Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 08:22, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Экономике".

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ЭКОНОМИКА(1).docx

— 289.16 Кб (Скачать файл)

Производство и производственная функция

Охарактеризовав производственные факторы, перейдем к анализу непосредственного процесса производства. Производство -- это процесс взаимодействия труда, капитала, природных факторов и предпринимательских способностей в целях создания продукта: товаров и услуг.

Способ, которым соединяются факторы, определяется технологией. Производство как технологический процесс -- это превращение одних благ (ресурсов) в другие (конечные блага: товары и услуги). Улучшение технологий происходит в процессе применений новейших научных технических достижений для совершенствования производства. Более совершенная технология позволяет создавать новые виды продукции, а значит решить проблему насыщения потребительского рынка товарами и услугами повышенного спроса. Вместе с тем создание и применение новейших технологий ведет к росту производительности труда работников, сокращению издержек на единицу продукции и повышению экономической результативности производства.

Для производства продукции необходимо соединение всех факторов производства, и ни один из них в отдельности не способен создать продукт и принести доход. Невозможно точно определить, насколько продукт обязан своим созданием тому или иному фактору производства. Они постоянно взаимодействуют, дополняют, а иногда и заменяют друг друга.

В случае конкретного производства предпринимателя всегда интересует вопрос, каким будет выход продукции, если в этом процессе участвует заданное количество факторов. На определенном этапе развития техники и производительности труда при заданном количестве факторов может быть достигнут максимум выпускаемой продукции. Зависимость между количеством задействованных факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражает производственная функция. Производственная функция показывает соотношение между совокупными затратами производства (количеством производственных факторов) и максимальным выпуском продукции, производимым этим набором факторов. Производственная функция определяется для данной (неизменной) технологии. Если последняя меняется, то возникает другая комбинация факторов, которая выражается в другой производственной функции. Производственная функция может использоваться как для определения оптимального объема выпуска продукции, так и для определения наименьшего количества затрат, необходимого для производства данного объема товаров.

Если набор факторов производства представляет собой затраты труда (L), капитала (K), природных факторов (N), а объем продукта (Q), то производственная функция будет иметь вид: Q = F (L,K,N…).Она может иметь линейный или степенной вид. Наиболее распространенным видом производственной функции является функция Кобба-Дугласа:

Q = A*Ka*Lв,

где а и в -- степени задействованности соответственно капитала и труда. В этой функции используются два основных фактора: капитал и труд. Она выступает в качестве двухфакторной модели.

Производственная функция обладает следующими свойствами:

1)отражает определенную  технологию,

2)не допускает неэффективной  комбинации факторов,

3)все точки производственной  функции показывают максимальное  количество продукции при каждом  наборе факторов,

4)определяет предел для  увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением количества одного фактора производства.

5)иллюстрирует взаимную  дополняемость и взаимозаменяемость факторов для поддержания неизменного объема выпуска. Значение производственной функции состоит в том, что она показывает существование альтернативных возможностей, при которых различное сочетание факторов обеспечивает один и тот же объем выпуска продукции.

 

Издержки производства и их характеристика

 

Производство любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые в силу своей относительной редкости имеют определенные цели. Количество какого-либо товара, которое фирма стремиться предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, а также от цены, по которой товар будет продаваться на рынке. Издержки основываются на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Точнее говоря, экономические, или вмененные, издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости или ценности при наилучшем использовании из всех возможных вариантов.

С точки зрения отдельной фирмы, экономические издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Денежные выплаты, которые фирма несет в пользу поставщиков, поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию и т. д., называются внешними издержками. То есть это плата поставщикам, не принадлежащим к владельцам данной фирмы.

Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс представляют собой неоплачиваемые, или внутренние, издержки. С точки зрения фирмы, эти внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из возможных способов его применения. В любой фирме существует разделение труда, и конечный продукт последовательно получается из затраченных ресурсов. Ресурс, продвигаясь по отдельным операциям, приобретает форму промежуточного продукта, который в свою очередь тоже может считаться сырьем для последующей операции. Для предыдущей операции этот промежуточный продукт будет являться конечным продуктом и может быть реализован стороннему покупателю. Например, мука, тесто, булочка могут выступать как конечным продуктом, так и сырьем. Издержки, которые фирма несет при производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения количества всех заданных ресурсов.

Оценку занятых ресурсов можно осуществить, используя такие категории, как краткосрочный период: фиксированные мощности и долговременный период: изменяющиеся мощности.

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей. Следовательно, объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего количества живого труда, сырья, других ресурсов.

Долговременный период — это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.

Издержки производства какого-либо продукта данной фирмы зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии, от количества ресурсов, которое необходимо для производства. В течение некоторого периода фирма может изменить объем производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями. Изменение объема производства может иметь двойственную оценку. Эта оценка может быть дана на основе «Закона убывающей отдачи» или «Закона убывающего предельного продукта», или «Закона изменяющихся пропорций».

