Кризис российской экономики и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:52, контрольная работа

Краткое описание

В России рыночная экономика формируется под сильным влиянием социально-исторических и геополитических факторов. В социально-экономическом плане наша страна является связующим звеном между цивилизациями западного (с преобладанием частной собственности) и восточного (с доминирующей ролью государства) типа. В экономическом плане российское общество исторически сложилось как принадлежащее скорее к восточному типу и сохранило, несмотря на смену экономических систем и политических режимов, следующие его черты: огромную роль государства как регулятора экономики; крайне медленное формирование автономного от государства гражданского общества; тесную связь административной власти и собственности; слабую укорененность частной собственности; недостаточное развитие частной хозяйственной инициативы при сильном социальном иждивенчестве и уравнительно-коллективистских настроениях.

Вложенные файлы: 3 файла

КризисРоссийскойЭкономикиИПутиЕгоПреодоления.docx

— 37.35 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ТитульныйЛист.docx

— 11.39 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ТУКонтрольнаяРабота.docx

— 162.08 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………стр. 2

  1. Вопрос 1 (Вариант №2)
    1. Бюджетное регулирование экономики страны: задачи и содержание. ……………………………………………………..…….стр. 4
    2. Дискреционная и недискреционная фискальная политика государства.…………………………………………………………..стр. 14
    3. Методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики (Вопрос №10)………………………………………..…....стр. 23
    4. Государственные финансы (Вопрос №10)………………….стр. 37

Вопрос 2 (Вариант №2)

2.1. Решение………………………………………………………..стр. 37

Список литературы …………………………………………………стр. 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое в рамках рыночной парадигмы. Вернее сказать, макроэкономика изучает основные рынки, существующие в реальной экономике, т.е. рынок благ, рынок труда, рынок денег и рынок капитала, не учитывая процессы, происходящие внутри каждого из этих рынков, в частности игнорируя наличие на товарном рынке множества товаров, цены и объемы продаж которых постоянно меняются.  
 
Хотя макроэкономика и не учитывает процессы, происходящие внутри макроэкономических рынков, в курсе макроэкономики изучается взаимодействие этих рынков и строятся, на их основе, теории общего равновесия в масштабах всей экономики и теории макроэкономической динамики (т.е. теории экономического роста и экономической цикличности).  
 
Макроэкономика изучает масштабы экономики (в частности масштабы производства и масштабы цен) и изменения масштабов экономики, абстрагируясь от изменений пропорций, которые изучаются в микроэкономике. Т.е. макроэкономику не будут, например, интересовать соотношения цен разных товаров, зато будет интересовать их совместно изменение при инфляционных процессах.  
 
Также в сферу интересов макроэкономики входят глобальные количественные взаимосвязи в экономике, качественный же анализ этих взаимосвязей относится скорее к сфере интересов Общей Экономической Теории, а не к макроэкономическому анализу. И поскольку макроэкономика лишь строит модели прикладного характера, ее не стоит ругать за ошибки, связанные с неразвитостью теоретической базы.  
 
Основными методами макроэкономики являются:  
 
• Агрегирование, т.е. построение сводных показателей, описывающих всю экономику, например индексов цен, вместо множества показателей, описывающих отдельных экономических субъектов и отдельные рынки;  
• Абстрагирование, под которым в макроэкономике понимается отказ от анализа индивидуальных характеристик и малозначительных агрегативных показателей;  
• Вербальное и Математическое моделирование, т.е. представление макроэкономики в виде совокупности взаимосвязей, которые можно описать логическими и математическими формулами. Причем математические модели в макроэкономике на нынешнем этапе являются основным инструментом анализа и прогнозирования.  
 
Целями макроэкономического моделирования являются определение оптимального (равновесного) состояния экономики, к которому она стремится; а также макроэкономическое прогнозирование, включающее прогнозирование таких макроэкономических параметров, как национальный доход или валовый продукт, уровень цен или инфляция, занятость или безработица... Т.е. цели макроэкономического анализа носят социальный и государственный характер, а значит и пользоваться макроэкономическим анализом должны именно представители государственной власти. У них, правда, свое видение целей макроэконических исследований, ибо они требуют от макроэкономики (как науки) предоставления инструментария для управления экономикой, чтобы вся экономическая система была послушна государству. 

 

 

 

 

 

  • Вопрос 1

 

    1.   Бюджетное регулирование экономики страны: задачи и содержание.

 
     

Одним из важнейших направлений экономической  политики государства является его  финансовая политика, так как достичь  успехов в построении экономически сильного и стабильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. 
     Одной из главных составных частей финансовой политики, во многом определяющей экономический курс развития государства, является бюджетная политика. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, функции государства, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, занимает ведущее место в экономической политике страны, ее концепция формирует и налоговую, и инвестиционную политику.  
     Таким образом, под бюджетной политикой  государства понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.  
     Бюджетная политика характеризуется тем, что: 

является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы; 
регулирует уровень государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики; 
является политикой государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов; 
регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решение социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов.     

На  всех этапах экономического развития стратегическая цель бюджетной политики — это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве. И для этого требуется следующее: 

обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;  
устранить дестимулирующие и развить стимулирующие элементы бюджетной политики (прежде всего в рамках реформирования налоговой системы);  
снизить относительные издержки функционирования государства;  
уменьшить долговую нагрузку на экономику.      

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п.. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета. 
     В соответствии с экономическими целями, уровнем развития экономики и  ее состоянием, правительство страны определяет для себя приоритетные задачи бюджетной политики: повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Согласно поставленным задачам, происходит регулирование государственного бюджета. 
     Бюджетная политика имеет три основных функции:  

фискальная - через изъятие налогов правительство обеспечивает необходимые ресурсы для своей деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;  
регулирующая (экономического регулирования) - налоги и расходы используются правительством для управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);  
распределительная - то есть перераспределение (выравнивание) доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, малообеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т.п.      

Главные направления бюджетной политики государства: 

совершенствование бюджетной политики в области расходов (на основе критериев, отражающих эффективность бюджетных средств и определенных исходя из приоритетов социально-экономической политики); 
создание системы управления государственными активами и пассивами, которая позволит значительно повысить устойчивость бюджетной системы, придаст гибкость проводимой бюджетной политике, снизит риски, связанные со структурой государственного долга; 
совершенствование бюджетного процесса, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы; 
формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности, формирования благоприятных условий развития предпринимательства, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.     

Основными критериями эффективности бюджетной политики считаются уровень собираемости бюджетных доходов (в том числе налогов), уровень выполнения бюджетных обязательств, величина бюджетного дефицита (профицита) и скорость роста (сокращения) государственного долга. 
     Итак, под бюджетной политикой государства  понимается политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов. Она имеет свои цели, задачи, функции, направления деятельности и критерии эффективности этой деятельности.  
     1.2. Принципы формирования бюджетной политики 
     Бюджетная политика, будучи комплексной, самостоятельной организационно-финансовой категорией управления, имеет свои субъекты и объект. Субъектами бюджетной политики выступают государственные (муниципальные) законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и реализующие на практике принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти по доходам и расходам (налогоплательщики — физические и юридические лица, распорядители бюджетных кредитов и бюджетополучатели). 
     В качестве объекта бюджетной политики следует считать весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему, систему бюджетов и бюджетный механизм. Названные относительно самостоятельные организационно-финансовые категории выступают одновременно структурными элементами единого бюджетного процесса, каждый из которых призван выполнять свои функции и задачи в рамках принятой бюджетной политики. 
     Как организационно-финансовая категория бюджетная политика строится на следующих принципах: 

принцип объективности. Означает отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике, финансах, обществе. Объективная политика — это беспристрастная политика, когда желаемое не выдается за действительное; 
принцип преемственности. Предусматривает формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего. Его соблюдение позволяет обеспечить эффективность управления бюджетной системой; 
принцип обязательности. Политика любая, в том числе и бюджетная, может считаться действенной, если такая политика обязательна для исполнения, иначе она превращается в пустой политический лозунг. Реализация принципа обязательности зависит не только от исполнительной, но и от законодательной власти; 
принцип гласности. Гласность бюджетной политики означает ее открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса. Население, общественность как налогоплательщики должны быть четко информированы о бюджетной политике государства и о бюджетной политике в субъектах Российской Федерации, должны иметь полное представление, в каком направлении расходуются взимаемые с них налоги.     

