Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:08, контрольная работа
1. Бюджетные ограничения потребителя
Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода.
Субъект и его выбор всегда ограничен величиной дохода, которым он располагает на определенный момент времени. Именно в этих рамках за вычетом денежной суммы на сбережения он и приобретает те или иные блага. Иными словами, по первому экономическому закону доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бесконечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях.
Государственное Образование Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Казанский Государственный
Высшая Школа Экономики
Контрольная работа по дисциплине:
микроэкономика
Вариант 9
Казань
2011
Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода.
Субъект и его выбор всегда ограничен величиной дохода, которым он располагает на определенный момент времени. Именно в этих рамках за вычетом денежной суммы на сбережения он и приобретает те или иные блага. Иными словами, по первому экономическому закону доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бесконечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях.
Многие люди с удовольствием увеличили бы потребление высококачественных товаров и услуг. Разве кто-нибудь будет возражать против продолжительного отпуска, покупки автомобиля последней модели или посещения престижного ресторана? Однако мы вынуждены потреблять меньше, чем хотелось бы, поскольку наши расходы ограничены доходами. Рассмотрим на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку. Предположим, что любимые лакомства человека потребителя: шоколад и суши, и в месяц он может потратить на закупку этих продуктов 1200 руб. Цена одной порции суши 150 руб., цена 100 грамм шоколад 100 руб. В таблице приведены различные комбинации количества продуктов, которые потребитель может приобрести за 1200 руб.
Количество порций суши |
Количество плиток шоколада | |
1 |
0 |
12 |
2 |
2 |
9 |
3 |
4 |
6 |
4 |
6 |
3 |
5 |
8 |
0 |
Функционально эта зависимость выглядит так I = Px*X + Py*Y, где I - доход (1200 руб.); Px, Py - цена товаров (суши - 150 руб., шоколад - 100 руб.); X,Y - количество товаров.
График данной функции представляет собой линию:
Потребителю доступна любая точка на данной линии. Эта линия, называемая линией бюджетного ограничения, показывает гипотетический состав набора товаров, который может позволить себе потребитель. В нашем случае она отражает его выбор между суши и шоколадом. Наклон бюджетной линии отражает пропорцию возможной замены потребителем одного товара другим.
Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Так, например, при доходе не в 1200 руб., а в 3000 руб. бюджетная линия существенно сдвинется вправо относительно оси координат при прочих равных условиях и наоборот. Наклон же бюджетной линии меняется при изменении цен на товары в разных пропорциях. Так, если шоколад подорожает, а суши нет, то бюджетная линия станет более пологой. Однако выбор покупателя зависит не только от бюджетного ограничения, но и от его предпочтений по отношению к различным товарам, предпочтения основываются на полезности товаров.
Чтобы ответить на вопрос, какая комбинация из доступных потребителю благ окажется для него наиболее предпочтительной, другими словами, какая из них принесет наибольшую полезность, необходимо совместить бюджетную линию потребителя и карту кривых безразличия.
Кривая безразличия представляе
Карта кривых безразличии складывается из нескольких наложенных на одну плоскость, кривых безразличия, каждая из которых показывает свой «спрос». Она способна распределить все блага в порядке возрастания их полезностей. Это позволяет определить наиболее оптимальную структуру выбора, которая стоит перед каждым экономическим субъектом.
Наибольшую полезность принесет потребителю та комбинация благ А и В, которая соответствует точке касания бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия. В точке касания наклон наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия совпадает с наклоном бюджетной линии. Наклон кривой безразличия отражает предельную норму субституции суши и шоколада, а наклон бюджетной линии определяется соотношением цен на них. Положение равновесия потребителя изменяется с изменением цен на блага и дохода потребителя.
В том случае, когда цены на блага неизменны, а доход потребителя вырос, бюджетная линия смещается вправо и вверх. Точка касания, соответствующая оптимальной комбинации благ, перемещается на кривую безразличия, имеющую большую полезность. При уменьшении дохода оптимальному набору благ будет соответствовать точка касания бюджетной линии с кривой безразличия, которая выражает меньшую полезность.
Рассмотрим, как изменяется
положение равновесия потребителя
с изменением цены. Допустим, что снижается
цена шоколада при неизменных доходе и цене суши.
Снижение цены шоколада означает, что
потребитель при данной величине дохода
и не изменившемся потреблении суши сможет
больше купить шоколада. Нижний конец
бюджетной линии потребителя при каждом
новом снижении цены на шоколад будет
перемещаться вправо по оси абсцисс.
Рассмотрим, как на выбор
потребителя влияет изменение его
дохода. При росте дохода потребителя
будет иметь место параллельный сдвиг
бюджетной линии вправо и вверх. Если бюджетная
линия сдвинется дальше от начала координат, потребителю будет
доступен более высокий уровень полезности.
Уменьшение дохода сместит бюджетную
линию потребителя ближе к началу координат.
При любом уровне дохода потребитель будет
выбирать самый полезный набор благ, поэтому
каждой бюджетной линии соответствует
своя оптимальная точка. Если мы соединим
точки оптимального выбора при различных
уровнях дохода, то получим кривую «доход--потребление».
Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:
P1Q1 + P2Q2 ≤ R
Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:
P1Q1 + P2Q2 = R
Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:
Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.
Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.
Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.
Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии
Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:
Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя.
Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, то есть его покупательную способность. Объединение этих графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя.
Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя, то есть имеет положительную предельную полезность).
Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров.
Изменение дохода вызывает
сдвиг бюджетной линии вправо–
PF*F – затраты на питание;
2. Основные характеристики рынка олигополии
Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.
Модели рынка и их характерные признаки
Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.
Характерные черты олигополии:
- На рынке доминирует небольшое количество фирм.
- Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.
- Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.
- Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
- Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.
Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.
Можно выделить следующие типы олигополистического поведения.
I. Картельное соглашение.
Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.
Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией. Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.
Препятствия для тайного сговора:
- Различия в спросе и издержках.
- Число фирм в отрасли.
- Внезапный спад деловой активности.
- Возможное вступление в отрасль других фирм.
- Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.
II. Лидерство в ценах (молчаливый
сговор) – это соглашение между
олигополистами о ценах на
свою продукцию. Смысл в том,
что фирмы отрасли
III. Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента. Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.
IV. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.