Концепция развития потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Концепция предусматривает следующие направления совершенствования правового обеспечения и укрепления статуса юридических служб: повышение ответственности руководителей за состояние правовой работы; укомплектованность штатных должностей юрисконсультов, улучшение качественного состава юридических служб и закрепление в системе работников первоочередное распределение выпускников университетов потребительской кооперации, техникумов, получивших юридическое образование в систему; правовая экспертиза решений органов управления потребительских обществ, их союзов; использование работников юридических служб в строгом соответствии с примерным Положением о юридической службе организаций потребительской кооперации.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция развития пк на период до 2001 года.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Реализация стратегических задач, заложенных в Концепции, позволит добиться устойчивого развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации, реализовать социальную миссию и внести достойный вклад в обеспечение устойчивого развития российского общества.

Таким образом, Концепция  развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года является формой прогнозирования. В данном документе расширены и углублены все те основные направления, которые еще раньше были исследованы в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации страны.

 

 

 

 

 

2. Концепция  повышения роли потребительской  кооперации в развитии местных  рынков

 

В развитии рынков регионов заключается реальная возможность  укрепления социально - экономического потенциала системы потребительской кооперации.

Региональные рынки  имеют различия в поведении покупателей (доходы, жизненные условия, культура и др.), в организации (структура сбытовых сетей, информация, средства транспорта и т. п.), в конкурентной среде (степень ее концентрации, присутствие местных конкурентов т. д.), которые следует учитывать при их освоении.

Кооперативные организации  укрепляют свои позиции на местных  рынках, повышая долю в розничном  товарообороте территорий, завоевывая доверие покупателей, расширяя ассортимент  товаров на предприятиях, а также  спектр предоставляемых услуг населению.

Вместе с тем организации  потребительской кооперации имеют  потенциальные возможности для  увеличения доли рынка. Осуществляя  свою деятельность, главным образом, на сельских региональных рынках, кооперативные  организации занимают лишь незначительную долю в товарообороте, реализуют населению в основном продовольственные товары. Там, где в полной мере используются конкурентные преимущества, организации потребительской кооперации занимают существенную долю рынка. Они создают соответствующий потенциал и имеют возможность оказывать услуги пайщикам. К таким организациям можно отнести кооперативы, занимающие лидирующее положение в регионе (более 20% в розничном товарообороте области). Однако большая часть кооперативов ориентируется на случайный покупательский спрос, случайных оптовиков-посредников. Не используется в полной мере кооперативный опыт, слабо применяются прогрессивные маркетинговые подходы к расширению зоны влияния на обслуживаемых территориях.

Кооперативным организациям следует принимать меры по увеличению предложения за счет продукции собственного производства путем расширения ассортимента, увеличения доли непродовольственных товаров, товаров индивидуальной трудовой деятельности, народных промыслов; повышения качества товаров и услуг, стимулирования спроса (предоставление товарного кредита, продажа товаров со скидками, по сниженным ценам и др.), увеличения покупательной способности населения посредствам покупки сельскохозяйственной продукции и сырья и предоставления рабочих мест.

Развитие местных рынков регионов, обслуживаемых потребительской  кооперацией, может осуществляться с двух позиций – расширение спроса и рост предложения.

Концепция предусматривает  комплексный подход системы потребительской  кооперации к развитию местных рынков регионов. Увеличение товарного предложения достигается на основе развития заготовительной, производственной, торговой отраслей, общественного питания, надомного производства и сферы услуг.

Организации потребительской  кооперации должны целенаправленно формировать спрос и предложение местных рынков регионов.

  В развитии местных региональных рынков особая роль отводится оптовой торговле потребительской кооперации.

Практика подтверждает, что развитие собственной оптовой  торговли обуславливает высокие результаты деятельности потребсоюзов.