Перечисленные принципы являются основополагающими  требованиями, которых следует придерживаться при построении рациональной бюджетной политики в стране. 
     1.3. Типизация бюджетной  политики 
     До  сих пор не разработана подробная, расширенная типизация или видовая  классификация бюджетной политики. Существующие типизации чаще всего  ограничиваются выделением стратегии и тактики федеральной и региональной бюджетной политики. Однако это более многоплановое понятие. Содержание бюджетной политики наиболее полно раскрывается в детализации ее на разноплановые типы, виды и формы реализации на основе соответствующих критериев. 
     1. По масштабности и долговременности  целей и задач различают стратегическую  долговременную (на срок от трех  и более лет) и тактическую  текущую составляющие общей бюджетной  политики. Стратегия и тактика  должны взаимодополнять и развиваться, а не противоречить друг другу, как это наблюдалось в России на протяжении 90-х годов. Если тактические цели и задачи постоянно меняются, оставаясь до конца не решенными, или противоречат общей стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой бюджетной политики значимых результатов, экономического и социального эффекта. 
     2. В зависимости от приоритетов  в области управления бюджетным  процессом необходимо выделять  следующие типы бюджетной политики: доходный, расходный, контрольно-регулирующий и комбинированный. 
     Доходный  тип бюджетной политики характеризуется  тем, что в управлении бюджетным  процессом и в бюджетном механизме  его реализации во главу угла ставится доходная часть бюджетной системы. Планирование, организация и исполнение бюджетов сконцентрированы пре имущественно на доходах и ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно-регулирующие задачи. В налоговой политике, как основной части политики бюджетной, подобный подход проявляется в приоритете максимально возможного увеличения любыми средствами доходов бюджета в текущем плане и зачастую в ущерб стратегическим интересам экономики страны, регионов и налогоплательщиков.  
 
     Расходный тип бюджетной политики основан  на подчинении доходов, бюджета его  расходам. Стратегия и тактика бюджетного планирования, регулирования и контроля сконцентрированы на расходной части бюджетов. В первую очередь определяется объем общественных услуг, выраженных через объем государственных (муниципальных) расходов, а затем под эти показатели подводится соответствующий объем доходных источников с учетом конкретной социально-экономической ситуации в стране и перспектив ее развития. Такой подход вытекает из основ ной цели бюджета и бюджетной политики — доставлять обществу максимум благ (услуг) и из логики рыночных отношений: товар (услуга) — деньги (налоговые платежи), если придерживаться общепринятого пони мания государства как коллективного хозяйствующего макросубъекта, оказывающего обществу разнообразные услуги за соответствующую плату. Однако следует отметить, что эффективность бюджетной политики расходного типа тем выше, чем стабильней экономика страны, когда поиск дополнительных доходных источников составляет второстепенную задачу. 
     Контрольно-регулирующий тип бюджетной политики строится на максимально возможном использовании государством контрольно-регулирующих свойств бюджета, государственных расходов и заказов, налогов и налоговых методов (льгот, санкций и т.д.), зачастую в ущерб основному предназначению бюджета и цели бюджетной политики — максимальному (на конкретном этапе) обеспечению общества коллективными услугами высокого качества на основе поступательного развития рыночной экономики. Такой политике присущи чрезмерное увлечение регулированием и регламентированием экономики, государственными заказами, налоговыми льготами и санкциями, расширением государственной (муниципальной) собственности на сферы деятельности, традиционно выполняемой частным сектором, распространением жесткого государственного контроля на деятельность, не являющуюся исключительно бюджетной, и т. д. Элементы рассматриваемой политики не единожды применялись и применяются в России в течение последнего десятилетия. Это не случайно, поскольку контрольно-регулирующая бюджетная политика в отрыве от других ее типов обусловлена, как правило, слабостью выполнения бюджетом своих основных функций — образования и использования централизованных фондов денежных средств, проведением государством жесткой политики высоких налогов, влекущей за собой массовое уклонение от уплаты налогов и уход легальной экономики в разряд теневой. Не меняя по сути элементов бюджетного процесса и бюджетного механизма, государство пытается возместить потери, связанные с недостатками выполнения бюджетной системой своих функций, контрольно-регулирующими мерами. Целью бюджетного регулирования и контроля становится не создание необходимых условий для нормального функционирования бюджетного процесса, а поиск способов искусственного вмешательства в экономику для поддержания равновесия доходов и расходов.  
     Каждый  из рассмотренных типов бюджетной политики в отдельности имеет свои недостатки. Кроме того, в реальной жизни сложно провести четкие границы между ними. Поэтому более эффективной и сбалансированной является комбинированная бюджетная стратегия и тактика (с преобладанием одного из первых трех типов), нацеленная на реализацию в комплексе всех функций бюджета и достижение на этой основе значимого экономического и социального результата. Такую политику можно назвать по-другому равновесной бюджетной политикой, потому как она направлена на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом. Поэтому одна из важнейших задач государства — разработка концепции и механизмов реализации эффективной, сбалансированной комбинированной бюджетной стратегии и тактики. 
     Комбинированная (равновесная) бюджетная политика ориентирована на создание необходимых и достаточных условий для развития рыночной экономики, на увеличение количества и качества предоставляемых государством (муниципалитетами) услуг, на обеспечение органов власти всех уровней достаточными и стабильными собственными доходами на основе роста легальных объемов производства, потребления и доходов субъектов, активизации инвестиционной деятельности и повышения контрольно-регулирующей эффективности бюджетного механизма. 
     Основными направлениями реализации такой  бюджетной политики могут быть разработка и внедрение научно обоснованных государственных социальных стандартов, упорядочение системы государственных заказов, повышение доли инвестиционной составляющей в общих государственных (муниципальных) расходах, сокращение неэффективных расходов, оптимизация общего налогового бремени и ставок основных налогов, рационализация состава и структуры налоговой системы и налоговых льгот, создание эффективных механизмов распределения расходных и доходных полномочий между бюджетами различных уровней и межбюджетного регулирования на базе адекватного России бюджетного федерализма.  
 
     3. В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую бюджетную политику. При этом под бюджетным регулированием мы понимаем не только межбюджетное регулирование, но и все прочие формы регулирующей деятельности государства в бюджетной сфере — распределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней, налоговое регулирование во всех его проявлениях, регулирование экономики и социальной сферы через систему государственных расходов (заказов, программ и т.п.). Сдерживающая политика типична для стран с развитой рыночной экономикой, где применяется с целью предотвращения кризисов перепроизводства отдельных видов продукции, недопущения переинвестирования отдельных отраслей экономики и т.д. В современной России речь может идти о стимулирующей бюджетной политике в товаропроизводящей сфере в сочетании с использованием элементов политики сдерживания инфляции. 
     4. По территориальному признаку  бюджетную политику условно можно  разделить на федеральную, региональную и местную. Условность такого деления объясняется тем, что региональные и местные органы власти в России не наделены пока еще такими бюджетно-налоговыми полномочиями и правами, которые позволили бы в полной мере проводить им самостоятельную бюджетную политику. 
     5. По признаку предметной специализации  в составе различных типов бюджетной политики можно выделить налоговую, социальную, инвестиционную, выравнивающую и другие виды бюджетной политики. 
     Проведенные выше типизация и классификация  бюджетной политики имеют не только теоретическое, но и в большей степени практическое значение. Для того чтобы глубоко проанализировать и дать объективную оценку проводимой в стране бюджетной политики, можно использовать предложенные ранее критерии, а результаты оценки положить в основу разработки приоритетов, конкретных путей и механизмов по строения и реализации бюджетной политики.

 

 

 

 

 

    1.   Дискреционная и недискреционная фискальная политика государства.

 

Дискреционная.

Под дискреционной фискальной политикой понимаются сознательные, целенаправленные действия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях активизации экономического роста, снижения безработицы и инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада правительство сознательно идет на создание дефицита госбюджета, увеличивая государственные расходы и/или снижая налоги. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.  
 
Проведение указанной политики может оказаться эффективным, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства.  
 
При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на величину ВНП правительство должно учитывать:  
 
1) действие 3х мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета;  
2) действие кривой Лаффера.  
Мультипликатор государственных расходов показывает, на сколько возрастет объем ВНП при увеличении государственных расходов на 1 дополнительный руб. и определяется по формуле:  
 
 
 
где Y прирост объема ВНП, G прирост государственных расходов;  
MPC предельная склонность к потреблению.  
 
Действие этого мультипликатора хорошо иллюстрируется графиком Кейнсианского Креста (рис.14.1). Если государственные расходы увеличиваются на G , то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение. В, а равновесный объем производства воз растает от Y 1 до Y 2 на величину Y , определяемую из уравнения:  
 
Y=Gxmg  
 
Мультипликационный процесс в данном случае проявляется в том, что при возрастании государственных расходов на G доход первоначально увеличивается на ту же самую величину. Далее, возросший совокупный доход приводит к росту располагаемого дохода, который, в свою очередь, увеличивает потребительские расходы населения.  
 
Функция потребления, как мы знаем, имеет вид:  
 
С = а + МРС х Yd ,  
 
где, а величина автономного потребления, не зависящего от уровня дохода, а Yd располагаемый доход.  
При росте Yd увеличится только зависящая от дохода часть потребительских расходов на величину С = МРС х Yd  
 
При неизменных налоговых ставках можно принять, что Yd = Y .  
 
Так как рост государственных расходов увеличивает доход на ту же самую величину, можно записать, что Y = G , а это значит, что увеличение потребления можно представить в виде: 
 
С = МРС х G 
 
Этот рост потребления вновь увеличивает доход и снова приводит к росту потребления на величину МРС2 х G и т.д. Совокупный мультипликационный эффект роста государственных расходов на величину ВНП можно рассчитать, таким образом, как сумму всех последующих приростов ВНП по формуле:  
 
Y = G (1 + МРС + МРС 2 + МРС 3 +...)= G х 1/(1 MPC). А мультипликатор государственных расходов будет, таким образом, равен:  

Информация о работе Кризис российской экономики и пути его преодоления