Коррупционный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:42, реферат

Краткое описание

Проблема борьбы с коррупцией актуальна сегодня практически во всех странах мира. При этом меры, предлагаемые учеными и политиками, в решении данной проблемы можно разделить на две группы: «карательные» и превентивные. Последние направлены против причин, а не внешних выражений коррупции, а потому лишены многих недостатков, присущих «методу войны».
Поскольку коррупция в целом, равно как и коррупция при управлении государственными и муниципальными ресурсами, является сложным системным явлением, то действия по борьбе с коррупцией должны иметь системный характер. В настоящее время в России и в мире разрабатываются различные стратегии предотвращения коррупции.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы коррупции и коррупционного процесса с точки зрения экономики ……………………… ………………………………………4
1. Понятие коррупции, её разновидности 4
2. Проблемы и условия, порождающие коррупцию 9
3. Экономический подход к коррупции............ .........................................13
3.1 Классификация направлений исследования коррупции………………….13
3.2 Модели коррупционных ситуаций…………………………………………14
4. Влияние коррупции на общественное благосостояние 27
5. Мероприятия по предотвращению коррупции в управлении государственными ресурсами…………………………………………………..35
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике).docx

— 98.65 Кб (Скачать файл)


5. Мероприятия по предотвращению коррупции в управлении государственными ресурсами.

5. Мероприятия по предотвращению коррупции в управлении государственными ресурсами.

 

Проблема борьбы с коррупцией актуальна сегодня практически  во всех странах мира. При этом меры, предлагаемые учеными и политиками, в решении данной проблемы можно  разделить на две группы: карательные  и превентивные. Последние направлены против причин, а не внешних выражений  коррупции, а потому лишены многих недостатков, присущих «методу войны».

Поскольку коррупция в  целом, равно как и коррупция  при управлении государственными и  муниципальными ресурсами, является сложным  системным явлением, то и действия по борьбе с коррупцией должны носить системный характер. В настоящее  время в России и в мире разрабатываются  различные стратегии предотвращения коррупции. Рассмотрим некоторые из них с целью определения стратегии  предотвращения коррупции в управлении государственными и муниципальными ресурсами.

Меры превентивного характера  были собраны специалистами Мирового банка в единую многоцелевую стратегию  борьбы с коррупцией, которая состоит  из пяти разделов:

1. Институциональные основы:

  • институциализация независимой и эффективной судебной власти;
  • расширение сферы действия парламентского контроля;
  • обеспечение независимости правоохранительных органов.

2. Политическая ответственность:

  • политическая конкуренция, заслуживающие доверия политические партии;
  • прозрачность в финансировании партий;
  • прозрачность процедуры голосования для избирателей;
  • обязанность госслужащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов.

3. Расширение возможностей  участия гражданского общества:

  • гарантирование свободы информации;
  • усиление роли СМИ.

4. Конкурентный частный  сектор:

  • реструктуризация монополий с целью повышения конкурентности;
  • снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений;
  • прозрачность корпоративного менеджмента;
  • увеличение прав деловых ассоциаций.

5. Управление государственным  сектором:

  • найм на государственную службу на основе заслуги, достойная оплата труда государственных служащих;
  • децентрализация власти;
  • повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов;
  • повышение прозрачности в налоговой администрации, лишение налоговых служащих возможности произвольно предоставлять налоговые льготы, упрощение налоговой администрации.

Бесспорно, что реализация описанных выше направлений и  мероприятий будет способствовать предупреждению коррупции. Однако в  приведенном перечне практически  отсутствуют меры, направленные на совершенствование российского  законодательства, тогда как по мнению многих ученых и политиков гораздо  существеннее, когда коррупция основана на законе, когда сам закон способствует её возникновению и создает для  неё благоприятные условия. При  этом «коррупция может возникать  как из-за пробелов в законодательстве, так и вследствие усложненных  и трудно применимых на практике норм права» (Д. Шнайдер, «Предотвращение  и борьба с коррупцией»).

По мнению специалистов Фонда ИНДЕМ решение проблемы несовершенства законодательства должно осуществляться по следующим направлениям:

  • распутывание противоречий и прояснение туманностей в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для чиновного произвола и коррупции;
  • «закрытие» многочисленных отсылочных норм в действующих законах;
  • ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия с учетом того, что часто завышенные наказания мешают доказательству преступлений;
  • дифференцирование в Уголовном кодексе коррупционных действий;
  • пересмотр шкал пошлин, штрафов и т.п. (слишком высокие штрафы так же неэффективны, как и слишком низкие, поскольку стимулируют уход от них с помощью взятки).

В аналитическом докладе  Фонда «Коррупция в России: кто  кого?» предложены конкретные практические шаги в направлении борьбы с несовершенными нормами права в виде ужесточения  контроля над ведомственным нормотворчеством и учреждения постоянно действующей  экспертизы законодательства на «антикоррупционность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Отсутствие борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к  ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых  учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей  или сообществ. Коррупция в таких  условиях стремится захватить не только экономику, но и политику. В  результате стране и обществу наносится  гигантский невосполнимый ущерб. Эффективность  рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические  институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство  населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под  угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

Эту проблему не способна решить власть в отрыве от общества. Без  ложного пафоса, эта проблема касается каждого, кто понял опасность  дальнейшего усиления коррупции  для себя и своих близких, для  своего дела, для общества и страны, кто считает себя гражданином.

Запуск и реализацию системы  антикоррупционных мероприятий  тормозит ряд препятствий:

    • на достаточно высоком уровне есть лица, которым может быть инкриминирована коррупционная деятельность;
    • существует большой пласт чиновников, не заинтересованных в изменении сложившейся ситуации;
    • во власти сохранились и преобладают старые стереотипы, определяющие упрощенные подходы к решению задач, подобных борьбе с коррупцией.

Поскольку ограничение коррупции  неотделимо от коренного реформирования всей государственной машины, реализация подобной программы требует серьезного политического обеспечения и специфических политических условий, включая консолидацию большей части властных элит.

Весь мировой опыт демонстрирует: истерия борьбы с коррупцией расчищает  путь диктатурам. Парадокс в том, что, установившись, диктатура еще больше раскручивает коррупцию, увеличивая ее масштабы и разлагая власть. Наконец, общества, находящиеся в переходном состоянии от тоталитаризма (или  долговременной диктатуры) к демократии, носят в себе вирус тоталитарного  реванша под лозунгом борьбы с  издержками демократии, среди которых  коррупция — в числе первых.

Альтернатива этому только одна — разработка и реализация государственной антикоррупционной  политики на основе консолидации большей  части политических сил и при  тесном взаимодействии с институтами  гражданского общества.

Задачи, сформулированные во введении, решены, цель работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гуриев  С. «Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться?», Вопросы экономики, №1, 2007г.
  2. Экономические интересы, противоречия и формы их разрешения. Монография. Под редакцией проф. И.П. Павловой. – СПб.: Изд-во МБИ, 2006 г.
  3. Сатаров  Г. «Как измерять и контролировать коррупцию», Вопросы экономики, №1, 2007г.
  4. Галицкий Е., Левин М. «Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти (опыт эмпирического анализа)», Вопросы экономики, №1, 2007г.
  5. Епифанова  Н. «Исследование коррупции на основе методов экономической теории», Вопросы экономики, №1, 2007г.
  6. Цуриков А., Цуриков В. «Экономический подход к анализу корыстных преступлений», Вопросы экономики, №1, 2007г.
  7. Нестик Т.А. Коррупция и культура. / Экономическая теория преступлений и наказаний, 2002 г.

 


Информация о работе Коррупционный процесс