Контрольная работа по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Инвестиции представляют собой одну из важнейших экономических категорий, один из компонентов ВНП, наиболее изменчивых и в то же время определяющих развитие экономики. Если потребление функционально связано с доходами, а государственные расходы и чистый экспорт довольно легко предсказуемы, то объём инвестиций весьма сложно прогнозировать на макроуровне. Они могут резко и внезапно увеличиваться либо падать.

Содержание

Теоретический вопрос 3
Эссе 15
Контрольные тестовые задания 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

MAKROEKONOMIKA.docx

— 47.39 Кб (Скачать файл)

Изменение ЧНП = мультипликатор * изменение в инвестициях (3)

Явление мультипликатора  связано с тем, что, во-первых, для  экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и  расходов, где расходы одних экономических  субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и  в потреблении, и в сбережениях  в том же направлении, что и  изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется  при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению  ЧНП.

Понятие мультипликатора  может создать впечатление, что  этот эффект положительно сказывается  на экономике и следует стремиться к увеличению его значения. Однако, необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта  –так называемый парадокс бережливости. Суть его состоит в том, что  любое экзогенное уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведёт к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, т.е. снижению ЧНП. Таким образом, парадокс состоит в том, что попытки  общества больше сберегать могут  фактически привести к тому же или  даже меньшему объёму сбережений. Поэтому  для обеспечения стабильности экономики  желательно иметь оптимальный (не столь  высокий) уровень мультипликатора.

Увеличение объёмов инвестиций приводит к росту доходов в  отраслях, производящих капитальные  блага, и это обстоятельство вызывает увеличение потребительских расходов. Следовательно, увеличение инвестиций ведет к росту потребительского дохода. Однако, это может в свою очередь вызвать дальнейший рост инвестиций. Этот эффект известен под  названием принципа акселерации.

Процесс наращивания дохода может (по крайней мере на короткое время) перейти границы, воздвигаемые мультипликатором. Это объясняется  взаимодействием мультипликатора  и акселератора. Первоначально происходит самостоятельное (автономное) возрастание  инвестиций. Это приводит к увеличению дохода в умноженном размере в  соответствии с величиной мультипликатора. Указанное увеличение дохода может, однако, вызвать дальнейшее увеличение инвестиций. Числовой множитель, на который  каждый доллар приращенного дохода увеличивает  инвестиции, называется коэффициентом  акселерации или просто акселератором.

 Прикладное значение  рассмотренных теорий состоит  в том, что, владея ими, можно  более осмысленно разрабатывать  экономическую политику государства, а также прогнозировать экономическую активность на различных фазах цикла. Среди прочего это способствует повышению эффективности инвестирования, снижению потерь факторов производства и повышению производительности их использования.

 

Эссе

Проблема инвестиций в современной экономике России

 

Будущее России и её статус как промышленной державы зависят  от модернизации экономики на современной  технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения  устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь  среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП  на душу населения, который на 300% выше, чем в России. Удвоение ВВП к 2010 году – цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.

 

Однако работа по их привлечению  идёт пока не очень успешно. Участие  России в мировых ПИИ в период экономической стабилизации после 2000 г. осталась практически неизменным, не превышая в среднем 4–4,5 млрд.долларов США в год, что составляет 0,4–0,5% доли глобальных потоков(для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и  продолжает расти). Но, по сравнению, с  прошедшими годами можно наблюдать  тенденции к заметному росту  объема иностранных инвестиций. Объем  иностранных инвестиций, поступивших  в российскую экономику в январе-сентябре 2005 года, составил 26,83 млрд долларов, что на 7,9% ниже соответствующего периода 2004 года. Негативная динамика - результат значительного роста в 2004 году, уверяют статистики. В январе-сентябре 2004 года был существенный рост иностранных инвестиций в РФ - на 39,4% по сравнению с 9 месяцами 2003 года, напоминает Росстат. По итогам всего 2004 года был зафиксирован рост иностранных инвестиций на 36,4%, до 40,5 млрд долларов.

Прямые зарубежные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 6,6 млрд долларов (рост на 18,1%).

Портфельные иностранные  инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 365 млн долларов, что  на 60,5% выше уровня 9 месяцев 2004 года.

Прочие инвестиции в Россию составили 19,8 млрд долларов - это на 14,8% меньше соответствующего показателя 2004 года. В целом накопленный объем  иностранных инвестиций в российской экономике к концу сентября 2005 года составил 96,5 млрд долларов, он увеличился на 31,4% по сравнению с концом сентября прошлого года.

Основными факторами, обусловившими  повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:

 • сохранение высоких  цен мирового рынка на энергоресурсы  и металлы;

 • улучшение финансового  положения предприятий;

 • рост спроса на  отечественные инвестиционные товары  при высоком уровне цен на  аналогичные импортные товары;

 • увеличение инвестиционных  ресурсов населения за счет  роста реальных располагаемых  денежных доходов;

 • снижение процентных  ставок рефинансирования Банка  России;

 • формирование позитивного  инвестиционного имиджа Российской  Федерации по оценкам международных  рейтинговых агентств.