Закон убывающей отдачи утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному (например, капиталу, земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Чтобы определить общие издержки производства различных объемов продукции и издержки в расчете на единицу продукции, необходимо объединить данные о производстве, включенные в закон убывающей отдачи, с информацией о ценах на ресурсы. В течение краткосрочного периода времени некоторые ресурсы, связанные с техническим оборудованием предприятия, остаются неизменными. Количество других ресурсов может изменяться. Следовательно, в краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным издержкам.

Постоянными называются издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигациям, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, заработная плата основному составу фирмы.

Переменные издержки - это издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т. п. Стоимость этих ресурсов полностью переносится на готовый продукт в течение одного рабочего периода. Под рабочим периодом понимается период времени, необходимый на преобразование сырья до конечного продукта.

Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение для каждого бизнесмена. Переменные издержки - это издержки, которыми предприниматель может управлять, величина которых может быть изменена в течение краткосрочного периода времени путем изменения объема производства. С другой стороны, постоянные издержки, очевидно, находятся вне контроля администрации фирмы. Такие издержки являются обязательными и должны быть оплачены независимо -от объема производства.

Для производителей вовсе не безразлична общая сумма их издержек, однако они не меньше беспокоятся и о средних издержках, то есть издержках в расчете на единицу продукции. Именно показатели средних издержек обычно используются для сравнения с ценой, которая всегда указывается на единицу продукции.

Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции.

Немаловажное значение в произв производстве составляют предельные издержки. Предельными издержками называют дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции.

Концепция предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку она позволяет определить те издержки, величину которых фирма может контролировать самостоятельно.

Итак, последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но, начиная с определенного момента, все большие размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Но в чем же причина укрупнения предприятий? Во-первых, в долговременном периоде мы допускаем изменения в количестве всех ресурсов, а во-вторых, укрупнение предприятия приводит к возникновению так называемого «эффекта масштаба».

Положительный эффект масштаба или эффект массового производства заключается в том, что по мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства.

    1. Специализация труда. Специализация труда характеризуется разделением труда на отдельные операции, что дает возможность большего совершенствования в них и приводит к росту производительности труда.
    2. Специализация управленческого персонала. Специализация управленческого персонала характеризуется разделением управленческих функций среди отдельных специалистов, что способствует повышению качества контроля над производством.
    3. Эффективное использование капитала. Крупное предприятие обладает значительными объемами капитала, что позволяет ему финансировать непрерывный процесс производства за счет собственных средств. Кроме того, такое предприятие обладает возможностями ускорения темпов смены производственного оборудования и совершенствования технологии производства.
    4. Производство побочных продуктов. Значительные отходы основного производства позволяют использовать при вторичной переработке сырье и делают производство побочных продуктов рентабельным, приносящим дополнительный доход.

Отрицательный эффект масштаба. Со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям.

Основная причина отрицательного эффекта масштаба связана с определенными трудностями управления, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность фирмы.

Все вложения денежных средств в предпринимательскую деятельность связаны с определенной долей риска, связанного с возвратом средств. Могут измениться вкусы потребителей, повлиять погодные условия, моды и т. д., что приведет к снижению спроса на товар или, вообще, к его отсутствию. В результате предприниматель терпит убытки.

Также если мы приобретаем какой-либо товар, а затем выясняем, что он нам не нужен, мы тоже терпим убытки, которые называются невосполнимыми затратами.

 Невосполнимые затраты - это материальные и финансовые затраты, связанные с предприятием неэффективного (необдуманного) экономического решения. Однако невосполнимые затраты можно минимизировать. Для этого необходимо найти способ их минимизации.

 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

 

 

 

Виды конкуренции (совершенная и несовершенная)

Различают виды конкуренции (совершенная и несовершенная):

Совершенная конкуренция (олиполия) – состояние рынка при котором существует множество производителей и потребителей которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.  

Главные достоинства совершенной конкуренции:

1) Позволяет достичь соответствия  экономических интересов производителей  и потребителей через уравновешенный  спрос и предложение, через достижение  равновесной цены и равновесного  объема.

1) Обеспечивает эффективное  распределение ограниченных ресурсов  благодаря информации заложенной в цене;

2) Ориентирует производителя  на потребителя, то есть на  достижение главной цели, удовлетворения  различных экономических потребностей  человека.

Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет убытка. 

Недостатки совершенной конкуренции:

1) имеет место равенство  возможностей, но одновременно сохраняется  неравенство результата.

2) блага которые нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится.

3) не учитываются разные  вкусы потребителей.

Совершенная рыночная конкуренция – простейшая рыночная ситуация позволяющая понять как действительно функционирует рыночный механизм, но в реалии встречается редко. 

Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен. 

 

Основные условия несовершенной конкуренции:

1) На рынке действует  ограниченное число производителей

2)Существуют экономические  условия (барьеры, естественные монополии, гос. налоги, лицензии) проникновения  в данное производство.

3) Рыночная информация  искажена и не объективна. 

Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, т.к. ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли.

 

Таким образом, на рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действуют множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"