Кризисные процессы в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть кризисные процессы в экономике России.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие и содержание экономического кризиса;
- изучить причины и последствия экономического кризиса;
- проанализировать кризисные процессы в России в конце 20 века и в начале 21 века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы экономического кризиса 5
1.1. Понятие и содержание экономического кризиса 5
1.2. Причины и последствия экономического кризиса 5
2. Экономический кризис в России 11
2.1. Экономический кризис 90-ых годов 20 века 11
2.2. Экономический кризис 2008-2010 годов 15
3. Преодоление экономического кризиса 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Кризисные процессы в экономике современной России.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

- Приобретение  проблемных активов у компаний, чья деятельность имеет большое  значение для экономики страны, и поддержка отдельных отраслей народного хозяйства. В декабре 2008 года был опубликован список 295 компаний, которым государство готово оказать поддержку в случае тяжелого финансового положения. От каждой отрасли выделено примерно по 10 компаний. Вмешательство государственного капитала должно помочь выйти из кризиса ключевым отраслям и предприятиям страны. К сожалению, большинству компаний, пострадавших от кризиса, восстанавливаться придется собственными силами, т.к. рассчитывать на господдержку смогут только ключевые для страны компании.

Стоит отметить, что к указанным мерам для  того, чтобы выйти из кризиса, прибегает  сегодня не только Россия, но и США, и страны Запада. Кроме того, решить проблемы в одиночку не под силу никому, поэтому поиск путей выхода из кризиса должен быть задачей международного масштаба.

Что касается непосредственно  сферы производства товаров и  оказания услуг, то для того, чтобы  выжить в кризис, предприятия должны придерживаться следующих принципов  работы:

- сокращение рискованных инвестиционных программ и избавление от активов с высокой долей риска (в т.ч. и ценных бумаг);

- реализация  только тех проектов, которые  обеспечивают гарантированное получение  прибыли; 

- снижение издержек  производства всеми доступными  способами;

- несмотря на  предыдущий пункт, поддержание  качества, а соответственно и  конкурентоспособности собственной продукции;

- и, пожалуй,  самое главное: необходимо избегать  проявлений паники, которые могут сказаться на потере и поставщиков, и клиентов, и на принятии неверных решений.

Рядовым гражданам пережить экономический кризис поможет следующая модель поведения:

- экономия и снижение  второстепенных расходов;

- хранить сбережения  лучше в наиболее надежных  банках, в идеале с большой  долей государственного участия (Сбербанк, ВТБ и др.);

- при выборе валюты  для накопления и сбережения  средств не стоит отдавать  предпочтение только евро или  только доллару (судьба которого вообще под большим вопросом), специалисты советуют хранить средства в валюте в пропорциях 30-30-30 (евро, доллары, рубли), а оставшиеся 10% помещать в швейцарские франки. Именно такое соотношение валют позволит остаться в выигрыше (или, по крайней мере, не в проигрыше) при любом стечении обстоятельств;

- не вкладывать средства  в долевое строительство, поскольку  большая часть строительных проектов сегодня замораживается;

- гасить имеющуюся  задолженность по кредитам усиленными  темпами смысла нет, если только  не ожидается резкого сокращения  доходов или в кредитном договоре  имеется оговорка о возможности  изменения банком процентной  ставки по ссуде. Формирование новой бюджетной системы является наиболее мощным средством проведения региональной политики и достижения территориальной справедливости. Это положение особо актуально для России, районы которой резко различаются природными и социально-экономическими предпосылками развития.

В 2009-2010 годах основная задача в финансовой сфере состояла в стабилизации финансового положения России и прекращении обвального роста внешней задолженности страны. Это требовало максимально возможной свободы маневра расходами на федеральном уровне.

Свобода федеральных властей в сокращении расходов была обеспечена следующим образом. За каждым уровнем власти в соответствии с «Основами налоговой системы» был закреплен источник доходов в твердой доле (закрепленные) или в виде процента отчислений по нормативам, устанавливаемым на год (регулирующие). Но для расходов аналогичной системы введено не было.

Кроме того, за исключением  закона о субвенциях, практически  не делалось попыток введения правовых процедур, определяющих порядок обоснования и согласования расходов и доходов бюджетов всех уровней, особенно федерального. Это соответствовало интересам местных властей, которые получения субвенций, дотаций, налоговых и таможенных льгот.

Основные преимущества, однако, получило федеральное правительство, имеющее возможность постоянно передавать финансирование расходов на областной уровень и ограничивать финансирование сфер, являющихся приоритетными для регионов, «поощряя» тем самым местные власти использовать на эти цели собственные средства.

Сформировалась система распределения бюджетных средств, включающая следующие прямые и косвенные виды финансирования:

- федеральные программы;

- федеральные региональные  программы;

- трансферты бюджетам  территорий;

- поддержка через внебюджетные  фонды;

- оказание финансовой помощи по финансированию завоза продукции на север;

- частичная компенсация  расходов на приобретение сырья  и материалов (сельскому хозяйству и другим отраслям);

- скрытое налогообложение  потребителей через завышение  цен на продукцию ряда районов и скрытое налогообложение производителей, в основном, через ограничение уровня отраслевой рентабельности;

- предоставление территориям  льгот и особых режимов хозяйствования;

- финансовая поддержка  закрытых административно-территориальных  образований;

- государственная поддержка регионов по отраслевым направлениям путем предоставления льгот и прямого финансирования отдельных предприятий;

- участие федерального  бюджета в организации акционерных  обществ регионального развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Экономический кризис – это нарушения равновесия спроса и предложения между товарами и услугами. Экономический кризис представляет собой состояние рыночной экономики, характеризующееся падением производства в основных отраслях промышленности и общей деловой активности. В обычных условиях: падением цен на товары и акции, ростом безработицы, снижением заработной платы и других показателей, определяющих жизненный уровень населения. Экономический кризис – это явление, характерное для рыночной экономики, повторяющееся с определенной периодичностью.

Причинами возникновения  кризиса являются следующие факторы: общая цикличность экономического развития; высокие цены на сырьевые товары; перегрев фондового рынка; перегрев кредитного рынка и явившийся их следствием, ипотечный кризис; использование новых непроверенных финансовых методик и инструментов - кредитных дефолтных свопов (credit default swap) и иных деривативов.

Предшественником финансового  кризиса 2008 года был ипотечный кризис В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.

Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него.

Переход России к рыночной экономике  не мог не поставить перед обществом  ряд новых проблем, самой важной среди которой является, прежде всего, становление качественно нового характера кризиса 90-х гг. Это  объясняется наличием многочисленных факторов, главными из которых является неплатежеспособность большинства отечественных предприятий.

Россия пережила многое. С каждым годом возникающие проблемы остаются не решенными, что накладывает отпечаток  на дальнейшем поведение реформ. Самое  интересное то, что эти проблемы не носят качественно новый характер, наше правительство очень часто наступает на одни и те же грабли, и ни у кого не возникает мысли их обойти. Поэтому и приходиться надеяться на неповторение старых ошибок. И это отнюдь не единственная наша проблема. Самый главный недостаток нашего государства - правительство, которое стремится не к улучшению благосостояния всей страны, а к повышению собственных доходов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Быков С.А. Уроки кризиса // Экономист. – 2009. - № 8. – 55 с.
  2. Великанов А.Р. Содержание экономического кризиса. М.: ПАРИТЕТ, 2010. -260 с.
  3. Глазьев С.Б. Вопросы формирования антикризисной политики // Финансы и право. – 2009. - № 6. – 72 с.
  4. Гайдар Е. Головокружение от успехов // Экономическая политика. 2008. - № 3. - С. 5—19.
  5. Гайдар Е. Мировой экономический кризис: последствия для российской политики // Экономическая политика. 2009. № 4. С. 37—46.
  6. Качанова Е.А. Государственные и муниципальные финансы / Е.А. Качанова. - М.: КноРус, 2010. – 320 с.
  7. Делягин М. Г. Мир наизнанку. Чем закончится экономический кризис для России? – М.: Эксмо, 2009 г. – 352 с.
  8. Евстигнеева Н.Ш. Кризис: траектория преодоления. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 280 с.
  9. Калинин С.Т. Экономические кризисы России. - М.: НОРМА, 2010. 340 с.
  10. Мировой финансовый кризис: Исторические параллели и пути выхода / Под ред. Е. Гайдара, В. Мау. М.: Альпина Паблишерз, 2009.
  11. Нещадин Н.Т. Выход из кризиса: иллюзии или реальность?// Общество и экономика. – 2009. - № 4. – 56 с.
  12. Пятенко С.В., Сапрыкина Т.В. Экономический кризис и личные финансы. – М.: Кнорус, 2009 г. – 320 с.
  13. Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Гайдара. М.: Проспект, 2009. – 312 с.
  14. Шмелёв Н.Н. Кризис внутри кризиса // Вопросы экономики. – 2009. - № 12. – 48 с.
  15. Экономика. Учебник / под ред. Архипова А.И. - М.: ПРОСПЕКТ, 2009. – 450 с.
  16. Экономическая теория / под ред. Добрынина А.И. - СПб.: Питер, 2010. – 570 с.
  17. Явлинский Г. Кризис в России: конец системы? Начало пути?  М.: АСТ, 2009. 280 с.

1 Великанов А.Р. Содержание экономического кризиса. М.: ПАРИТЕТ, 2010. – С. 114.

2 Пятенко С.В., Сапрыкина Т.В. Экономический кризис и личные финансы. – М.: Кнорус, 2009 г. – С. 88.

3 Пятенко С.В., Сапрыкина Т.В. Экономический кризис и личные финансы. – М.: Кнорус, 2009 г. – С. 89.

4 Великанов А.Р. Содержание экономического кризиса. М.: ПАРИТЕТ, 2010. С. 114.

5 Быков С.А. Уроки кризиса // Экономист. – 2009. - № 8. – С. 18.

6 Глазьев С.Б. Вопросы формирования антикризисной политики // Финансы и право. – 2009. - № 6. – С. 33.

7Мировой финансовый кризис: Исторические параллели и пути выхода / Под ред. Е. Гайдара, В. Мау. М.: Альпина Паблишерз, 2009. – С. 119.

8Евстигнеева Н.Ш. Кризис: траектория преодоления. М.: ЮНИТИ, 2010. С. 145.

9 Калинин С.Т. Экономические кризисы России. М.: НОРМА, 2010. С. 213.

10Нещадин Н.Т. Выход из кризиса: иллюзии или реальность?// Общество и экономика. – 2009. - № 4. – С. 23.

11 Мировой финансовый кризис: Исторические параллели и пути выхода / Под ред. Е. Гайдара, В. Мау. М.: Альпина Паблишерз, 2009. – С. 124.

12 Шмелёв Н.Н. Кризис внутри кризиса // Вопросы экономики. – 2009. - № 12. – С. 33.

13 Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Гайдара. М.: Проспект, 2009. – С. 210.

14Шмелёв Н.Н. Кризис внутри кризиса // Вопросы экономики. – 2009. - № 12. – С. 27.

15 Экономика. Учебник / под ред. Архипова А.И. - М.: ПРОСПЕКТ, 2009. – С. 210.

16 Экономическая теория / под ред. Добрынина А.И. - СПб.: Питер, 2010. – С. 324.

17 Явлинский Г. Кризис в России: конец системы? Начало пути?  М.: АСТ, 2009. С. 115.


Информация о работе Кризисные процессы в экономике современной России