Чтобы активизировать участие  потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков, оптовым  организациям следует:

- вернуть утраченный  сегмент рынка;

- восстановить стабильную  клиентуру, прежде всего за  счет розничных предприятий системы  на основе наступательного маркетинга, оказания услуг, гибких цен,  привлечения новых клиентов;

- вытеснять с сельского  рынка посредников, снабжающих организации потребительской кооперации;

- использовать новые  методы и технологии для интенсификации  коммерческой деятельности;

- расширять географические  позиции рынка;

- минимизировать текущие  затраты;

- предоставлять комплекс  услуг розничным торговым предприятиям;

- повышать квалификацию  работников коммерческих служб,  активировать и инициативность  коммерческих работников.

Для обеспечения рентабельной работы и сохранения конкурентных позиций  на местных региональных рынках оптовым  организациям областных (краевых) и республиканских потребсоюзов следует сохранить ориентацию на неширокий ассортимент преимущественно продовольственных товаров, исключать из него низко рентабельные товарные группы.

Необходима обоснованная  и гибкая ценовая политика оптовых предприятий. Оптовые предприятия потребительской кооперации должны привлекать потребительские общества и союзы товарами, конкурентоспособными по цене в сравнении с товарами других поставщиков.

Гибкая ценовая политика позволит увеличить оптовый товарооборот и ускорить оборачиваемость товаров.

Существенную роль в  развитии местных региональных рынков играют продовольственные рынки, созданные  на базе предприятий потребительской  кооперации.

Для успешного выполнения миссии потребительской кооперации в развитии местных рынков регионов необходимы современные подходы к организации работы по поиску и отбору поставщиков на основе электронной систематизации сведений о поставщиках, создание системы взаимного обмена информацией на базе современных информационных технологий. Такая работа эффективна при наличии службы информационного обеспечения, оснащенной современной компьютерной техникой.

Одним из направлений  повышения роли кооперативного опта и обеспечения привлекательности  его для покупателей является формирование комплекса услуг, оказываемых розничной торговле, по упаковке, расфасовке, проверке качества и сертификации товаров, доставке товаров, рекламных, информационных и консультационных услуг, по обучению персонала и др.

 Розничная торговля  предприятий потребительской кооперации выступает как субъект рынков регионов. Удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, они непосредственно влияют на состояние этих рынков.

Основными направлениями  развития розничной торговли являются:

- охват товарооборотом  не менее 50% денежных доходов сельского населения, направляемых на покупку товаров в сельской местности;

- формирование спроса, увеличение доли продукции собственного  производства в розничном товарообороте;

- проникновение на  рынки в городах;

- расконсервация и включение в актуальную деятельность ранее закрытых предприятий розничной торговли;

- возвращение торговых  предприятий, ранее сданных в  аренду;

- эффективное использование  предприятий розничной торговли  путем преобразования их в магазины – приёмно-заготовительные пункты - центры кооперативных участков, занимающиеся наряду с торговлей продовольственными и промышленными товарами, продажей лекарственных средств, приемов заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих, изделий народных промыслов, приемов денежных средств в качестве заемных и т. д.;

- реконструкция и  техническое перевооружение предприятий  розничной торговли с целью  создания условий для закупки  от населения сельхозпродуктов (дробление зерна) и сепарирования молока, реализации продукции предприятий общественного питания, аптечной торговли, оказания населению парикмахерских, ремонтных, ритуальных и других бытовых услуг;

- использование свободных  площадей в магазинах для размещения предприятий бытового обслуживания, кооперативных центров по работе с пайщиками, установления сепараторов, зернодробилок и д. т.;

- изучение и прогнозирование  спроса населения на товары  и услуги, разработка и утверждение  для каждого типа торгового предприятия обязательного ассортиментного перечня товаров, согласованного с органами местного самоуправления, осуществление контроля за соблюдением торговыми предприятиями утвержденных ассортиментных перечней товаров;

- улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, продажи товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах;

- расширение товарного  ассортимента, включая предложение  товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, строительных и отделочных материалов, в том числе по предварительным заказам населения;

- организация продажи  товаров культурно-бытового и  хозяйственного назначения в  счет оплаты за сданную сельскохозяйственную  продукцию;

- установление удобных для покупателей режимов торговли (круглосуточные, с продленным рабочим днем, без перерыва).

Предстоит увеличить  долю оборота розничной торговли путем проникновения на рынки  в городах. Развитие электронной  техники и средств телекоммуникационной связи создает предпосылки для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно-телекоммуникационных технологий.

