Министерство по антимонопольной политике(сейчас- Министерство предпринимательства и инвестиций) подготовило и предложило правительству проект Указа Президента РБ ’’О дополнительной поддержке развития малого предпринимательства в сфере материального производства’’, который предусматривает определённые приоритеты для развития производственного сектора.
Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Однако практика показала, что необходимо всё-таки искать другие пути. Для естественных монополий(энергетика, связь, коммунальные услуги, транспорт, исключая грузовой автотранспорт и такси) в силу специфики этих отраслей, исключающей формирование в них конкурентных рынков и следовательно, возможность рыночного регулирования, требуются особые подходы к регламентации их деятельности. В первую очередь необходим контроль за обоснованностью цен и тарифов. В Минской области, например, где к категории естественной монополии отнесено 55 хозсубъектов, облисполком принял разработанное Минским областным управлением по антимонопольной политике положение о регулировании деятельности естественных монополий на областном уровне. На базе отдела цен облисполкома создана комиссия по регулированию их деятельности. Для предприятий искусственной монополии необходим контроль основных параметров их деятельности на основе статотчётности. Конечно, это вынужденная мера, но пока нет конкуренции, без регулирования ценообразования не обойтись. Это служит сдерживающим фактором и какой-то защитой потребителей от злоупотреблений монополистов. Так, только в 1994 году в результате принятых органами ценообразования мер по предотвращению необоснованного завышения себестоимости, ограничению уровня рентабельности оптовые цены на продукцию предприятий-монополистов были скорректированы в сторону снижения на сумму более 7 млрд. рублей в расчёте на годовой объём производства. Только на продукцию АО ’’Гроднообувь’’ цены скорректированы более чем на 3,3 млрд. рублей, на детские велосипеды Гродненского завода агрегатов- на 1,1 млрд. За необоснованное увеличение затрат в расчётных материалах при декларировании цен, а также за превышение декларированных цен у Могилёвского завода искусственного волокна изъято в республиканский бюджет более 300 млн. рублей, у ПО ’’Полимер’’(Новополоцк)- 80 млн. рублей, Брестского электролампового завода- 75 млн. рублей. В результате необоснованного завышения себестоимости на лекарственные препараты, отнесённые к монопольным видам продукции ПО ’’Белмедпрепараты’’, фактическая рентабельность этой продукции составила 133%. Полученная дополнительная прибыль на сумму 103 млн. рублей изъята в доход госбюджета со штрафом в таком же размере.
Однако наблюдаются и случаи злоупотребления органов. Всего с июля 1994 года по первое полугодие 1995 года по поступившим заявлениям и в ходе инициативных проверок были выявлены антиконкурентные действия ряда хозсубъектов и органов управления, что послужило основанием для выдачи 41 предписания за нарушение антимонопольного законодательства. Как правило, нарушения связаны со злоупотреблением хозсубъектами доминирующим положением на рынке и неправильно принятыми актами и действиями органов управления, направленными на ограничение конкуренции.
Так,
в конце декабря 1994 года в министерство
обратился Белорусский
В марте 1995 года в Гомельской области территориальное управление по антимонопольной политике поступило заявление от страховой компании ’’БелАСКО-Гомель’’ по поводу решения, принятого Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома, которым рекомендовано исключить случаи сотрудничества предприятий райагропромтехники и райагропромснаба с иными страховыми компаниями и в течение января-февраля того года заключить договоры страхования только со страховым обществом ’’Агро’’. Гомельское областное территориальное управление по антимонопольной политике пришло к выводу, что действия Комитета незаконны, т.к. они создают дискриминационные условия для страховой компании ’’БелАСКО-Гомель’’, иных страховых компаний и хозсубъектов системы агропрома, что противоречит ст.7 антимонопольного закона и ведёт к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг. Управление выдало предписание Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома с определением устранить нарушение антимонопольного законодательства- признать недействительным ранее принятое решение в части исключения случаев сотрудничества предприятий агропрома с иностранными страховыми компаниями.
Существуют и другие примеры. Так, частное предприятие фирмы ’’Стар’’(Гомель) обратилось в Гомельское областное территориальное управление по антимонопольной политике с жалобой на то, что в технологические условия на энергоснабжение мини-пекарни Гомельским городским районом энергетических сетей был незаконно включён пункт о долевом участии в развитии энергетики из расчёта 300 тысяч рублей за один кВт требуемой мощности. В результате рассмотрения жалобы управление пришло к выводу, что действия руководства ГРЭС являются незаконными. Согласно постановлению Совмина РБ от 15.10.1990 года № 260 пункт 8, потребители электрической энергии и тепла, выпускающие товары народного потребления, освобождаются от перечисления средств на долевое участие в развитии энергетики (Фирма ’’Стар’’, закупив оборудование в фирме ’’Дока-хлеб’’ за счёт кредитных средств, выпускает нужный для населения постоянно свежий хлеб высокого качества). Своим действием ГРЭС препятствует выходу на рынок вновь образованному хозсубъекту, что является нарушением ст.5 Закона РБ ’’О противодействии монопольной деятельности и развитии конкуренции’’. В мае 1995 года управление выдало предписание Гомельскому городскому району электрических сетей исключить из технологических условий на энергоснабжение мини-пекарен вышеупомянутый пункт и возвратить фирме ’’Стар’’ незаконно полученные средства в сумме 12 млн. рублей.
Министерство
также разработало проект закона
’’О государственной поддержке
малых предприятий’’. Он предусматривает
предоставление дополнительных правовых
гарантий для предпринимательской деятельности,
содержит нормы и положения, стимулирующие
развитие малых предприятий, а значит
стимулирующие развитие и конкуренции,
определяет систему и исполнителей государственной
политики в области поддержки предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
С учётом вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, её характера в условиях современного рынка и антимонопольного законодательства как источнике развития конкуренции:
1)
Конкуренция в рыночной
2)
Для хозяйственных единиц в
условиях развитого рынка
3)
Государство должно играть
4)
В Республике Беларусь
Информация о работе Конкуренция как источник развития рыночной экономики: механизм реализации