Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:42, реферат
Проблема борьбы с коррупцией актуальна сегодня практически во всех странах мира. При этом меры, предлагаемые учеными и политиками, в решении данной проблемы можно разделить на две группы: «карательные» и превентивные. Последние направлены против причин, а не внешних выражений коррупции, а потому лишены многих недостатков, присущих «методу войны».
Поскольку коррупция в целом, равно как и коррупция при управлении государственными и муниципальными ресурсами, является сложным системным явлением, то действия по борьбе с коррупцией должны иметь системный характер. В настоящее время в России и в мире разрабатываются различные стратегии предотвращения коррупции.
Введение 2
1. Теоретические основы коррупции и коррупционного процесса с точки зрения экономики ……………………… ………………………………………4
1. Понятие коррупции, её разновидности 4
2. Проблемы и условия, порождающие коррупцию 9
3. Экономический подход к коррупции............ .........................................13
3.1 Классификация направлений исследования коррупции………………….13
3.2 Модели коррупционных ситуаций…………………………………………14
4. Влияние коррупции на общественное благосостояние 27
5. Мероприятия по предотвращению коррупции в управлении государственными ресурсами…………………………………………………..35
Заключение 39
Список литературы 41
К общим проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны не только России, но и большинству стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь — переживающих переходный период от централизованной к рыночной экономике. Вот некоторые из этих проблем.
1. Трудности преодоления наследства тоталитарного периода. К ним относится прежде всего медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции. Нелишне отметить в этой связи, что одним из самых коррумпированных режимов в истории была фашистская Германия.
Другое обстоятельство —
преодоление слияния власти и
экономики, свойственного тоталитарным
режимам с централизованной системой
управления экономикой. Естественное
разделение труда между властными
институтами, призванными создавать
условия для нормального
Напомним, что стремительные и кардинальные преобразования в России происходят при сохранении существенной части корпуса государственных служащих.
2. Экономический упадок и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями блата как одной из форм низовой коррупции.
Одновременно постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее и неуместное присутствие государства в экономике, дефицит четких регулятивных механизмов) формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.
В условиях экономического
кризиса государство часто
3. Неразвитость и несовершенство законодательства. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение.
Если раньше, при советском режиме, коррупцию часто порождал контроль над распределением основного ресурса — фондов, то на начальных этапах реформы чиновники резко разнообразили сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовывать крупные социальные проекты и т.п. Именно это является одним из признаков переходного периода и служит одновременно благодатнейшей почвой для коррупции.
Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:
4. Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы строят громоздкий государственный аппарат. Речь идет прежде всего об исполнительной власти. Бюрократические структуры стойки и хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжелых потрясениях. Причем чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратит аппарат на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты и, следовательно, система управления отстают от этих изменений. В позднем Союзе и ранней России было особо отчетливо видно, как реагировала система управления на усложняющиеся и множащиеся проблемы: плодила свои системные пороки, увеличивая аппарат, вводя дополнительные иерархические уровни управления, создавая огромное число безответственных координационных структур. Итог прост: чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, которые она должна решать, тем легче в ней угнездиться коррупции.
5. Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Ухудшение социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающее начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.
6. Неукорененность демократических политических традиций. Проникновению коррупции в политику способствуют:
Реальная политическая конкуренция служит противовесом и ограничителем для коррупции в политической сфере, с одной стороны, и для политического экстремизма — с другой. В результате снижаются шансы политической нестабильности.
Фиктивная политическая жизнь, отсутствие возможности для политической оппозиции ответственно влиять на ситуацию подталкивают оппозиционных политиков разменивать политический капитал на экономический. При этом, с учетом прочих условий, осуществляется плавный переход от полулегитимного лоббизма к откровенной коррупции.
Изучение коррупции довольно тесно связано с изучением деятельности, направленной на поиск ренты (rent-seeking activity), так сказать, "родительским" направлением. Экономические исследования феномена коррупции, как такового, фактически начались не позже 1975 года, с работы Роз-Аккерман, в которой коррупция рассматривалась как экономическое поведение в условиях риска, связанного со свершением преступления и возможным наказанием за него.
