Контроллинг внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования курсовой работы:
- расписать (в широком и узком смысле) понятие контроллинга, определив его сферу действия;
- рассмотреть, изучить и закрепить теоретические и методологические вопросы контроллинга;
- выявить инструменты, используемые контроллингом во внешней среде;
- изучить теорию разработок контроллинга и опыт функционирования системы контроллинга внешней среды;
- заключение с общими выводами по поставленным целям;
- список литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА….…………....5
Сущность и предмет контроллинга ………..……………………...5
Задачи и цели контроллинга ………………………………………7
История развития контроллинга….……………………………....12
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА .......…...16
Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
Формирование системы контроллинга внешней среды...............24
Оценка влияния внешних факторов контроллинга на развитие предприятия …..……………………………………………...........26
ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АвтоВАЗ».......................................................34
3.1. Финансово-хозяйственной деятельности предприятии……….…34
3.2. Анализ системы контроллинга внешней среды на ОАО «АвтоВАЗ»………………………………………………………………..40
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы контроллинга…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Контроллинг..docx

— 418.03 Кб (Скачать файл)

Безубыточность – представляет собой такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие получало прибыль. Ее можно выразить в кол-ве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточности объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающим показателям при разработке бизнес-планов, обосновании

управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей  основывается на следующем взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль.

Разность между фактическим  безубыточным объемом продаж – это  зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический  объем продаж выше критического, при  котором рентабельность продаж равна  нулю.

Анализ величины в точке  безубыточности используется для:

- определения целевой  прибыли;

- для принятия решений  об объемах выпуска отдельных  видов продукции;

- для устранения контроля  ценовой политики;

- для принятия инвестиционных  решений;

- для определения критической  выручки;

- для определения финансовой  устойчивости предприятия.

Третий метод, это метод расчета сумм покрытия – в этом случае метод контроллинга с выручки вычитают сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене. Прибыль возникает тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат (см. таблицу 1).

                            Показатели                                             сумма, тыс. руб.                   %


                  Выручка от реализации                                             900                              100

                  - переменные затраты                                               520                              58

                  = сумма покрытия                                                      380                              42

                  - постоянные затраты                                                 270                             30

  = прибыль (производственный  результат)                           110                             12

                                                                                          Таблица 1



 

 

 

 


 

Метод четвёртый – это  метод расчета инвестиций:

1)Цели инвестиционных расчетов:

- определение выгодности  отдельных инвестиционных проектов;

- выбор объектов инвестирования  из нескольких вариантов;

- формирование инвестиционных  программ;

2) данные, необходимые для  инвестиционных расчетов:

- внутренние ( переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, производительность, рыночная доля и т.д.)

- внешние (конъюнктура  рынка, технологический прогресс, цены,   законодательство, состояние рынка труда и т.д.).

3) методы инвестиционных  расчетов.

Оценка отдельных инвестиционных объектов осуществляется статистическими  и динамическими методами.

Статистические методы (4):

  а) метод сравнивания  по издержкам;

  б) метод сравнивания  по прибыли;

  в) метод расчета  рентабельности;

  г) метод расчета амортизации (срока окупаемости).

Динамические методы (их два):

  а) метод расчета  ценности капитала;

  б) метод расчета  внутренней рентабельности.

Перейдём к инструментам контроллинга.

Теория принятия решений  служит для описания и формирования процесса управления, если в качестве главных направлений деятельности руководителей рассматривать планирование, управление и контроль. Планирование занимает в теории принятия решений центральное место и представляет собой регулярно повторяющийся процесс принятия решений. Процессы планирования и контроля, за реализацией планов во многом зависят от специфики стиля управления на предприятии и связаны с принятием руководителями на себя определенной ответственности. Поэтому теоретическую базу процесса управления образуют также психология, философия и предпринимательская этика.

Предприятие можно представить  как сверхсложную открытую социально- техническую систему, связанную специфическими отношениями с внешней средой. Чтобы получить прибыль и достичь других целей, на предприятии производят блага (товары и услуги) для удовлетворения спроса со стороны. При этом элементы потенциала предприятия (персонал и средства производства) взаимодействуют с объектами. К этим действиям относятся процессы, связанные с получением, переработкой, передачей и накоплением материальных и нематериальных, реальных и номинальных благ или денежных средств. Под реальными благами в дальнейшем понимаются преимущественно информация и материальные блага, поскольку для промышленного предприятия характерно прежде всего производство материальных благ в результате действий людей или машин, перерабатывающих или обрабатывающих в ходе технологического процесса сырье, материалы и полуфабрикаты. С производством товаров связано также оказание услуг.

