Концепция развития потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Концепция предусматривает следующие направления совершенствования правового обеспечения и укрепления статуса юридических служб: повышение ответственности руководителей за состояние правовой работы; укомплектованность штатных должностей юрисконсультов, улучшение качественного состава юридических служб и закрепление в системе работников первоочередное распределение выпускников университетов потребительской кооперации, техникумов, получивших юридическое образование в систему; правовая экспертиза решений органов управления потребительских обществ, их союзов; использование работников юридических служб в строгом соответствии с примерным Положением о юридической службе организаций потребительской кооперации.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция развития пк на период до 2001 года.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

- создание  неделимого фонда как механизма обеспечения сохранности недвижимого кооперативного имущества.

Закрепление этих положений в уставах обеспечит  целостность системы и управляемость  организациями потребительской  кооперации

Контрольные и распорядительные функции органов  управления союзов за деятельностью организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация законодательно определена как система потребительских обществ и их союзов. Потребительские общества и их союзы объединены  в систему общностей целей и задач. Потребительские общества, являясь элементами системы, объединяются в союзы, на уровне которых обеспечивается согласование функционирования системы в целом.

Согласно  Закону Российской Федерации «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного  союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ. Законодательно закреплено положение, обязывающие все союзы потребительских обществ создать контрольно- ревизионные управления для осуществления проверок деятельности организаций потребительской кооперации.

К функциям контрольно-ревизионных  управлений  относиться осуществление проверок соблюдения прав пайщиков, закона о потребительской кооперации, уставов, хозяйственно-финансовой деятельности, сохранности собственности, анализа правового статуса потребительского общества, принадлежности его к потребительской кооперации как системе и правомерности использования этим обществом льгот, предназначенных для организаций  потребительской кооперации. Результаты проверок могут быть основанием для привлечения к ответственности виновных в выявленных нарушениях.

Распорядительные функции реализуются через принятие органами управления союза решений, обязательных для потребительских обществ и их союзов в соответствии с законом о потребительской кооперации.

Укрепление  дисциплины и повышение ответственности  руководящих работников организаций потребительской кооперации. Динамичность и сложность действующего законодательства требует от руководителей постоянного совершенствования и обновления знаний в области права, изучения и активного использования в повседневной работе нормативно-правовых актов, принципиальной позиции по вопросам сохранности кооперативной собственности.

Руководителям организаций потребительской кооперации необходимо соблюдать требования законодательства РФ и прежде всего Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», выполнять и проводить в жизнь решения общих собраний представителей потребительских обществ Российской Федерации, других органов управления Центросоюза РФ, областных (краевых, республиканских, районных) потребительских союзов.

Контроль  со стороны пайщиков за работой органов  управления организаций потребительской  кооперации – непременное условие  её деятельности.

Следует активно  применять положения Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» об отстранении выборных должностей лиц потребительских обществ и союзов потребительских обществ, а также руководителей организаций, созданных потребительскими обществами и союзами, нарушающих права пайщиков, уставы  и допускающих злоупотребления, наносящих ущерб потребительской кооперации.

Ответственность руководителей за результаты работы организаций потребительской кооперации должны найти отражение в уставах  и договорах (контрактах). В трудовых договорах (контрактах) с руководителями следует предусматривать дополнительные основания досрочного расторжения договора (контракта), например: нарушение требований законодательства РФ, убыточная работа свыше шести месяцев, отчуждение объектов неделимого имущества с нарушением законодательства РФ.

Организации потребительской кооперации, в том числе хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы потребительских обществ – собственники многочисленных объектов недвижимости (административных, медицинских и учебных зданий, магазинов, торговых центров, приемозаготовительных пунктов, хлебокомбинатов, производственных цехов, пунктов общественного питания и других). Подтверждение прав на объекты недвижимости – одна из важнейших задач для организации потребительской кооперации.

Права на объекты  недвижимости, поступившие к организациям  потребительской кооперации от прежних  правообладателей, подтверждаются договорами в отношении недвижимого имущества, заключенными в соответствии с законодательством РФ, актами передачи имущества и другими  актами, указанными в ст. 17 Федерального  закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».

В соответствии с Законом Российской Федерации « О Потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительские общества, союзы имеют право создавать недвижимые фонды, имущество которых не подлежит распределению между членами, и при ликвидации потребительского общества имущество неделимого фонда передаются другому (другим) потребительским обществам на основании решений общих собраний общества. Это право следует использовать в полной мере для повышения гарантии  сохранения недвижимого кооперативного имущества.

Следует укреплять  законодательную базу для сохранности  собственности организаций потребительской  кооперации и защиты недвижимого  имущества неделимого фонда.

Организациям  потребительской кооперации необходимо продолжать работу по возврату собственности, отчужденной с нарушение законодательства Российской Федерации.

Предотвращение  банкротства. Первоочередными мерами предотвращения банкротства являются разработка и создание необходимых предпосылок для принята нормативно-правовых актов, решений, которые в совокупности позволяют сформировать целостную систему законодательства в отношении потребительской кооперации и устранить противоречивость и пробелы действующих законов.

В своей экономической  политике Правительство РФ предусматривает ускорить процесс реструктуризации неконкурентоспособных предприятий на основе активизации процедур банкротства; принять новую редакцию Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устраняющую препятствия для применения процедуры ликвидации и предполагающую более совершенную защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом. В этих условиях необходимо разработать единый подход по предотвращению, массовых банкротств в системе потребительской кооперации, обеспечивающий необходимую правовую защиту для сохранения ключевых, активов, образующих неделимый фонд потребительской кооперации. Следует оградить социально и экономически значимые кооперативные предприятия от их продажи новым собственникам.

Среди мер  правовой поддержки, необходимой для осуществления общей стратегии экономического оздоровления, следует; внедрить и использовать:

 -  возможность обжалования решений арбитражных судов о банкротстве потребсоюзов, так как  Закон о: банкротстве не распространяется на союзы потребительских, обществ;

- ходатайства  областных и республиканских  союзов потребительских обществ о включении наиболее крупных кооперативных организаций  в рекомендации федеральных округов по обновлению перечня крупных экономически или    социально значимых организаций.

В уставах необходимо предусмотреть ответственность членов советов и правлений потребительских обществ за невыполнение планов их финансового оздоровления. В ряде случаев необходим механизм контролируемого управления, который предусматривает отстранение председателя правления организации-должника и временное назначение компетентного управляющего для вывода организации из предбанкротного  состояния.

Следует шире использовать досудебную санацию как защитную меру в предбанкротных ситуациях в форме финансовой поддержки (например, дополнительные целевые взносы пайщиков, финансовые льготы и прямая финансовая помощь со стороны органов власти субъектов РФ тем организациям потребительской кооперации, которые обязуются наращивать закупки, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции). Необходимо применять в виде угрозы банкротства субсидиарную ответственность пайщиков и руководителей. Вопросы реального применения субсидиарной ответственности  требуют тщательного урегулирования и закрепления в уставах организаций системы потребительской кооперации. Следует перейти от признания ее возможности к практическому применению.

Укрепление и повышение  статуса юридической службы потребительской  кооперации. Правовая обеспеченность деятельность – актуальный вопрос для потребительской кооперации.

Работники юридических  служб союзов и потребительских обществ, а также созданных ими организаций решают сложные правовые проблемы, связанные с реорганизацией юридических лиц, сохранением кооперативной собственности, разработкой уставов, применением новых законов и иных правовых нормативных актов, участием в разработке законодательных актов, касающихся организаций потребительской кооперации как на федеральном уровне, так и на местах, с защитой интересов организаций в судебных органах.

Вместе с  тем в системе потребительской  кооперации заметно уменьшилось  количество и ухудшился качественный состав юридических служб. Во многих потребительских обществах должность  юрисконсульта  занимают лица, не имеющие  юридического образования. Отсутствие должного правового обеспечения деятельностью организаций потребительской кооперации приводит к непрерывному применению законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, принятию необоснованных решений, что вызывает значительные финансовые потери.

Таким образом, Концепция предусматривает следующие направления совершенствования правового обеспечения и укрепления статуса юридических служб:

- повышение  ответственности руководителей  за состояние правовой работы;

- укомплектованность  штатных должностей юрисконсультов, улучшение качественного состава  юридических служб и закрепление  в системе работников первоочередное  распределение выпускников университетов потребительской кооперации, техникумов, получивших юридическое образование в систему;

- правовая  экспертиза решений органов управления  потребительских обществ, их союзов;

- использование  работников юридических служб  в строгом  соответствии  с  примерным Положением о юридической службе организаций потребительской кооперации.

Таким образом, Центросоюз России, региональные потреб союзы и большая часть потребительских обществ, опираясь на Закон, в последние годы проделали значительную работу. Усилия были направлены на то, что бы вывести потребительскую кооперацию из экономического кризиса, выработать и осуществить систему мер, обеспечивающих подъем кооперативного хозяйства, уточнить социальное предназначение потребительской кооперации с учетом всех условий, строить ее внутреннюю жизнь в соответствии с нравственными ценностями.

 

4. Концепция совершенствования организационного  построения структуры органов  управления в потребительской  кооперации

 

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» рассматривает потребительскую кооперацию, как систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов.

Центросоюз  Российской Федерации (России) - добровольное объединение свыше 3,5 тысяч сельских районных, городских потребительских обществ. Численность пайщиков по системе Центросоюза РФ в целом 11,3 млн.человек. В систему входят 213 районных и окружных потребительских союзов, 77 республиканских, краевых и областных союзов.

Организационное построение потребительской кооперации изменилось (рис. 1).



 









Рис.1 Организационное  построение потребительской кооперации России.

 

Основу внутренней организационной  структуры составляют потребительские общества – это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и другой деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Основная  работа с пайщиками будет сосредоточена  на кооперативных участках. Функции  кооперативных участков расширяются.  
Чаще всего центрами кооперативных участков выступают магазины. Они - главное звено в реализации хозяйственные и социальных задач (Приложение 3).

Магазины  становятся центрами кооперативных участков, заготовительными пунктами. Они призваны осваивать и внедрять новые виды услуг и коммуникаций (Приложение 4).

Рекомендуется иметь в каждом магазине - приемозаготовительном пункте, центре - кооперативного участка книгу данных о подворьях населения, содержащую сведения о владельцах подворий, площади земельного участка и поголовье животных, возможных объемах реализации продукции животноводства и растениеводства, лекарственно-технического, кожевенного и вторичного сырья, макулатуры, суммах предоставляемых заемных средств. Кроме того, в магазине следует вести журнал учета заявок населения на оказание бытовых услуг, доставку товаров на дом, журнал учета покупок.

Информация о работе Концепция развития потребительской кооперации