Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:58, контрольная работа
Выборочная аудиторская проверка играет важную роль в современном аудите в связи с увеличивающими масштабами деятельности организаций и множеством осуществляемых операций. Выборочный метод проведения аудита используется в настоящее время как многими международными и зарубежными аудиторскими фирмами, так и отечественными. В российских условиях применение выборочной аудиторской проверки затруднено отсутствием достаточной нормативной базы, которая определяла бы чётко алгоритм и методы проведения аудиторской проверки, в связи с чем становятся актуальными работы, посвящённые вопросам проведения выборочных аудиторских проверок, включающие в себя и практические примеры.
Введение……………………………………………………………….…3
1. Понятие аудиторской выборки и определение ее объема……….………5
1.1 Понятие и этапы аудиторской проверки…………………………………5
1.2 Методы выборочного аудита……………………………………………..12
1.3 Определение объема выборки……………………………………………16
2. Аудит учета поступления материалов……………………………….…….21
2.1 Экономическая сущность аудита учета материалов………………….…21
2.2 Нормативное регулирование аудита учета материалов………………....32
Заключение…………………………………………………………….….37
Список литературы……………………………………………….………39
До того, как аудитор начнёт выбирать элементы случайным образом, бывает полезным разбить всю совокупность на взаимоисключающие подсовокупности и впоследствии проводить выборочную проверку по каждой подсовокупности отдельно. Такое разбиение называется стратификацией. Стратификация может позволить повысить эффективность аудиторской проверки, так как если совокупность поддаётся разбивке на группы, состоящие из относительно однородных элементов, то можно использовать меньший объём выборки.
Исходя из опыта работы аудиторских фирм, бывает целесообразно разбивать проверяемую совокупность на три следующие группы:
Можно также использовать стратификацию элементов по стоимости. Такую стратификацию целесообразно использовать, если на предприятии учёт ведётся с использованием компьютерных программ, позволяющих получать списки операций, где элементы расположены по порядку в соответствии с возрастанием стоимости. Стратификация элементов по стоимости без помощи компьютера, скорее всего, не оправдает себя в связи с увеличением трудозатрат на составление списков.
Учитывая специфику деятельности организации и исходя из своего профессионального опыта, аудитор принимает решение о применении или неприменении стратификации, В случае применения стратификации для каждой сформированной группы независимо от других определяется порядок проверки, степень выборочности, аудиторские риски, допустимые ошибки и способ анализа результатов.
Рассмотрим два основных способа определения объёма выборки:
Определение объёма выборки с использованием специальных таблиц. Для определения объёма выборки необходимо установить риск выборки, допустимую ошибку и ожидаемую ошибку.
Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по определённому вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по тому же самому вопросу, составленному на основании изучения всей совокупности [1, п. 3.6]. Риск выборки связан с уровнем уверенности (надёжности):
Риск выборки, % = 1 – Уровень уверенности (надёжности), %
Уровень уверенности (надёжности) – это вероятность, с которой аудитор может быть уверен в правильности своего вывода, сделанного по итогам выборочного исследования.
Допустимая ошибка – это максимальное искажение баланса или класса операций в денежном выражении, которое не ведёт к существенному искажению финансовых отчётов. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования аудита в соответствии с выбранным аудитором уровнем существенности. Чем меньше размер допустимой ошибки, тем больше должен быть объём аудиторской выборки.
Ожидаемая ошибка – это та ошибка, которую, по мнению аудитора, содержит генеральная совокупность. При определении ожидаемой ошибки аудитору следует исходить из результатов проверки системы внутреннего контроля организации, профессионального опыта, результатов прошлых проверок данной организации (если такие проводились).
После определения всех трёх указанных выше критериев (надёжность определяется на основании риска выборки) аудитор определяет объём выборки на основании таблиц, специально разработанных с применением теории статистики. Пример такой таблицы приведён в Приложении.
При использовании этого способа определения объёма выборки игнорируется объём генеральной совокупности. Это обусловлено тем, что в теории статистики доказано, что для большинства типов совокупностей их объём несущественен при определении объёма выборки. Однако при желании можно скорректировать объём выборки на объём генеральной совокупности, используя формулу:
,
где n – пересмотренный объём выборки после учёта влияния объёма генеральной совокупности;
n’ – объём выборки до учёта влияния объёма генеральной совокупности;
N – объём генеральной совокупности.
Определение объёма выборки путём математических расчётов. В данном случае необходимо рассмотреть два случая:
Если в генеральной совокупности не ожидается ошибок или ожидаются очень незначительные ошибки, объём выборки можно найти по формуле:
,
где О – общий объём проверяемой совокупности в денежном выражении;
ФУ – фактор уверенности;
ДСИ – допустимая сумма искажения.
Если в генеральной совокупности ожидаются существенные ошибки, то в дополнение к вышеупомянутым факторам необходимо рассмотреть также ожидаемую сумму искажения (ОСИ) и применять следующую формулу:
2. Аудит учета поступления материалов
2.1 Экономическая сущность аудита учета материалов.
Цель аудиторской проверки учета материалов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.
Задачами аудита учета материалов являются:
– подтверждение соблюдения порядка документального отражения операций по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;
– установление наличия контроля за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения;
– подтверждение соответствия израсходованных на производство материалов установленным нормам (внутрихозяйственным и государственным);
– установление полноты и своевременности оприходования ТМЦ;
– контроль за отсутствием искажения данных при отражении на счетах бухгалтерского учета;
– подтверждение соответствия оформленных бухгалтерских операций действующим нормативным актам.
Здесь необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах 10, 11, 14, 15, 16 и 19. Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей.
Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы: доверенность (форма №М 2 и №М 2а) – применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению; приходный ордер (форма №М 4) – используется для учета материале поступающих от поставщиков или из переработки; акт о приемке материалов (форма №М 7) – для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика; лимитно-заборная карта (форма №М 8) – применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца; требование-накладная (форма №М 11) – используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами; накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М 15) – применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям; карточка учета материалов (форма №М 17) – предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала; акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М 35) – применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Основными задачами учета материалов на предприятиях являются: – правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов; – контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения; контроль за использованием материалов в производстве; – своевременность выявления ненужных и излишних материалов для их реализации в соответствии с существующим порядком.
Исходя из этих задач, аудитору необходимо проверить: правильность оценки материалов в учете; правильность применения первичных документов по учету материалов; правильность организации работы складского хозяйства; имеется ли приказ предприятия об установлении круга лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада (образцы подписей этих лиц должны находиться на складе). Разработана ли на предприятии номенклатура-ценник; назначены ли приказом материально-ответственные лица, заключены ли с ними договоры о полной материальной ответственности. Производится ли приемка продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, соответствует ли она требованиям инструкции о порядке приемки продукции по количеству и качеству; составляются ли коммерческие акты, предъявлялись ли по ним претензии. Правильно ли оформлены документы по приходу и расходу материалов, их внутреннему перемещению; правильно ли осуществляется бухгалтерский учет материалов в бухгалтерии предприятия. Правильно ли осуществляется учет заготовления материалов; правильно ли отражены в учете неотфактурованные поставки и материальные ценности, находящиеся в пути; правильно ли отражен учет операций по реализации материалов. Выделяется ли в платежных документах и в первичных учетных документах НДС;
Проводилась ли на предприятии инвентаризация материальных ценностей; оформлены ли ее результаты; правильно ли отражены в учете результаты инвентаризации. Правильно ли отражались в учете операции с тарой; правильно ли осуществляется учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение; правильно ли осуществляется учет строительных материалов открытого хранения; правильно ли осуществляется учет материалов, принятых в переработку.
Аудиторские проверки являются важным обнаружением фактов нарушения графика документооборота. Если причиной нарушений является отсутствие контроля со стороны администрации, то аудитор должен снизить оценку надежности системы внутреннего контроля организации.
Оценка системы внутреннего контроля (СВК) за поступлением и списанием материальных ценностей позволяет определить необходимые процедуры проверки и характер возможных нарушений. Слабая СВК требует проведения дополнительных процедур, в том числе и не учетного характера. Это позволит сформировать мнение аудитора о достоверности информации, касающейся материалов.
С учетом изложенного особое значение приобретает правильное документальное отражение хозяйственных операций. Все бухгалтерские записи необходимо составлять только на основании правильно оформленных первичных документов, которые должны содержать обязательные реквизиты, подтверждающие достоверность хозяйственной операции: наименование документа, дату составления, содержание операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей ответственных лиц и их личные подписи, по необходимости расшифровку фамилий должностных лиц.
При выявлении в ходе аудита материалов фактов отсутствия обязательных реквизитов документа каждое нарушение необходимо рассматривать отдельно, с точки зрения правомерности принятия документа к учету. Все нарушения и результаты анализа оформляют в рабочем документе аудитора.
При аудите организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии.
После этого целесообразно провести тестирование по специальной анкете и определить, следует ли проводить полную или частичную инвентаризацию материалов, необходимо ли проведение сплошной документальной проверки отдельных направлений движений ценностей или можно ограничиться выборочной проверкой. Выводы делаются на основе изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии по примерной анкете тестов проверки состояния внутреннего контроля и системы учета материальных ресурсов на предприятии.
Если у аудитора сложилось мнение о неудовлетворительном уровне хранения ценностей на складах предприятия, он может порекомендовать его руководству провести инвентаризацию. При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи материалов, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях, так же аудитор может наблюдать за процессом ее проведения.
Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что:
– в организации установлены порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии;
– организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества материалов;
– материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Основы аудита»