Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 08:54, контрольная работа
Корпоративное гражданство стало одной из узловых тем дискуссии об устойчивом развитии. В центре полемики - вопрос о критериях оценки экономической эффективности социально ответственной предпринимательской деятельности. Кроме того, в условиях нарастающего недовольства последствиями глобализации и деятельностью ее флагманов - крупных транснациональных компаний корпоративное сообщество весьма озабочено поддержанием собственного имиджа. Давление со стороны организованного общественного мнения испытывает и государство.
ГЛАВА I КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО: СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ.1 Корпорации как субъект общественных отношений.2 Американская корпорация: между филантропией и корпоративным гражданством.3 Европейская модель: на пути к институционализации
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА.1 Плюсы и минусы применения корпоративного гражданства.2 Японская корпорация Canon - Киосей: «Жить и работать вместе для общего блага"
ГЛАВА III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.1 Корпоративное гражданство: через классику - к российским реалиям.2 Перспективы становления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Поэтому компания обязана добиваться от государства изменения в налогообложении, которое должно стимулировать потребление, а не накопление, как сегодня. Важное направление повышения конкурентоспособности - реформа системы образования с упором на развитие творческих способностей и этической мотивации будущих работников. Конечная цель - разорвать «железный треугольник» власть - бюрократия - крупная корпорация, вывести бизнес из сферы бюрократического диктата государственных чиновников. Корпорация должна стать участником «общественного договора» и переориентироваться на производство тех товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения стабильного и устойчивого развития.
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
III.1 Корпоративное гражданство: через классику - к российским реалиям
Очевидно, что сохранение социального равновесия в обществе невозможно без социально ответственного бизнеса. Во всем мире наблюдается рост интереса к корпоративному гражданству, понимаемому как форма социально ответственного предпринимательства, его добровольного вклада в развитие общества, в социально-экономическую и экологическую сферы, не связанные с прямой деятельностью компании.
Определение корпоративного гражданства можно сформулировать как своего рода партнерский договор между бизнесом и обществом/государством, в котором предпринимательство взамен ответственного отношения к общественным нуждам вправе рассчитывать на определенные преимущества. С практической точки зрения это означает, что для реализации корпоративного управления и этики поведения, добровольной социальной отчетности нужна хорошо взрыхленная благодатная почва.
Концепция корпоративного гражданства зародилась в середине 80-х. В основу ее легло сравнение поведения корпораций с поведением граждан, реализующих свою ответственность перед обществом. Патриарх корпоративного гражданства Крейл Смит писал: «…Обычно компании добавляют «ценности» в общество неосознанно, а если они идут на это сознательно, это и есть корпоративное гражданство». С таким утверждением можно не согласиться. Любой гражданин наделен правами и обязанностями различного рода, но не обязательством помогать ближнему, тратить часть дохода на сирот, инвалидов и прочих нуждающихся. Скорее, это относится к теории «разумного эгоизма», суть которой выражается в постулате: «Поступай с людьми так, как ты бы хотел, чтобы они обращались с тобой; делай добро людям, и завтра они ответят тебе тем же». При этом главный движущий стимул - не абстрактная вселенская любовь ко всем, а, прежде всего, эгоистические взгляды, диктуемые сугубо прагматическим желанием устроить вокруг себя общество таким образом, чтобы в нем было удобно и комфортно работать и процветать.
Думается, такое поведение логичнее ложится в канву корпоративного гражданства и социальной ответственности, отвечая целям круга заинтересованных в нем сторон, кого в зарубежной литературе называют «stakeholders» (в отличие от теории Милтона Фридмана, считающего, если прибыль - основная цель предприятия, то только через удовлетворение потребностей акционеров проявляется социальная ответственность). Согласно определению Всемирного банка, социально ответственное поведение - есть обязательство бизнеса, взятое на себя самостоятельно, поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с работниками, их семьями, местными сообществами и обществом в целом с целью улучшения качества жизни, путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом. Обеспечение социальной ориентации осуществляется через три вида деятельности: благотворительность, корпоративное волонтерство, социальные программы.
Благотворительность, или филантропия. Под ними обычно понимается любой факт выделения средств или безвозмездной передачи продукции, что не связано с сугубо коммерческой деятельностью предприятия. Это материальная помощь и бесплатные услуги работникам, спонсирование средств, финансовая поддержка домов престарелых и приютов для сирот - вплоть до строительства культовых храмов и шоу-бизнеса. В данной роли благотворительность выполняет функцию компенсации перед социально-незащищенными слоям населения, но не является инструментом воздействия на будущее общества. А, исходя из принципов рыночной экономики, это вообще удобный способ для укрытия прибылей, уклонения от положенных отчислений, перевод средств через благотворительные фонды, некоммерческие организации, не облагаемые чрезмерными налогами. Равно, как и отлаженный рычаг для снижения классового антагонизма - противоречий в области расслоения населения, сглаживания рисковой дифференциации между бедными и богатыми. Что, кстати, и дало повод американскому экономисту Мюрею Н. Ротбарду утверждать в книге «Власть», что благотворительность - это «политика поощрения паразитизма»: она развращает получателей и способна привести к «возникновению касты, живущей только на общественный счет».
Не разделяя, столь спорной точки зрения, можно, однако, согласиться с тем, что принудительная благотворительность - действительно, тяжкое бремя для производства, и что государство не должно являться «распределителем услуг эффективных собственников». Забота гражданского общества - стать идейным вдохновителем, инициатором и организатором волеизъявления социальной ответственности при полной свободе выбора экономическими агентами. Для этого в развитых странах используется эффективное планирование благотворительной деятельности, выделение приоритетов и критериев оценки, в соответствии с которыми корпорации перечисляют средства некоммерческим организациям или специализированным благотворительным фондам, публично демонстрируя сопричастность к «благому делу», а не только эгоистическое вложение капитала в прибыльные сферы.
Такая благотворительность, нацеленная на решение общих социальных проблем, вполне согласуется и с коммерческими планами компании, подпадая под определение социальных инвестиций, трактуемых по Американскому толковому словарю, как вложение средств с целью извлечения прибыли или укрепления государственной власти и корпоративного авторитета. Ведь, творя «доброе и вечное», корпорации получают и вожделенный результат, выражаемый в мультипликативном эффекте, росте имиджа на местном и национальном уровне, укреплении авторитета и позиций на рынке, улучшении внутрифирменных взаимоотношений.
Корпоративное волонтерство предполагает участие сотрудников компании в работе на благо местных сообществ - либо на добровольной основе, либо по направлению корпорации, что проявляется в организации сбора пожертвований, учреждении грантов, участии в благотворительных проектах, помощи в развитии компаний-поставщиков, принадлежащих к представителям этнических меньшинств. Более чем в 30 странах для подведения итогов такой работы ежегодно проводится Всемирный день волонтерского труда. К примеру, компания Levi Strauss создает команды участия в делах местных сообществ, H.B. Fuller - рабочие советы. А российская компания «СУАЛ-холдинг» - рабочие группы для решения проблем формирования муниципального бюджета.
Социальные программы - специфическая область управления, представляющая собой разработку, реализацию программ в социальной сфере с целью повышения значимости и статуса компании в деловом сообществе, властных структурах, деловых и общественных кругах. Эта функция осуществляется обычно в партнерстве с местными, региональными и федеральными органами государственной власти, в сотрудничестве с некоммерческими и общественными организациями, профессиональными объединениями.
Зарубежные страны накопили разнообразный опыт, демонстрирующий усилия государства и бизнеса в осознании своей социальной ответственности, а также реализации конкретного партнерства при решении социальных проблем, что можно определить емким термином - «добросовестная деловая этика». Так, в США частный капитал составляет финансовую основу социальных программ, в Германии и Швеции - государственный.
В России сейчас наблюдается ситуация, подобная той, которую Америка пережила в 70-х, когда государство инициировало социально ответственное поведение корпораций, предписывая им осуществлять инвестиции в «подшефные» территории, где они «оперируют бизнесом». Однако, у нас - учитывая, что, согласно социологическим опросам, отношение общества к крупным предпринимателям и крупному бизнесу неоднозначно - вполне реальна опасность использования властью (точнее сказать, «стоящими у власти») недовольства населения для прессинга на бизнес. Причем, не для повышения его социальной ответственности, а в своекорыстных целях - для передела уже поделенной приватизацией собственности. При этом истинные проблемы общества не будут решаться, служа лишь прикрытием для достижения отдельных интересов лоббистских групп. Поэтому возникает угроза дискредитации объективно необходимой идеи корпоративного гражданства и социальной ответственности бизнеса, которые могут развиваться только при прозрачных, понятных и справедливых правилах игры, при обоюдном соблюдении этических норм и свобод - когда государство находится в согласии (а не в конфликте!) с гражданским обществом и способно стать мощным катализатором позитивных социально-экономических процессов.
Почти 95% населения убеждены в необходимости формирования и корректировки минимальных социальных нормативов и их законодательного обеспечения
Предполагается, чем богаче страна, тем «зажиточнее» граждане. На самом деле, высокие показатели экономического роста не ведут автоматически к тому, что возрастающее количество материальных благ становится доступным для всех согласно устоявшимся представлениям о социальной справедливости. Чтобы эти принципы восторжествовали, необходимы целенаправленные усилия, направленные на удовлетворение базовых потребностей человека и поддержание его родовидового существования. Когда результат проводимой политики не совпадает с ожиданиями общества, возникают социальные потрясения.