Информация, материальные и  номинальные блага – объекты, с которыми совершаются действия, - представляют собой элементы входа  и выхода. Если выход одного элемента является входом другого элемента, то между ними образуются информационные, товарные, а также денежные потоки. Эти потоки проходят через предприятие и связывают его с внешней средой. Информационные потоки частично проходят без сопровождающих их потоков товаров и денег. Потоками товаров и другими реальными потоками, а также денежными потоками можно управлять при помощи информационных потоков.

Промышленное предприятие  можно рассматривать как элемент  народного хозяйства с названными выше входными и выходными потоками (рис. 6).

Промышленное 


предприятие

     Банк


 

 

  Предприятие  сферы   


               услуг                                                        

    Государство


 Домашнее    хозяйство


 

 

               Торговое


            предприятие

          Промышленное


            предприятие


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        - материально- вещественные потоки


                        - денежные потоки


                        - информационные потоки


Рис. 6   Предприятие как подсистема народного хозяйства

Планирование. Процесс принятия решения связанный с будущем называют планированием. Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями и принятием планов.

Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия  посредством:

целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

выявления рисков и снижения их уровня;

разукрупнения и тем самым  упрощения процессов;

повышения гибкости, приспособляемости  к изменениям.

Планирование обусловлено  анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.

Контроль. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.

Контроль включает также  комплекс мероприятий по анализу  вероятных отклонений от запланированных  показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь  инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.

Главный смысл контроля заключается  в создании гарантий выполнения планов и в общем повышении эффективности  управленческого процесса.

Совокупность управленческих решений, принимаемых высшим руководством, часто определяют как политику предприятия. К политическим решениям относятся прежде всего решения, связанные с генеральными целями предприятия, выражающими философию предприятия, т.е. общие или согласованные ценностные представления высшего руководства.

 Контроллинг


Предприятия, внедрившие и  применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет управления процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности (рис.7).



 оперативный


стратегический



 

  • Отчеты о хозяйственной деятельности

  • Анализ издержек по центрам учета и отчетности
  • Анализ предельных издержек
  • Маржинальный анализ ( расчет сумм покрытия)
  • Анализ точки безубыточности
  • Анализ оптимального объема заказов
  • Инструментарий логистики
  • Линейное программирование
  • Планирование загрузки мощностей
  • бюджетирование
  • бенчмаркинг                                               
  • SWOT- анализ
  • Анализ цепочки доставления                                                                      ценности
  • Анализ кривой обучаемости
  • Анализ качества обслуживания
  • Функциональная калькуляция                                                                            издержек
  • Анализ барьеров входа
  • Анализ чувствительности
  • Анализ сценариев
  • Анализ отклонений
  • Построение сценариев
  • Инвестиционные расчеты на основе                                                               текущих и постоянных цен,                                                                        выбор ставки дисконтирования, анализ рисков
  • Сетевое планирование, график Гантта
  • Ценообразование
  • Определение издержек
  • Определение показателей
  • Финансовое планирование
  • Инструментарий логистики
  • Линейное программирование
  • бюджетирование
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рис. 7 Инструменты контроллинга по областям применения

     

    2.2 Формирование системы контоллинга внешней среды

     

    Контроллинг, являясь концепцией системного управления, в целях обеспечения  долгосрочного эффективного функционирования предприятия организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка.

    Факторы, являющиеся основанием – побудительным мотивом для  создания системы контроллинга в организации:

    • Ухудшение в сравнении с подобным предприятиями экономических показателей;
    • Появление новых или изменение целей в сложившиеся условиях функционирования;
    • Отсутствие согласований целей;
    • Устаревшие методы планирования, калькуляция и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;
    • Отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;
    • Дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.

    При наличии одного или  нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд  предпосылок внедрения системы  контроллинга по направлениям : организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность.

    Организация:

    плохое представление  об организационной структуре предприятия  абсолютно большинства работников, в том числе и руководителей  предприятия;

    сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;

    отсутствие четко определенных областей и уровней компетенции  и ответственности руководителей;

    перегруженность отдельных  подразделений;

    Продукция:

    устаревшие модели продукции;

    Информация о работе Контроллинг внешней среды