В литературе на настоящий момент существует большое число моделей коррупции. В рамках этих моделей изучаются самые разные вопросы, связанные с коррупцией, однако, под разными углами зрения. Во-первых, условно можно выделить математические модели двух направлений - изучение актов внешней коррупции, и коррумпирование организации изнутри. Здесь можно довольно четко проследить границу исследований. Третье направление касается исследования таких наблюдаемых явлений, как неединственность равновесных коррупционных состояний, цикличность возникновения и т.п. Кроме того, существуют работы, в которых изучается влияние коррупции в некоторых частных специальных ситуациях.
Коррупция как сложное явление подвергается различным формам интерпретации. Эти интерпретации (концепции) не являются альтернативными, а скорее дополняющими друг друга. Некоторые из них тезисно изложены ниже.
1. Коррупция как разновидность
преступной деятельности (рациональный
подход). В рамках экономики
Uj=PjUj (Yj-Fj) + (1-Pj)UjYj (1)
где Yj — преступный доход, включая его денежную и психологическую составляющую; Uj — функция полезности; Рj— вероятность наказания; Fj—тяжесть наказания .
Подход к поведению взяткополучателя как к преступной деятельности, был развит С. Роз-Аккерман по отношению к коррупционной деятельности
В работе С. Роз-Аккермана рассматривается конкуренция «внешних» по отношению к государственной организации фирм (клиентов) за получение контракта или ренты. Такой контракт приобретается с помощью взятки, которую вручают конкурирующие между собой клиенты или один из них государственному чиновнику - бюрократу (исполнителю). Другими словами, в этой модели каждый клиент - фирма - стараются подкупить бюрократа с целью получить правительственный контракт. Предполагается, что бюрократ может быть наказан за получение взятки, он несет материальный и моральный ущерб; аналогичная ситуация и с фирмой-взяткодателем. Возникающая в этой ситуации модель является типичной моделью захвата ренты (поведения «ищущих выгоду») при условии, что конкуренция происходит только между фирмами; чиновник выступает в роли монополиста. Предполагается, что правительство хочет приобрести на рынке некоторый товар, который может быть поставлен одной из конкурирующих фирм. Эти фирмы поставляют товары, различающиеся, быть может, качеством и ценой. Рассматриваются следующие конкретные ситуации:
1. Предпочтения правительства
относительно товара точно
· продукт одинаковый у всех фирм;
· продукт отличается.
2. Предпочтения правительства неточно сформулированы, и ряд фирм конкурируют между собой с целью получить контракт.
3. Предпочтения правительства
неточно сформулированы, только
одна фирма хочет получить
контракт (случай двойственной
Предметом исследования являются условия (включая способ организации частных рынков и структуру правительственных программ), при которых будет заключена незаконная сделка, т.е. контракт будет получен «за взятку», и какой будет величина этой взятки при тех или иных предположениях относительно поведения участников и условий предоставления контрактов.
Краткое описание модели.
1. Рассмотрим модель незаконной
сделки в ситуации 1. Заметим, что
в случае одинаковых товаров
любое отклонение бюрократа от
общественно полезного решения
определить легко. Во-первых, если
существует частный рынок, то
фирмам нет смысла давать
Пусть G - прибыль бюрократа, pi - прибыль продавца i, тогда
G(X i) = X i -J(Xi)-R(Xi), (2)
pi (X i) = Piq -Ti-Xi-Di(Xi)- Ni(Xi), (3)
где X i - размер общей взятки, заплаченной продавцом i, Pi - цена единицы продукта продавца i, q - количество продукта, необходимое государству (предполагается заданным), J(Xi) - средний штраф для бюрократа, Jўі0, R(Xi) - моральные издержки для бюрократа при принятии взятки Xi , в денежном выражении, Rўі0, Ti - общие издержки на производство q единиц для продавца i, Di(Xi) - средний штраф для продавца, Dўі0, Ni(Xi) - моральные издержки для продавца при дачи взятки Xi, в денежном выражении, Nўі0.