III. 2 Перспективы становления
корпорация гражданство социальный партнерство
Несмотря на то, что вопрос о применимости понятия «корпоративное гражданство» к деятельности российских корпораций уже не раз ставился на страницах исследований, посвященных отношениям бизнеса, общества и власти в России, анализ перспектив утверждения в нашей стране данной модели находится еще в начальной стадии.
Впрочем, это не означает, что российский корпоративный сектор не волнуют проблемы взаимодействия с обществом и государством в условиях глобального мира. Элементы корпоративного гражданства используются рядом крупных компаний. Развивается практика социального аудита. Ассоциация менеджеров России открыла Депозитарий социальных программ, корпоративных социальных отчетов и моделей социального партнерства, где фиксируются достижения крупных российских компаний в сферах реализации и продвижения социальных проектов. Появились первые кодексы корпоративного поведения. Однако превращение отдельных социально ответственных практик в полноценное целеполагание - дело будущего, и успех на этом пути во многом зависит от политических отношений бизнеса, власти и гражданского общества.
По данным действующего в России филиала британского Объединения благотворительных организаций (Charities Aid Foundation), российский бизнес тратит на благотворительность до 17% чистой прибыли. Это выше, чем в среднем на Западе. Но такие расходы, как правило, не афишируются. Благотворительность в узком смысле связывается с индивидуальной активностью владельца конкретного бизнеса. Спонсорство предполагает поддержку проектов в сферах, которые работают на имидж компании. Подобные проекты делают ее «узнаваемой» во властных структурах регионального и федерального уровня. В результате бизнес встраивается в систему взаимодействия с властью и информационным сообществом.
Меценатство - традиционная сфера вложения отечественного капитала - означает поддержку проектов, не относящихся к сфере непосредственных экономических интересов компании. В идеале вся эта деятельность носит добровольный характер и выходит за рамки установленного законом минимума.
Благотворительность и корпоративная социальная ответственность часто трактуются в нашей стране как синонимы. В реализации практик КСО уже выявились лидеры. Среди них ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», ФК «Уралсиб», ОАО «Северсталь», группа СУАЛ, АФК «СистемА» и др. По объему от валовых продаж лидируют предприятия химической (11,9%), лесной и деревообрабатывающей (5,5%) промышленности, черной металлургии и электроэнергетики (4,3%); на последних позициях - финансовый сектор (0,1%).
Согласно данным Депозитария социальных программ, предприятия упомянутых отраслей (а также топливного комплекса) дальше других продвинулись и в реализации практик КСО по шести ключевым направлениям:
) развитие персонала и его профессиональная подготовка;
) безопасность и охрана труда;
) природоохранная деятельность и ресурсосбережение;
) развитие местного сообщества;
) добросовестная деловая практика;
) социальная отчетность.
Предпринимательское сообщество в лице своих влиятельных объединений лоббирует отмену 13% налога на благотворительную деятельность, доказывая, что это позволит вывести благотворительные денежные потоки из «серой» зоны и сделать такие вложения выгодными для самого бизнеса.
Однако развитие практик КСО упирается не только в налоговую проблему. Среди факторов торможения и пробуксовка механизмов законодательного регулирования (только в Налоговый кодекс РФ за последние три года внесено больше 3 тыс. изменений и дополнений), и неэффективность органов исполнительной власти, и непрозрачность корпоративного управления. За сужением поля КСО до благотворительности просматривается прямое давление власти на бизнес, превращение подобной деятельности в квазидобровольную (в первую очередь - на уровне регионов и местных сообществ). Особенностями российской практики КСО остаются центральная роль государства в системе отношений с бизнесом и отсутствие консолидированной позиции самого предпринимательского сообщества.
Согласно данным ИКСИ РАН, граждане ждут от корпораций развития материальной базы здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта (56,6%), создания новых рабочих мест (55,8%), помощи наиболее социально уязвимым группам (41,6%). Иначе говоря, общество рассчитывает восполнить за счет бизнеса "провалы" государственной социальной политики.
При этом, хотя целевые корпоративные проекты выборочно компенсируют неэффективность государства, общественные надежды по-прежнему обращены именно к последнему.
Широко распространено представление, что только государственное регулирование способно сделать российский бизнес социально ответственным. В ряду необходимых для этого мер на первом по значимости месте упоминается разработка системы поощрений (27%), далее следуют создание системы социальной отчетности и контроль за ее исполнением (25%), проявление социальной ответственности со стороны самого государства (20%), выведение бизнеса из "тени" и борьба с неплательщиками налогов (17%), разработка этического кодекса поведения бизнеса и стимулирование его исполнения (14%), создание фонда средств для социальных программ (10%), показательные процессы против недобросовестных предпринимателей, освобождение бизнеса от излишнего давления власти (по 6%) .