Потребсоюзам, имеющим  розничную торговую сеть в городах, целесообразно развивать электронную коммерцию с потребителями – пользователями глобальной сети. Доставка товаров может осуществляться покупателям как из магазинов, так и с оптовых складов, размещенных в черте города.

Формирование и развитие розничной торговой сети потребительской кооперации направлено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды. Каждый житель любого сельского населенного пункта должен иметь возможность совершить покупку товаров первой необходимости в пределах пешеходной доступности и по приемлемым ценам. Товары периодического спроса должны быть представлены в ассортименте как минимум одного магазина в рядовом  пункте и нескольких – в более крупном. Продажу товаров редкого и эпизодического спроса целесообразно осуществлять в крупных населенных пунктах, райцентрах. Развитие магазинных форм продажи товаров должно опираться на широкое разнообразие типов розничных торговых предприятий.

Оборот розничной торговли в потребительской кооперации в  разных регионах страны разнообразен. Самый большой оборот розничной торговли в 2009 году был по центральному району и составил 30472 мил.руб., а самый маленький по дальневосточному району – 5309 мил.руб.

Расширение розничной  торговой сети возможно за счет задействования ранее закрытых организаций, рекомендации и переспециализация существующей сети, возвращение торговых предприятий ранее сданных в аренду, нового строительства. Минимаркеты могут стать распространенным видом магазинов в рядовом сельском населенном пункте. Минимальный ассортимент и технология самообслуживания позволит минимизировать издержки обращения. Необходимо повсеместное открытие магазинов на дому, в крупных селах и райцентрах целесообразно развитие супермаркетов. Особое внимание необходимо уделять магазинам стройматериалов, бытовой техники и мебели. Центром общественной жизни должен стать универмаг или торговый комплекс с секциями, минибарами, закусочными, кафетериями. Режим работы предприятий должен быть гибким.

Предприятия розничной  торговли целесообразно располагать в местах концентрации потенциальных покупателей (на автотрассах, рядом с крупными учреждениями, в зонах отдыха и т.д.). Следует занять выгодные ниши на территориях дачных кооперативов, в пригородах крупных городов для розничной продажи товаров повседневного спроса. Целесообразно совмещать магазины с мини-пекарнями и предприятиями питания.

Оборот розничной торговли в 2003 году по Центросоюзу составил 76 392 тыс. рублей, в 2004 году при плане 88 400 тыс.рублей, составил 87 048 тыс.рублей. В 2009 году по сравнению 2003 г. оборот розничной торговли увеличился в два раза и составил 157 202 тыс.руб.

В системе действует свыше 11 тысяч  цехов по производству продовольственных  и непроизводственных товаров. Прирост  объемов производства должно быть достаточным для того, чтобы выйти на уровень 1990 г. Концепция предусматривает улучшение использования производственных мощностей, так как по различным видам продукции они загружены в среднем на 20-40%. Внедрение новых технологий позволяет снизить затраты на единицу продукции до 30%, увеличить сроки хранения скоропортящихся продуктов до 3-7 суток. В каждом районе предполагается формирование производственного комплекса, включая выпечку хлеба и хлебобулочных изделий, производство макаронной продукции, колбас и колбасных изделий, безалкогольных изделий. Межотраслевая интеграция заготовительной производственной и торговой деятельности будет способствовать максимальному удовлетворению покупательского спроса, улучшению качества продовольственных товаров, повышению их конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках.

Коэффициент использования  производственных мощностей должен возрасти в 2-3 раза. Необходимо повсеместно  организовать малые производства для  переработки сельскохозяйственной продукции, установить для этой цели зернодробилки, крупорушки, мельницы, маслобойни, мини-пекарни. Рекомендуется открывать мельницы и маслобойни из расчета по единице на 2 района, крупорушки и зернодробилки не менее единицы в каждом районе. Выпечку хлеба на дому следует организовать из расчета по единице в отдаленных населенных пунктах, где экономически нецелесообразен ежедневный завоз хлеба.

Информация о работе Концепция развития потребительской кооперации