Кредитование малого и среднего бизнесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение особенностей системы кредитования МСБ в Украине, анализе проблем и пути их разрешения.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучение теоретических аспектов процесса МСБ в Украине;
– изучение механизмов банковского кредитования малого и среднего бизнеса;

Вложенные файлы: 1 файл

8_1-й Раздел Тоня.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

– залог имущества других предприятий и организаций;

– гарантии юридических лиц, располагающих средствами (или надежными источниками этих средств), достаточными для выполнения обязательств по кредиту;

– ценные бумаги, валютные или рублевые депозиты заемщика, размещенные в банке;

– страхование ответственности заемщика за непогашение кредитов;

– страхование банком риска непогашения кредитов;

– переуступка в пользу банка права получения и распоряжения выручкой от реализации продукции по договорам, плательщиками по которым являются предприятия и организации с надежной, по мнению банка, финансовой репутацией;

– обязательства в других формах, согласованных с банком.

Кроме заявки, клиент должен подать такие документы:

1. Анкету заемщика (сжатые сведения о заемщике) по форме, определенной банком;

2. Копию учредительных документов, а также другие документы, которые подтверждают правоспособность (для юридических лиц) и дееспособность (для физических лиц) клиента;

3. Копию устава;

4. Копию свидетельства о регистрации (перерегистрацию);

5. Копия лицензии, предусмотренной законодательством;

6. Технико-экономическое обоснование получения кредита с расчетом срока окупаемости и рентабельности объекта кредитования с указанием направления заимообразных средств и расчета затраты и поступлений на весь срок пользования ссудой;

7. Копия контрактов, соглашений и других документов, которые касаются кредита: контракты на приобретение и реализацию товарно-материальной ценности, услуги и выполнения работы, накладную, таможенную декларацию, и тому подобное;

8. Заверен налоговой администрацией бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 3), отчете, о собственном капитале (форма № 4) на последнюю отчетную дату, а также годовые балансы, за весь период деятельности предприятия, при необходимости - расшифровка отдельной статьи баланса;

9. Документы, которые касаются обеспечения кредита:

– залог имущества;

– залог недвижимости;

– гарантия (поручительство);

– страхование;

10. Справку из обслуживающего банка о наличии счетов заемщика, наличие (отсутствие) задолженности по кредитам;

11. Сведения по кредитам, полученным в другом банке.

В случае необходимости  заемщик подает (до принятия решения  о предоставлении кредита или в процессе последующего контроля) внутренние финансовые и управленческие отчеты, отчет о движении кассовых поступлений, данные о дебиторской и кредиторской задолженности, налоговой и таможенной декларации, документы об аренде помещений и другие.

После ознакомления с  документами работник банка проводит предварительную беседу с будущим кредитополучателем, что позволяет выяснить важную деталь относительно условий предоставления и погашения кредита и процентов. На этом этапе банк уделяет внимание достоверности документов и информации, на основе которых решается вопрос о предоставлении кредита.

При выдаче кредита на условиях гарантии платежеспособность гаранта должна быть подтверждена необходимыми документами, включая копию баланса. Расчеты кредитоспособности заемщика в определенной степени носят теоретический характер и могут не совпасть с быстро меняющейся практикой, поэтому обеспечение выступает как одно из важнейших условий возврата кредита. В то же время решение о выдаче ссуды должно базироваться на сущности финансируемого мероприятия, а не на привлекательности обеспечения.

Порядок уплаты процентов. Проценты делятся на обычные, уплачиваемые в пределах срока пользования кредитом, и повышенные, взыскиваемые при нарушении срока возврата ссуды. Различают также простые и сложные проценты. Простые проценты начисляются на одну и ту же сумму в течение всего срока пользования кредитом, сложные – с учетом суммы начисленных в предыдущем периоде процентов. Проценты по ссуде в период пользования кредитом представляют собой плату банку за услуги.

При просрочке возврата ссуды размер процентов увеличивается или банк предусматривает в договоре условие о начислении на сумму кредита санкций в виде постоянно увеличивающихся пени. При проведении интервью клиент обязан представить официально заверенный документ, на основании которого он уполномочен вести переговоры от лица фирмы (подлинник разовой или иной доверенности).

Если клиент не имел ранее  отношений с данным банком, а расчетный  счет открыт им в другом банке, то следует  выяснить причины, по которым он решил  обратиться за кредитом именно в этот, а не в обслуживающий его банк. Они должны быть разумными и правдоподобными. После беседы кредитный работник принимает решение: продолжать работу с клиентом или ответить отказом.

Риск по кредиту необходимо оценить по возможности более полно уже на первом этапе. Если кредитный работник принял положительное решение, он информирует клиента о том, какие документы и сведения необходимы для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении кредита, и согласовывает с ним дату и время встречи.

На этом этапе кредитного процесса работник банка получает непосредственно  от руководителя предприятия-заемщика полный пакет документов в соответствии с утвержденным правлением банка  перечнем; удостоверяет его личность по паспортным данным, о чем делается отметка в кредитной заявке; производит экономический анализ, пользуясь имеющейся и полученной от заемщика информацией, которая включает сведения о полноте формирования уставного капитала, о взаимоотношениях клиента с банком в прошлом, их длительности и прочности.

Особое внимание уделяется  выполнению клиентом обязательств перед  банком в установленные сроки; обеспеченности готовой продукции (товара) рынком сбыта; наличию договоров на реализацию ценностей по кредитуемой операции с рассмотрением условий их поставки и реализации; формам расчетов; наличию возможностей предъявления штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств покупателем.

Анализ кредитоспособности заемщика и оценка качества заявки. На этом этапе кредитного процесса определяется кредитоспособность заемщика, то есть возможность клиента вернуть ссуду и проценты в обусловленный срок. Следует различать понятия «кредитоспособность» и «платежеспособность». Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не учитывает неплатежи за истекший период, а прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу. Кредитоспособность оценивается на основе системы показателей, которые отражают источники и размещение оборотных средств и результаты хозяйственно-финансовой деятельности. При этом анализ кредитной заявки клиента и его кредитоспособности базируется на использовании разных источников информации, среди которых:

– материалы, полученные непосредственно от заемщика;

– материалы, которые находятся в архиве и базе данных самого банка;

– сведения, полученные от кредиторов, покупателей и поставщиков заемщика и других внешних источников.

Важное значение имеют  архивы банка. Если клиент уже получал  кредит в этом банке, то в архиве содержатся сведения о возможной  задержке в погашении долга или других нарушениях.

Из внешних источников наиболее важными являются сведения, полученные из других банков, которые  обслуживают данного клиента, и  у его деловых партнеров.

При анализе кредитоспособности используются различные источники  информации. Она оценивается следующими коэффициентами:

– коэффициент ликвидности;

– коэффициент покрытия;

– коэффициент привлечения, включающий показатель финансовой независимости и показатель обеспеченности собственными оборотными средствами;

– коэффициент прибыльности, то есть рентабельности реализованной продукции.

На основе приведенных  выше коэффициентов и относительной  их оценки вычисляется класс кредитоспособности заемщика, в зависимости от которого определяются условия предоставления кредита (размер ссуды, срок, форма обеспечения, процентная ставка).

Существуют основные 5 классов:

– 1,2 класс – получатели ссуд с устойчивым финансовым положением. Они имеют право пользоваться кредитом по минимальным процентным ставкам;

– 3 класс – клиенты с достаточно стабильным финансовым положением; их кредитование осуществляется на общих основаниях с применением более высокой ставки;

– 4 класс – клиенты, имеющие нестабильное финансовое положение. Предоставление им кредита носит характер повышенного риска, поэтому банком предпринимаются особые формы защиты, обеспечивающие возвратность кредитов, при этом процентная ставка возрастает;

– 5 класс – клиенты, не способные обеспечить возвратность кредита. Таким клиентам кредиты не предоставляются.

Анализ причин, повлиявших на соответствующие коэффициенты, является обязательным элементом процедуры оценки кредитоспособности клиента.

При формировании кредитного портфеля банка важно определить не только высокодоходные направления  активных операций, но и их соответствие имеющимся ресурсам.

При другом методе управления активами их формирование осуществляется в зависимости не только от общей  суммы, но и от структуры привлеченных ресурсов.

Так, большая доля средств, мобилизованных с помощью вкладов  до востребования, помещается в быстро-ликвидные вклады, а срочных вкладов – в ссуды с более длительным сроком и в ценные бумаги. В соответствии с этим методом определяется несколько направлений размещения средств, привлеченных из разных источников.

Установив принадлежность средств к различным направлениям с точки зрения их ликвидности и прибыльности, руководство банка определяет порядок размещения ресурсов из каждого направления. Размещение средств по направлениям осуществляется независимо одно от другого.

Определив возможность  выдачи ссуды с точки зрения наличия ресурсов, соответствующие работники банка подготавливают кредитный договор с заемщиком. В нем предусматриваются: цель; сумма; срок кредита; условия и порядок его выдачи и погашения; формы обеспечения обязательств; процентные ставки и порядок уплаты процентов; права и ответственность сторон по выдаче и погашению кредита; перечень документов, представляемых в банк для наблюдения за движением кредита и финансовым положением заемщика и периодичность их представления; другие условия, а также контрольные функции банка в процессе кредитования.

Заключение кредитных  договоров осуществляется дифференцированно, в зависимости от характера кредита: одноразовые кредитные сделки, кредитование по специальным ссудным счетам, кредитование материальных запасов и производственных затрат по укрупненному объекту, кредитование мероприятий инвестиционного характера.

Подготовка кредитного договора. Заключается в разработке условий процесса кредитования, подготовке и заключении кредитного договора. Этот этап называют еще структуризацией кредита, в ходе которой определяют основные условия кредитного договора.

Банк определяет параметры  займа: вид кредита, сумму, срок, способ выдачи, и погашение кредита, обеспечения, уровень процента, другие моменты. Банк должен предложить клиенту тот вид кредита, который в наибольшей степени отвечает характеру кредитуемого мероприятия.

Разрабатывается также  график погашения кредита в соответствии со сроками оборачиваемости того вида капитала, на формирование которого выдается заем.

Следующий этап состоит в оформлении ссуды и контроле за выполнением кредитного договора. После решения о выдаче ссуды работник банка формирует кредитное досье заемщика, включая все документы и расчеты, представленные и созданные в процессе рассмотрения вопроса о выдаче кредита. В дальнейшем оно может дополняться. В соответствии с порядком и условиями выдачи и погашения кредита, предусмотренными в кредитном договоре, кредитным отделом банка оформляется распоряжение операционному отделу на выдачу кредита, в котором указываются наименование заемщика, сумма, шифр кредита и символ отрасли, направление и предельный срок ссуды, периодичность и форма уплаты процентов, их размер по срочной и просроченной задолженности.

Погашение кредита и  процентов по нему при наступлении  срока платежа производится в порядке, определенном кредитным договором, путем списания средств с расчетного счета заемщика согласно его обязательству. В тех случаях, когда расчетный счет заемщика находится в другом банке, погашение задолженности по кредиту и уплата процентов по нему производятся платежным поручением заемщика или на основании платежного требования-поручения, выставленного банком-кредитором.

Клиент имеет право  по предварительному согласованию с  банком погасить ссуду досрочно – полностью или частично.

В банках разработана система своевременного предупреждения и ликвидации так называемой проблемной задолженности по кредитам.

В банке разработана  методика своевременной диагностики  проблемной задолженности. Работник кредитного отдела регулярно следит за выполнением условий кредитного договора. Задача такого наблюдения – выявление сложностей, сбоев в хозяйственно-финансовой деятельности заемщика до того, как они приобретут угрожающий характер. В большинстве случаев заемщик начинает испытывать затруднения в поступлении денежных средств еще до возникновения проблемной задолженности, прежде чем он нарушит сроки погашения ссуды или процентов: повышается уровень товарно-материальных запасов, замедляется погашение дебиторской задолженности. Эти обстоятельства служат сигналом банку о возникновении определенных сложностей в хозяйственно-финансовой деятельности заемщика, а следовательно, и в погашении ссуды.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнесса