Кризисные процессы в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть кризисные процессы в экономике России.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие и содержание экономического кризиса;
- изучить причины и последствия экономического кризиса;
- проанализировать кризисные процессы в России в конце 20 века и в начале 21 века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы экономического кризиса 5
1.1. Понятие и содержание экономического кризиса 5
1.2. Причины и последствия экономического кризиса 5
2. Экономический кризис в России 11
2.1. Экономический кризис 90-ых годов 20 века 11
2.2. Экономический кризис 2008-2010 годов 15
3. Преодоление экономического кризиса 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Кризисные процессы в экономике современной России.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшим направлением реформ была либерализация, а именно введение свободных цен на товары и услуги. Механизм свободного ценообразования покажет, что, как и какое количество товаров производить и на каких рынках продавать. Предприятиям потребуется избавиться от больших потерь и растраты ресурсов. Платёжеспособный спрос потребителей превратится в регулятор производства, дефицит будет преодолен. При этом перекладывать на потребителей удорожание затрат на производимую продукцию будет все сложнее. И, наконец, финансовая стабилизация, нацеленная на достижение макроэкономического равновесия, снижение до минимума инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, укрепление курса национальной валюты и достижение конвертируемости рубля; с помощью либерализации финансового рынка обеспечение притока иностранных инвестиций в страну.

Предложенная программа либерально-радикальной  модернизации с широким применением монетаристких принципов была поддержана Международным валютным фондом, Всемирным банком Реконструкции и Развития и другими международными финансовыми организациями8.

Программа либеральных реформ начала действовать. В январе 1992 года были «отпущены» розничные цены. Но в условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли не в 3-5 раз, как предполагали новые министры, а в 10-12 раз, а к концу года 10- - 150 раз. Замороженные в январе 1992 года денежные вклады населения обесценились. Повышение в бюджетной сфере заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат на 70 % далеко отстало от темпов роста цен. Результаты либерализации оказались неожиданными. Произошло резкое падение уровня жизни большинства населения, особенно занятых в бюджетной сфере. В промышленности проявился кризис взаимных неплатежей. Не получая денег за произведенную продукцию, предприятия страны оказались практически в состоянии паралича. Задерживались выплаты заработной платы, пенсий, пособий. Курс рубля резко упал, в стране произошла бурная инфляция. Финансовая стабилизация не состоялась. Меры по либерализации привели к возникновению «теневого» бизнеса, оттоку капитала из России за рубеж до 20 миллиардов долларов в год9.

В этих сложных социально-экономических  условиях летом 1992 года была утверждена программа чековой (ваучерной) приватизации, одного из вариантов разработанных Госкомимуществом во главе с А.Чубайсом. Всему населению страны с 1 октября 1992 года бесплатно раздавались приватизационные чеки («ваучеры») номинальной стоимостью 10 тыс. рублей (стоимость двух автомашин «Волга»). «Ваучер» рекомендовалось вложить в предприятие или инвестиционный фонд, чтобы получать проценты от прибыли, или продать чек. Правительство рассчитывало, что ваучерная приватизация нейтрализует негативные последствия радикальных реформ, в стране возникнет «средний класс» собственников — акционеров, которые поддержат правительство. Но ваучерная приватизация оказалась неэффективной, и массового слоя собственников не возникло.

Экономика продолжала оставаться в тисках кризиса. Реформационный процесс 1992 - 1993 годов был внутренне противоречивым. Жизнь показала утопичность стремления реформаторов построить в течение одного года рыночную экономику. С одной стороны, наметились позитивные тенденции: наполнение рынка товарами и постепенное формирование рыночных отношений благодаря массовой приватизации. Структурная перестройка затронула основные отрасли экономики с усилением ведущей роли спроса и предложения, а не госзаказа. С другой стороны, разрушение существовавшей экономической системы повлекло за собой катастрофические социальные последствия. После либерализации цен в январе 1992 года произошли изменения в самой структуре общества, возникла её сильная поляризация. До 80 % населения страны оказались либо на грани, либо за чертой бедности, а доходы 4 % высших слоев в 1993 году превысили примерно в 300 раз доходы самых бедных граждан. Обострилась проблема безработицы. Угроза развала нависла над наукоемкими отраслями, в том числе военно-промышленным комплексом. Предприятия простаивали, их высококвалифицированные работники отправлялись в неоплачиваемые отпуска и т. д. Культура, медицина, образование остались без финансирования. Увеличилась смертность, снизилась рождаемость. В стране произошел колоссальный рост социального напряжения. Социально-экономический кризис нарастал и достиг своего апогея к осени 1993 года10.

В начале 1993 года правительство обнародовало программу реформ, выдержанную в  русле гайдаровского монетарного подхода. В качестве основной меры по выходу из кризиса предлагалась финансовая стабилизация и стихийный механизм саморегулирования экономики.

Однако негативные явления в реальном секторе экономики не удалось преодолеть. Бюджетный дефицит составил 12-18 %, инфляция достигла 200—250 %, угрожая перерасти в гиперинфляцию. Спад промышленного производства составил 50 % в сравнении с 1991 годом, а в машиностроении и наукоёмких отраслях до 70 %11. И только в нефтяной и газовой промышленности, черной и цветной металлургии, имеющих выход на зарубежные рынки, обстановка была относительно благоприятной. В октябре 1994 года введён фиксированный обменный курс рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте. Но это не остановило роста цен, многие из которых превысили мировые. Результаты такой политики оказались весьма противоречивыми.

 

2.2. Экономический кризис 2008-2010 годов

 

Приведу несколько основных фактов о масштабах экономического кризиса в России 2008 года.

Капитализация российских компаний снизилась за сентябрь–ноябрь 2008 года на три четверти; золотовалютные резервы сократились на колоссальную величину – более чем на 150 миллиардов долларов или на 25%, в том числе на 80 миллиардов долларов только за октябрь; банковские вклады населения снизились впервые за многие годы даже в номинальном выражении почти на 10%; обанкротилось несколько крупных инвестиционных и коммерческих банков. Быстро сократилась продукция металлургии, гражданского машиностроения, произошел спад в строительстве и девелоперской деятельности, грузовом железнодорожном транспорте, туристическом бизнесе12.

В предбанкротном состоянии находилось множество компаний. Начались увольнения работников, отправка их в административный отпуск, сокращение ставок оплаты труда. Возобновились уже знакомые по кризисам 1990-ых годов паническая скупка основных продуктов питания и набеги вкладчиков на банки, хотя тотального банковского кризиса удалось избежать благодаря государственному вмешательству: расширенным гарантиям вкладчикам и щедрой помощи банковской системе.

Намного быстрее, чем в других странах, кризис перекинулся в реальный сектор экономики. Если в США и Западной Европе для этого потребовалось больше года, то в России - два месяца после начала финансового кризиса. В октябре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года объем промышленной продукции по официальным, обычно заниженным на несколько процентных пунктов, данным вырос лишь на 0,6% вместо 5,4% за январь - сентябрь. О динамике продукции строительства в октябре лучше всего говорит сокращение производства цемента на 20% в сравнении с соответствующим периодом 2007 года13.

Понимание всякого крупного общественного  события состоит из трех частей: что происходит, кто виноват и  что делать. Предпосылки циклического кризиса назрели к 2008 году. «Перегретость рынка» наиболее ярко была видна в огромном росте заработной платы (на 30%) и цен (наиболее точных оптовых - на 27%) в 2008 году, что было связано с завершением восстановительного периода и почти полным прекращением экономического роста. Для обуздания этого огромного роста цен ЦБ РФ летом 2008 года принял меры по ограничению размеров денежного обращения, что, естественно, неблагоприятно сказалось на ликвидности многих предприятий и привело к сдерживанию экономического роста. Первыми это ощутили предприятия мелкого и среднего бизнеса с ограниченными ликвидными ресурсами. Уже летом того же года начались кризисные явления у множества компаний среднего бизнеса, о чем панически сообщало объединение среднего бизнеса «Деловая Россия»14.

Вместе с тем огромный рост цен в 2008 году (в ведущих западных странах они росли на 3 - 5%) при практически неизменном курсе рубля к доллару очень серьезно ухудшили конкурентоспособность экспорта отечественных предприятий и увеличили прибыльность импорта в ущерб отечественному производству. Только высокие цены на нефть поддерживали положительное сальдо внешней торговли России.

Влияние внешнего фактора проявилось в значительном снижении цен на нефть  и уменьшении внешнего финансирования осенью 2008 г., что объясняется критической зависимостью от него российской экономики вследствие внутренней слабости. Об этой слабости, выявленной кризисом, много говорили, но почти ничего не сделали для ее искоренения. Если бы речь шла только о циклическом или импортированном кризисах, их воздействие на экономику России ограничилось бы 1 - 2 годами (если к этому времени закончится мировой финансовый кризис).

Между тем на циклический кризис «наложились» системный и мировой  кризисы, что придает нынешнему  кризису более глубокий и длительный характер. О совпадении этих трех кризисов практически ничего не пишут наши экономисты и экономические публицисты, кроме публицистов коммунистической направленности.

Российское руководство, стремясь снять с себя ответственность  за происходящий кризис, сводит его полностью или в большей части к влиянию вируса мирового экономического кризиса (премьер-министр В. В. Путин даже в октябре 2008 года вообще отвергал наличие в России экономического кризиса). Так, президент России Д. А. Медведев утверждал, что российский кризис на 75% зависит от влияния внешних факторов.

Нет сомнений, что мировой экономический кризис оказал значительное влияние на ход российского. Российская экономика за последние 20 лет стала частью мировой. Можно, однако, усомниться в том, что это стало для нее благом. Поспешная и неквалифицированная интеграция в мировую экономику стоила ей колоссального оттока капитала (по весьма правдоподобным расчетам - примерно в 1 триллион долларов), потери или подрыва многих отраслей экономики, чего зачастую можно было избежать. Плюсы усиления внешней конкуренции и увеличения разнообразия и доступности многих благ и услуг были, как мне представляется, намного менее значимыми и преимущественно востребованными небольшой частью населения15.

В России главным последствием кризиса стало падение мировых цен на нефть и сокращение возможностей использования иностранных финансовых ресурсов. Это влияние характерно для стран с преимущественно экспортоориентированной экономикой, слабой банковской и финансовой системой – то есть слаборазвитых стран. Об этих недостатках российской экономики давно говорили и экономисты, и государственные деятели, но действенных мер по их преодолению принято не было. К тому же импортируемый кризис «наложился» на собственный кризис перегретости экономики, а также системный кризис.

Реакция российского руководства  на экономический кризис пока носит  ситуативный характер и ограничивается спасением финансового рынка  и банковской системы, ряда крупнейших компаний. В силу своей масштабности это может означать и отказ от либерального курса экономической политики, и переход к кейнсианской политике регулирования экономики со всеми ее достоинствами и проблемами. Неясно пока, насколько удачны и эти меры: их осуществляет малокомпетентный и коррумпированный аппарат, и есть большая опасность обычных злоупотреблений и ошибок при проведении. Поэтому они, в лучшем случае, могут спасти многие коммерческие институты от краха, нередко закономерного и справедливого в связи с их плохим управлением, нежели перейти к созданию работоспособной экономической системы16.

Самое важное - кейнсианские методы часто оправдывают себя в зрелой рыночной экономике, а российская таковой вовсе не является. Тем не менее вливание больших денег через какое-то время, требующееся для их поступления в экономику через каналы банковской системы, может замедлить масштабы циклического кризиса. Но и только: системные проблемы экономики они не решают. Конечно, циклический кризис рано или поздно кончится, но системный останется.

О действиях российского предпринимательского класса известно значительно меньше, чем о действиях правительства: он не заинтересован в их рекламе. Но достаточное количество информации все же можно получить из разрозненных сообщений СМИ.

Больше всего обращают на себя внимание слезные просьбы о помощи. Даже мысли нет о возможности реализовать для спасения собственных компаний свои очень немалые личные богатства внутри страны и за рубежом. Очень сильно сокращаются планы капитальных вложений у различных компаний – от нескольких десятков процентов до нескольких раз. Эти, лишь частично вынужденные, действия особенно опасны для будущего нашей экономики. Весьма энергично сокращаются расходы на оплату труда – от урезания ставок оплаты до, кажется, намного более энергичного, чем в 1990-е годы, сокращения раздутой численности занятых (что говорит о большей зрелости российского капитализма)17.

 

3. Преодоление экономического кризиса

 

Основываясь на тех действиях, к которым сегодня  прибегает российское Правительство, выход из кризиса оно видит в следующем:

- Рекапитализация  банковской системы. Установление контроля над кредитными организациями, затронутыми кризисом, является первым шагом по их оздоровлению. Главным направлением рекапитализации является списание с баланса банков убыточных операций и пополнение их капиталов за счет средств государства. Начиная с сентября 2008 года, в России уже было совершено несколько операций покупки проблемных банков финансовыми структурами, приближенными к государству. Кроме того, на поддержание банковской системы была пущена значительная часть распакованных золотовалютных резервов страны.

- Снижение налоговой  нагрузки на предприятия. В ноябре 2008 года в спешном порядке был принят закон (№ 224-ФЗ от 26.11.08), вносящий изменения в часть вторую НК РФ и предусматривающий снижение налогового бремени на предприятия, что поможет хоть как-то сократить их расходы. Большое значение уменьшение налоговой нагрузки будет иметь для нефтяного сектора, налоговые отчисления которого в 2009 году сократятся на 250 миллиардов рублей, что особенно актуально в условиях снижения цен на энергоносители. Кроме того, подобные меры выхода из кризиса позволят увеличить темпы роста ВВП.

Информация о работе Кризисные процессы в экономике современной России