Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:31, курсовая работа
Целью настоящей работы является получения знаний и умений в связи с освоением сущности потребительской кооперации как социально-ориентированной системы, ее развития, современного состояния.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
– анализ правового положения потребительской кооперации и их союзов в условиях формирования новых общественных отношений;
– выявление основной структуры закона «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов) в Российской Федерации».
Деятельность Центросоюза как члена МКА заключается в проведении политики альянса и содействии развития потребительской кооперации России. Особое значение в выполнении этих задач имеет организации кооперативных форумов и семинаров.
Кооперативные форумы – это совместные мероприятия кооператоров разных стран с большим числом участников.
Форумы способствуют укреплению сотрудничества и солидарности кооператоров разных стран, развитию национального и международного кооперативного движения.
В начале XXI века российские и международные форумы посвящены совершенствованию кооперативного законодательства, укреплению конкурентоспособности кооперативных организаций, решению социальных задач общества.
С председателями правлений потребительских союзов и потребительских обществ, со специалистами кооперативных организаций Центросоюзом организуются семинары, на которых рассматриваются актуальные вопросы совершенствования и развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации, опыт российских и зарубежных кооперативной организаций, вопросы социальной защиты и стимулирования пайщиков и работников.
Сотрудничество один из принципов МКА. Центросоюз оказывает содействие организациям потребительской кооперации в развитие экономического сотрудничества, изучении рынков сбыта, осуществлении экспортно-импортных операций, оценке конкурентоспособности продукции.
В настоящее время укрепляется экономическое сотрудничество между кооперативами России и зарубежных стран.
Российское законодательство разрешает кооперативным организациям осуществлять операции по экспорту и импорту с использованием иностранной валюты в интересах потребительских обществ и их союзов. Российские кооператоры поставляют зарубежным кооператорам лекарственно-техническое сырье, пушнину, кожевенное сырье, грибы и другую продукцию, закупленную у населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из-за рубежа организации потребительской кооперации ввозят и реализуют в своих магазинах промышленные и продовольственные товары.
Наряду с экономическим развивается научно-техническое сотрудничество. Организации потребительской кооперации закупают у зарубежных кооператоров современные технологические линии для осуществления полного цикла технологического процесса производства – от загрузки сырья до выхода готовой продукции; оборудование для перемещения грузов на складах и в магазинах; проекты супермаркетов, кафетериев и других предприятий.
Особое значение приобретает сотрудничество по обмену информацией и информационными технологиями.
Развитию сотрудничества потребительской кооперации России с кооперативными организациями зарубежных стран в значительной степени способствует участие представителей российской потребительской кооперации в МКА и обмен опытом. Российские и зарубежные кооператоры знакомятся друг с другом, при этом определяются взаимные интересы и возможность экономического и научно-технического сотрудничества в образовательной сфере и сфере информационных услуг.
В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года продусмотрено повышение роли Центросоюза в развитии сотрудничества кооперативных организаций.
Одним из приоритетных направлений в международной деятельности Центросоюза является организация обмена опытом и обучения управленческого персонала и специалистов системы потребительской кооперации России. Центросоюз формирует делегации, разрабатывает программы, представляет переводчиков. В условиях реформирования системы потребительской кооперации необходимо знать и использовать опыт работы кооперативов стран с рыночной экономикой. Центросоюз направляет на обучение российских специалистов в учебные центры Швеции, Англии, Германии, Италии, в Международный кооперативный институт в Израиле.
Особое внимание уделяется подготовки менеджеров для организаций потребительской кооперации России. В разработке программ по подготовке менеджеров и финансовой поддержке реализации программ участвуют национальные и международные кооперативные организации – члены МКА, Международная организация труда (МОТ), комитет по содействию и развитию кооперативов, Фонд НОУ-ХАУ, ТАСИС и другие.
Центросоюз содействует учебным заведениям в распространении знаний о кооперативном движении зарубежных стран. С целью изучения опыта развития кооперации ученые и преподаватели университетов, институтов и техникумов потребительской кооперации направляются для участия в европейских и международных научных конференциях, семинарах, заседаниях специализированных и региональных органов управления МКА, а также в учебные заведения и кооперативные организации зарубежных стран.
Таким образом, организация
обмена опыта и изучения с
использованием программ
Надо отметить, что по отдельным
проблемам кооперативного
Центросоюз Российской Федерации выступил инициатором создания международной кооперативной организации стран СНГ- Ассоциации «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран Содружества Независимых Государств» - АЛКОС СНГ.
26 июня 2002 года в Белгороде –
Белгородском университете
Решение о создании АЛКОС
приняли лидеры кооперативных
союзов. У устава АЛКОС СНГ
определены цели создания
-координация деятельности организаций потребительской кооперации стран СНГ;
-содействие развитию их
-развитие сотрудничества
-представление интересов
Республиканские союзы потребительской кооперации тесно сотрудничали в одном государстве – СССР.
Однако с образованием самостоятельных государств связи кооператоров ослабли. Создание АЛКОС СНГ направлено прежде всего на восстановление и укрепление деловых отношений на взаимовыгодных условиях между организациями потребительской кооперации стран СНГ, на развитие кооперативного движения.
Заключение
Потребительская кооперация - это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных благ. Традиционно сложившаяся четырехуровневая организационная структура потребительской кооперации. В настоящее время количество уровней системы сокращено до 3-х.
В структуре органов управления потребительских обществ и потребительских союзов рационально взаимодействуют органы общественного самоуправления пайщиков и органы профессионального управления менеджеров. Функции органов управления свидетельствуют о том, что пайщики принимают решения по самым разным вопросам хозяйственной и социальной деятельности потребительских обществ и их союзов. Потребительская кооперация действительно является школой самоуправления для активных пайщиков.
Потребительское общество является особой формой потребительского кооператива, в создании и деятельности которого члены-пайщики принимают активное участие и который наделен широкими правомочиями.
Основными источниками формирования имущества потребительского общества являются: паевые взносы пайщиков; доходы, полученные от размещения собственных средств данного общества в банках и ценных бумагах; средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Собственность организаций потребительской кооперации по социально-экономической природе является частной коллективной собственностью.
Членские отношения обеспечивают активное участие пайщиков в деятельности потребительского общества, способствуют улучшению социально-экономической деятельности потребительского общества и удовлетворению материальных и иных потребностей членов-пайщиков. На протяжении многовековой истории общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной.
В ходе решения задач, поставленных нами в начале работы, мы пришли к следующим выводам.
1.Центрсоюз России
является высшей организацией
системы потребительской
2.Деятельность Центросоюза в АКОРФ направила на укрепление и развитие потребительской кооперации в национальном и международном кооперативном движении.
3.Страны мира
отличаются по уровню
4.Политика МКА
направлена на содействие
5.Международная деятельность Центросоюза включает следующие направления: представительство российской потребительской кооперации в МКА, проведение кооперативных форумов и семинаров, развитие кооперативного сотрудничества, обмен опытом и обучение специалистов. Международная деятельность Центросоюза осуществляется совместно с МКА, международными организациями, национальными кооперативными союзами.
Таким образом, основополагающим в деятельности Центросоюза, на мой взгляд, выступает выработка кооперативной философии, культуры, идеологии, менталитета, защита демократических основ, принципов и ценностей кооперативного движения, единства потребительских обществ и союзов как системы.
Список использованных источников
1. Конституция Российской федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Введена в действие с 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. О потребительской кооперации в Российской Федерации: Федеральный закон от 19.06.1992 г. №3085–1-ФЗ Доп. и изменения 1997,2000,2002 гг.
4. О кооперации в Российской Федерации: Федеральный закон. (Проект). – // 5. Вестник кооперации, апрель 2011, с. 115–159
6. Вопросы потребительской
7. Устав потребительских обществ (Сборник уставов).
8. Клименко О.И. Теория и практика социального управления в потребительской кооперации: Монография. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование» 2010 – 318 с.
9. Концепция развития
10. Николаев М.Е. Кооперация в России. Проблемы, становление, перспективы. – М.: Издательство «Известия», 2011. – 128 с.
11. Теплов В.И. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации: Монография. – Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 2011. – 295 с.
13. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2009. – 160 с.
14. Уколова Л.В. Потребительские общества и их союзы в потребительской кооперации Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование» 2010– 102 с.
15. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. – М.: Кооперативное издательство, 2010
16. Чуйков В.М., Уколов О.И., Алманова Е.А.