15 декабря 2005г. агентство  Standard&Poor's повысило суверенный  рейтинг России до инвестиционного  уровня. Теперь российский инвестиционный  рейтинг подтвержден всей тройкой  мировых рейтинговых агентств. Ранее  инвестиционный уровень суверенного  рейтинга России был установлен  агентствами Moody's и Fitch.

Standard&Poor's считается самым  консервативным агентством из  этой тройки. Оно действительно  долго выжидало, но, наконец, присоединилось  к коллегам. По гамбургскому счету  страна признается инвестиционно  привлекательной с того момента,  как это подтверждают все три  мировых агентства, так что  у российского правительства  есть все формальные основания считать свою политику успешной.

Дальнейшее повышение  рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими и институциональными рисками, которые будут расти  по мере приближения президентских  выборов в 2008 году. Однако S&P не считает, что эти риски угрожают способности  России обслуживать свой внешний долг.

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее  время, относятся:

 • высокая зависимость  национального хозяйства, государственных  финансов и платежного баланса  от внешнеэкономической конъюнктуры  при существующей структуре ВВП;

 • избыточные административные  барьеры для предпринимателей;

 • недостаточная правовая  защита отечественных и иностранных  инвесторов, слабая правоприменительная  практика;

 • достаточно высокая  цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение  ставок на финансовом рынке;

 • отсутствие эффективных  механизмов трансформации сбережений  населения в инвестиции;

 • недостаточный уровень  развития фондового рынка.

Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам”. Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует  отнести укрепление законодательной  базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести  отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

Отраслевые проблемы привлечения  иностранных инвестиций тесно стыкуются  с не менее острыми региональными. В России возможности экономической  регионализации и ресурсы до сих  пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной  из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной  конкурентоспособности экономики.

Проблема конкурентоспособности  является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и  микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и  региональный аспекты. Именно последний  особенно важен для России в связи  с обширностью ее территории и  многообразием условий, а также  с отсутствием достаточно внятной  региональной политики как необходимой  предпосылки повышения конкурентоспособности  отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого  наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность  регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.

В территориальном распределении  иностранного капитала, как и в  отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал  с целью скорейшего получения  максимально возможной прибыли и направляют его туда, где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего, это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми операциями компании “Сибнефть”, а отнюдь не с  реальным зарубежным инвестированием  в ее экономику.

Решению региональных проблем  во многом способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного  мониторинга инвестиционного климата  регионов. При нынешнем положении  дел невозможно дать его однозначную  оценку и постоянно отслеживать  динамику

Одной из магистральных линий  политики федерального центра и самих  регионов в области привлечения  иностранных инвестиций и регулирования  их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.

Потребность России в инвестициях  нарастает. Ситуация такова, что пауза  в инвестиционном процессе может  обернуться для России не только потерями темпов развития. При высоком уровне износа основного капитала прекращение  обновления производства грозит самому существованию предприятий.

По расчетам Российского  союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого роста отечественной  промышленности на уровне 7-8% в год  необходимы ежегодные инвестиции в  размере 100 млрд. долларов. Именно такие  вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования. Между  тем в 2003 г. Российские предприятия  инвестировали в производство около 70 млрд. долларов. Для недостающих 30 млрд. долларов придется искать дополнительные источники: инвестиции иностранных компаний и возврат вывезенных российских капиталов.

Однако все взоры сейчас обращены к власти, которая выдвигает  предложение о создании фонда  государственных инвестиций. К этому  году в государственном бюджете  планируется создание инвестиционного  фонда, с помощью которого правительство  собирается финансировать проекты  в области инфрастуктуры, наукоемкого  производства и промышленности, подтолкнув таким образом экономический  рост. Но у отдельных экономистов  есть большие сомнения в эффективности  такого фонда.

 

Контрольные тестовые задания

 

 

1. Мультипликатор автономных расходов – это:

а) отношение  изменения равновесного ВВП к  изменению любого компонента автономных расходов;

б) отношение  изменения равновесного ВВП к  автономным расходам;

в) отношение  изменения любого компонента автономных расходов к изменению равновесного ВВП;

г) приращение любого компонента автономных расходов.

Ответ: б.

 

 

2. Рецессионный разрыв – это величина, на которую должен:

а) возрасти совокупный спрос, чтобы повысить равновесный ВВП  до неинфляционного уровня полной занятости;

б) сократиться  совокупный спрос, чтобы снизить  равновесный ВВП до неинфляционного  уровня полной занятости;

в) возрасти совокупный спрос, чтобы повысить равновесный  ВВП;

г) сократиться совокупный спрос, чтобы снизить равновесный  ВВП.

Ответ: а.

Список использованной литературы

 

 Официальные  документы

1. Федеральный закон «Об  инвестиционной деятельности в  РФ, осуществляемой в форме капитальных  вложений» (с изменениями от 02.01.2000 г.)

 Учебники, монографии, сборники  научных трудов

2. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Г.П.Подшиваленко  и М.В.Киселевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

3. Макроэкономика: Учебное  пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

4. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное  пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2004.

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономике"