Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:58, контрольная работа
Выборочная аудиторская проверка играет важную роль в современном аудите в связи с увеличивающими масштабами деятельности организаций и множеством осуществляемых операций. Выборочный метод проведения аудита используется в настоящее время как многими международными и зарубежными аудиторскими фирмами, так и отечественными. В российских условиях применение выборочной аудиторской проверки затруднено отсутствием достаточной нормативной базы, которая определяла бы чётко алгоритм и методы проведения аудиторской проверки, в связи с чем становятся актуальными работы, посвящённые вопросам проведения выборочных аудиторских проверок, включающие в себя и практические примеры.
Введение……………………………………………………………….…3
1. Понятие аудиторской выборки и определение ее объема……….………5
1.1 Понятие и этапы аудиторской проверки…………………………………5
1.2 Методы выборочного аудита……………………………………………..12
1.3 Определение объема выборки……………………………………………16
2. Аудит учета поступления материалов……………………………….…….21
2.1 Экономическая сущность аудита учета материалов………………….…21
2.2 Нормативное регулирование аудита учета материалов………………....32
Заключение…………………………………………………………….….37
Список литературы……………………………………………….………39
В случае если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.
Далее необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости (форма №ИНВ 3).
Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.
Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования материалов, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов.
При аудите учета поступления материальных ценностей аудитору прежде всего необходимо ознакомиться с основными элементами учетной политики, затрагивающими учет товарно-материальных ценностей, к которым относятся: форма бухгалтерского учета; приобретение материальных ценностей:
– с использованием счетов 15 «Приобретение и заготовление материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и 10 «Материалы» по учетным ценам (плановой или нормативной себестоимости приобретения, покупным ценам и др.);
– с использованием только счета 10 «Материалы» оценка материалов в текущем учете (по фактической стоимости (себестоимости) приобретения (заготовления).
При проверке полноты оприходования материалов аудитору следует учитывать условия и формы расчетов с поставщиками, выбранный вариант оценки, порядок возмещения НДС по приобретенным ценностям.
Общим способом проверки приходных операций по поступлению и оприходованию материалов является сопоставление приходных документов склада на основе договоров с поставщиками и их сопроводительными документами (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.) или документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.
Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, аудитор обращает внимание на реальность кредиторской задолженности поставщикам с целью выявить неучтенные счета поставщиков. Для этого он сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.
В ходе аудита учета материалов аудитор проверяет порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям. Предъявляемые предприятию-покупателю к уплате суммы НДС, выделенные в расчетных документах поставщиков отдельной строкой, отражают по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Уплаченные суммы НДС не включают в стоимость приобретения производственных запасов на счетах 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 10 «Материалы».
Аудитор обращает внимание на порядок списания НДС в зависимости от назначения закупаемых запасов или целей, в которых они были использованы. НДС по приобретенным материальным ценностям подлежит возмещению из бюджета только тогда, когда выполнены следующие законодательные условия:
– НДС выделен отдельной строкой в расчетных и первичных учетных документах,
– материальные ценности фактически оприходованы;
– материальные ценности приобретены для производственных нужд.
Во всех случаях НДС списывают только при условии оприходования и оплаты ценностей поставщику.
Особо внимательно должны быть проверены неотфактурованные поставки. Аудитор исследует порядок составления приемных актов, полноту оприходования ценностей, поступивших без документов, оценку материалов и правильность корректировки цены при поступлении встречных документов поставщика.
Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. По каждому методу применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые использует аудитор.
При аудите учета отпуска материальных ценностей аудитору необходимо ознакомиться с основными элементами учетной политики, затрагивающими учет материалов, к которым относятся: способ оценки материалов при отпуске в производство и ином выбытии (по себестоимости каждой единицы запасов, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
Аудитор должен убедиться в неизменности применения в течение года выбранных методов оценки по отношению к конкретным видам запасов; проверить правильность их применения, а также обоснованность и полезность для управления.
Проверить правильность списания стоимости материальных ценностей на издержки производства аудитор может путем составления балансовых расчетов. Для этого сравнивается количество отпущенных сырья и материалов по нормам с выходом готовой продукции в натуральном выражении (с учетом технологических отходов по нормам). Таким образом, аудитор должен детально ознакомиться с особенностями технологического процесса, а также с порядком передачи ценностей со склада в производство, поскольку при их нарушении возникают многие недостатки и даже злоупотребления.
При ошибочном или умышленном завышении фактической себестоимости материалов искусственно увеличиваются затраты на производство готовой продукции и снижается прибыль от реализации продукции.
При проверке правильности отражения в учете стоимости недостающих (излишних) ценностей, выявленных в ходе проведения инвентаризации ТМЦ в кладовой, на производстве и отражения в учете ее результатов необходимы следующие первичные документы и учетные регистры: приказы (распоряжения) руководителя организации о проведении инвентаризации; приказ о составе комиссии; ведомость результатов, выявленных инвентаризацией; акт инвентаризации ТМЦ (инвентаризационная опись); сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ; Главная книга; баланс.
Особенно тщательно должны быть проверены документы на списание недостачи, порчи и уценки материалов, а также правильность применения норм естественной убыли при перевозках некоторых видов материалов. Все выявленные потери независимо от источника их покрытия относятся в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по учетным ценам. Исключением являются недостачи и потери, образовавшиеся по вине поставщиков и выявленные при приемке товаров, которые относятся в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и потери ТМЦ вследствие стихийных бедствий, которые относятся в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Недостачи в пределах норм естественной убыли относятся на издержки обращения. Списание товаров и продуктов в пределах норм естественной убыли производят только в тех случаях, когда в результате инвентаризации выявлена недостача. Особого внимания аудитора требуют операции по списанию материалов сверх установленных норм. Если потери ТМЦ явились следствием хищения неустановленным кругом лиц, то они могут быть отнесены на финансовые результаты организации при наличии решения следственных или судебных органов, подтверждающего отсутствие конкретных виновных лиц. В остальных случаях потери следует взыскивать с виновных лиц. Материальные ценности, цена на которые в течение года снизилась, либо устаревшие материальные ценности или частично потерявшие первоначальное качество могут быть в конце года уценены, т.е. определена цена их возможной реализации. Если она окажется ниже первоначальной стоимости приобретения, то разница в ценах относится на финансовые результаты (без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль). Списание потерь от уценки должно быть подтверждено актами и инвентаризационными описями, сведениями о рыночных ценах на дату уценки, а также о покупных ценах уцениваемых материалов.
Правильность применяемых схем корреспонденции счетов по списанию материалов со склада устанавливается аудитором, как правило, путем выборочного контроля записей в учетных регистрах по счетам 20, 25, 26, 44, 91 и др. и сопоставления их с данными первичных расходных документов. Ему следует убедиться, не списывают ли на производство, на реализацию или на другие цели не оприходованные материальные ценности, то есть не оформленные документами по приходу на склад. Если в отчетном периоде материалы реализовывались на сторону, аудитору нужно выяснить также правильность исчисления налога на прибыль и НДС. Операции по реализации должны быть отражены по кредиту счета 10 «Материалы» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Материалы влияют на характеристики хозяйственной деятельности больше, чем какой-либо другой вид активов. Обобщая результаты проверки, аудитору необходимо систематизировать собранные в рабочих документах доказательства. По нарушениям, имеющим системный характер, выявленную ошибку следует распространить на всю проверяемую совокупность. Существенность выявленных отклонений определяется с учетом размера выборки и системного характера ошибок.
Существенная ошибка при учете материалов приводит к искаженному отражению в бухгалтерской отчетности оборотных средств, себестоимости продаж, валовой и чистой прибыли.
Приведем наиболее распространенные ошибки, которые могут быть выявлены в процессе аудита учета материальных ценностей:
1. Не заключены договоры о материальной ответственности с сотрудниками, ответственными за сохранность материалов;
2. Отсутствует журнал регистрации выданных доверенностей на получение материалов;
3. Неправильное и несвоевременное оформление документов по приходу и расходу материальных ценностей;
4. Неправильное исчисление фактической стоимости заготовления материалов;
5. Несоблюдение зафиксированного в учетной политике варианта учета материальных ценностей, списываемых на производство;
6. Не регулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия, не проводятся ежегодная и внеплановые инвентаризации ТМЦ;
7. Арифметические ошибки при расчете реализованной торговой наценки.
2. 2 Нормативное регулирование аудита учета материалов
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ аудит и бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. государства. [1] Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее методологическое руководство аудитом и бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство предоставляет право своим отдельным органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом складывается система законодательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют аудит и бухгалтерский учет и в частности аудит учета, материалов.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности, которыми следует руководствоваться аудиторам при осуществлении проверки достоверности информации учета материалов в бухгалтерской отчетности, а соответственно, и аудитуемым лицам при организации этого участка бухгалтерского учета можно подразделить на пять уровней документов:
1 уровень: законы и иные акты законодательства РФ, которые закрепляют обязанность единообразного ведения учета материалов всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения их учета. К этой группе документов относят:
– Гражданский кодекс РФ. В нем закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации (в том числе и учета материалов) – наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязанность утверждения годового отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д.;
– Налоговый кодекс РФ. Он определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета (в том числе и учета материалов) при определении базы для расчета налогов;
– Основным законодательным актом регулирующим аудиторскую деятельность учета материалов является принятый 7 августа 2001 г. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119 ФЗ (ред. от 03.11.2006 г.), согласно которому аудиторские организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, при проведении аудиторской проверки организации выражают мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета материалов законодательству РФ.;
– Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет материалов, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129 ФЗ (с изм. и доп.). В законе определены понятия бухгалтерского учета материалов, его объекты, основные правила и требования, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета материалов, правила организации аналитического и синтетического учета материалов, его регистров, порядок оценки материалов, их инвентаризации.
2 уровень: представлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696 (с изм. от 04.07.2003 г., 07.10.2004 г., 16.04.2005 г., 25.08.2006 г.). Основное назначение правил (стандартов) – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. Целью правил (стандартов) является определение основ и рамок аудиторской деятельности, связанной с проверкой достоверности учета материалов. Задачами правил (стандартов) являются:
– описание основополагающих принципов, связанных с аудитом учета материалов;
– установление порядка определения объема аудиторской проверки и характеристика основных мероприятий, проводимых в ходе аудита учета материалов.
3 уровень: положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Оно разработано Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ. В последней редакции утверждено приказом Минфина РФ от 9.06.02 г. №44 Н. Этот документ содержит основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета материалов, а так же раскрывает другие вопросы бухгалтерского учета материалов;
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Основы аудита»