Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 08:22, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Экономике".
Итак, методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:
- лишение сырья, материалов - один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;
- лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами;
- лишения подвоза;
- лишение сбыта;
- договор с покупателями о ведении торговых сношений исключительно с картелями;
- планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы определенное время продавать ниже себестоимости);
- лишение кредита, объявление
бойкота. Сюда же следует отнести
скупку земельных участков, на
которых стоят предприятия
1.2.3 Монополия и эффективность
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере по трем основным причинам. Во-первых объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.
В-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Также есть другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности, представленная позицией Дж. Гелбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии, они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:
1. Совершенная конкуренция
требует от каждого
2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу
3. Получение монопольной
прибыли за счет более высоких
цен является стимулом
4. Монополия стимулирует
конкуренцию, так как монопольно
высокие прибыли являются
5. В отдельных случаях
монополия способствует
1.3 Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция - распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна.
Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».
На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания.
Спрос на факторы производства |
1. Особенности рынка факторов производства. На рынке продаются не только товары и услуги, идущие в конечное личное потребление населения, но и факторы, с помощью которых они произведены. При этом рынок факторов производства имеет следующие отличия от товарного рынка: а) спрос на факторы производства является вторичным, производным от спроса на товар; б) чем легче замещается какой-либо фактор в производстве, тем более эластичен спрос на него фирмой на рынке факторов. 2. Прокатная и капитальная цена фактора производства. Труд, земля, капитал в процессе производства используются многократно на протяжении длительного периода времени, нередко – годами. Их цена имеет два уровня – это прокатная и капитальная цена. Прокатная цена фактора – сумма денег, уплачиваемая за его использование в течение определенного ограниченного срока. Капитальная цена фактора – общая цена, складывающаяся в результате суммирования отдельных прокатных цен фактора за весь период его использования. 3. Условия оптимального сочетания факторов. Предприниматель предъявляет дополнительный спрос на фактор производства только при условии, что он принесет ему дополнительную выручку. Причем прирост выручки должен превышать прирост затрат. Если же они сравняются, то это будет сигналом к прекращению наращивания объемов производства и, соответственно, рыночного спроса на фактор производства. В этом состоянии фирма максимизирует прибыль. На прирост общего дохода фирмы влияет не только предельный доход от дополнительной единицы ресурса, но и прирост объема производства. Следовательно, если в качестве такого фактора выступит, например, труд, то: MRPL=MR х MPL, (25.1) где MRPl– предельная доходность от фактора «труд»; MR– предельный доход; MPL– предельный продукт фактора «труд». С расширением производства предельная доходность фактора производства убывает из-за действия в экономике закона убывающей предельной производительности. При совершенной конкуренции MR= P, поэтому: MRPL = P x MPL. (25.2) Предельная доходность фактора «труд» показывает, сколько фирма готова заплатить за наем дополнительного работника, т. е. MRPl= W, где W– заработная плата дополнительного работника. В общем виде равенство W = MRPL=MR х MPL (25.3) позволяет ответить на вопрос: каков должен быть спрос фирмы на фактор «труд», чтобы максимизировать получаемую ею прибыль? То же самое относится и к другим факторам – капиталу (К) и земле (N): а) rK = MR х MPк; (25 4) б) rN =MR х MPN, где rK – доход от капитала; rN – доход от земли. Сведя доходы от различных факторов (труда, земли и капитала) в общее равенство, получим условие оптимального сочетания факторов:
Таким образом, Для минимизации издержек производства отношение издержек использования факторов к величине его продукта должно быть одинаковым для всех факторов и равно предельному доходу. Для максимизации прибыли это условие должно быть дополнено равенством с предельными издержками. Соблюдение условия оптимальности сочетания факторов позволяет замещать один фактор другим. |
Рынок труда.
1. Особенности рынка труда. Рынок труда – специфический рынок, так как на нем продаются не просто товары и услуги, а способность людей их создавать. Этот рынок не может существовать на принципе полного саморегулирования. Государство издревле регулирует трудовые отношения в экономике.
Важнейшей категорией рынка труда является заработная плата – сумма денег, которую получает работник за труд. Однако заработная плата – это не только форма дохода для продавца, но и цена труда – для покупателя, уплаченная им за право использования в течение определенного времени.
2. Спрос на рынке труда. Рыночный спрос на труд в соответствии с законом спроса находится в обратной зависимости от величины зарплаты. Эта зависимость находит графическое выражение в кривой спроса на труд (рис. 26.1).
Кривая спроса на труд w\специфична, так как имеет ограничения сверху и снизу. Спрос на труд диктуется необходимостью для предпринимателя получить прибыль – иначе бессмысленно вести бизнес. Именно эту ситуацию и иллюстрирует верхнее LD ограничение кривой LD.
Нижнее ограничение также имеет экономический смысл и вызывается тем, что работнику необходимо восстановить свою трудовую активность; содержать семью; учиться, лечиться, повышать квалификацию и т. д. Кроме того, человеку необходимы различные социальные, духовные и материальные блага (религия, досуг, культура, спорт и т. д.).
Рис. 26.1. Кривая спроса на труд
L – труд; W – заработная плата; LD – спрос на труд
Рис. 26.2. Кривая
L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда.
Рис. 26.3. Модификация предложения труда кривой предложения труда
L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда; AC – эффект дохода; BC – эффект замещения.
Все перечисленное требует средств и должно быть объективно учтено в цене труда. На основе нижней границы цены труда формируется минимальная заработная плата, обеспечивающая минимум работнику.
3. Предложение на рынке труда. Предложение труда на рынке также зависит от размера заработной платы, но эта зависимость противоположна спросу: с ростом зарплаты увеличивается предложение (рис. 26.2).
На стороне предложения труда проявляются два эффекта – замещения и дохода.
Совместное действие этих эффектов приводит к тому, что кривая предложения модифицируется и принимает необычную форму (рис. 26.3).
4. Равновесная цена на фактор «труд». Если объединить графики спроса и предложения труда, то получится график, характеризующий равновесную цену (рис. 26.4).
Рис. 26.4. Равновесная цена фактора «труд»
L, LE, LE1, LE2– труд; W, WE, WE1, WE2– заработная плата; LD – спрос на труд; LS – предложение труда; E – равновесие на рынке фактора «труд»; E1, E2 – отклонение от равновесия
Таким образом, на стороне предложения труда проявляются два эффекта – замещения и дохода.
Рынок капитала.
Современные трактовки капитала. В экономической теории термин «капитал» применяется в нескольких значениях:
1) как фактор производства;
2) как приложение капитала к определенной сфере – финансовый капитал, человеческий капитал;
3) как система отношений наемного труда – капитализм.
2. Спрос и предложение капитала. На рынок фактор производства «капитал» поступает в двух взаимосвязанных формах – физической и денежной. Рыночный спрос на капитал формируют предприниматели.
Рыночное предложение фактора «капитал» осуществляют домохозяйства. Величина капитала, предлагаемого домохозяйствами на рынке, зависит от процентной ставки, выплачиваемой за пользование заемным ресурсом: чем она выше, тем активнее поступает капитал на рынок.
Однако здесь есть предел для любого из домохо-зяйств, так как у людей возникает противоречивое желание между стремлением увеличить как будущее, так и текущее потребление: первое требует роста сбережений, второе – сокращения. Следовательно, в предложении капитала действует тот же механизм эффекта замены и эффекта дохода, что и при предложении на рынке труда (рис. 28.1).
Рис. 28.1. Предложение капитала и действие эффекта замены и эффекта дохода
i – процентная ставка; S – сбережения; K – предложение капитала; M – точка смены направления интереса; KM – эффект дохода; MN – эффект замены.
В этом процессе есть, общая закономерность: при низких ставках процента обычно преобладает эффект замены, а при очень высоких – эффект дохода.
Таким образом, на рынке капитала, как и любого другого фактора производства, действует механизм прокатной и капитальной цены, поэтому единицей изменения капитала служит национальная валюта (рубль), а прокатная цена – годовой процент за его использование.
Процентная ставка и инвестиции.
Природа процентной ставки. Если предприниматель заимствует чужой капитал, то часть дохода от его использования он должен отдать собственнику в виде ссудного процента.
Существуют различные методы расчета ссудного процента, которые принято называть финансовой математикой. Однако, в самом общем виде, если соотнести величину ссудного капитала и плату за его использование в виде процента, то можно получить процентную ставку: