Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Лучшие достижения экономической мысли античного (класси¬ческого) рабства были достигнуты в V-IV вв. до н.э., а самым известным представителем этого периода является древнегречес¬кий философ Аристотель (384-322 до н.э.). Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хо¬зяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников (Ксенофонта, Платона и др.) углубиться в конк-ретные экономические проблемы и разработать оригинальнейший по тем временам проект идеального государства.

Содержание

Тема 1. Зарождение экономической науки........................................................3
Тема 2. Меркантилизм.......................................................................................5
Тема 3. Физиократы...........................................................................................7
Тема 4.Классическая школа............................................................................10
Тема 5. Экономические концепции социалистов-утопистов.......................14
Тема 6. Марксизм.............................................................................................18
Тема 7. Историческая школа...........................................................................20
Тема 8. Лозаннская школа...............................................................................22
Тема 9. Маржинализм. Австрийская школа..................................................24
Тема 10. Кембриджская и американская школы...........................................26
Тема 11. Русская экономическая мысль в конце ХVIII-
начале XX вв.....................................................................................................28
Тема 12. Институцианализм............................................................................31
Тема 13. Теории монополии и конкуренции..................................................33
Тема 14. Кейнсианство.....................................................................................35
Тема 15. Неоклассический синтез...................................................................38
Тема 16. Неолиберализм..................................................................................41
Тема 17. Концепция государственного социализма..................................43
Тема 18. Развитие экономической теории в России......................................46
Список литературы...........................................................................................50

Вложенные файлы: 1 файл

птк по истории экономических учен 1.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема 13. Теории монополии и конкуренции

 

Вопрос 1.

B чем, по Вашему мнению, состоят основные изменения в представлениях о монополии и конкуренции с начала XX в. к 1933 г. (моменту выхода книг                        Э. Чемберлина и Дж. Робинсон), а в соответствии с этим и представлений о перспективах развития капиталистического общества? За основу анализа возьмите теории, указанные в данной теме.

Ответ.

В начале ХХ в проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом  перехода от экономики свободной  конкуренции к преимущественно  монополистической. Следствием усилившейся  монополистической организации  бизнеса и хозяйственной жизни стал, продолжавшийся в течение 1929-1933гг мировой экономический кризис. Проблема соотношения монополии и конкуренции встала очень остро. Экономисты всего мира не могли обойти эту интереснейшую тему. Появилось много работ, в которых давались различные оценки взаимоотношениям монополии и конкуренции. Р. Гильфердинг (1877-1941гг.) в "Финансовом капитале" утверждал, что особенно сильны банковские монополии, и что в результате скрещивания банковского и промышленного капиталов образуется "финансовый капитал", а на смену капитализму и свободной конкуренции приходит "финансовый капитализм". Международные монополии образуют мировое хозяйство, таким образом, что устраняется соперничество между странами, как экономическое, так и политическое.

К. Каутский (1854-1938гг.) считал, что особенно сильны промышленные  
монополии. В разных странах, стремясь захватить и поделить мировые рынки,  
промышленные монополии образуют единый мировой картель. Всемирный картель обеспечивает планомерное регулирование мирового хозяйства.

В.И.Ленин (1870-1924гг.) считал, что господство монополий обостряет  противоречия капитализма. Монополистическая  конкуренция гораздо более жесткое  явление, чем свободная конкуренция, так как размеры конкурирующих  предприятий огромны, а потери разрушительны. Господство монополий, с другой стороны, вызывает застой в техническом прогрессе, так как нет стимулов к обновлению производства, отсюда недогрузка мощностей, уничтожение продукции, для поддержания монопольно высоких цен, что в свою очередь  
тормозит развитие производительных сил. В конечном итоге неминуема социалистическая революция и замена капитализма более прогрессивным общественным строем. В теориях экономистов начала ХХ в. Наблюдается противопоставление монополии и конкуренции, делаются прогнозы о глобальных изменениях в экономической жизни, которые произойдут в результате господства монополий. Но в начале 20-х годов нашего столетия взгляды ученых изменились.

Й. Шумпетер (1883-1950) утверждал, что монополии – крупные фирмы, органически включающие в себя подразделения, заботящиеся о внедрении НТП. Возникает "эффективная монополия" - источник экономического роста и технического прогресса, она основывается на снижении издержек производства и повышении качества продукции.

Проблемы несовершенного рынка, представленного монополизированными структурами хозяйствующих субъектов почти одновременно рассмотрели в своих работах профессор Гарвардского университета Э. Чемберлин ("Теория монополистической конкуренции") и профессор Кембриджского университета Дж. Робинсон ("Экономическая теория несовершенной конкуренции"). Оба автора исходят из того, что рыночная цена складывается не при коллективных действиях участников рынка. Основную причину нарушения равновесия в экономике по-прежнему рассматривают в "категориях" и "законах" экономической среды. Оба автора смогли показать главное: обладая огромной жизненной силой, конкуренция – будь то монополистическая, либо несовершенная - непременно нуждается в создании механизма, который обеспечивал бы и гарантировал ее сохранение. Одно из основных положений книги Э. Чемберлина состоит в том, что главным условием овладения рынка, или, иначе говоря, сутью монополий является контроль над предложением, а значит над ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т. е. "дифференциацией продукта".

Э. Чемберлин утверждал, что  чистой конкуренции на рынке не бывает, что в реальной жизни каждый продавец того или иного товара в чем-то монополист. Дифференциация продукта ведет к тому, что конкуренция за привлечение покупателя сохраняется, а существование товаров – субститутов, ограничивает возможности монополиста по повышению цены. Следовательно, монополистическая конкуренция позволяет рыночной экономике наиболее эффективно развиваться без вмешательства государства. 
Дж. Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции. Она считала, что  
конкуренция является совершенной только тогда, когда никто из производителей не может влиять на уровень цен на рынке через объем продаж своей продукции. Крупные монополии могут сильно влиять на цены, в этом источник их обогащения. Такая ситуация порождает несовершенную конкуренцию, монополии маневрируют ценами во времени и пространстве,  чутко реагируя на изменение спроса у различных категорий покупателей. Единый рынок делится на сегменты, и по отношению к разным сегментам монополии проводят разную ценовую политику. Это явление получило название "ценовая дискриминация". Дж.Робинсон делает вывод, что нарушается свободное ценообразование и монополия за счет этого имеет возможность увеличивать объем выпуска продукции и соответственно увеличивать собственный доход. Для устранения этой несправедливости необходимо вмешательство государства.

 

 

 

 

Тема 14. Кейнсианство

 

Вопрос 1.

В чем, на Ваш взгляд, в современной России проявляется действие основного психологического закона, исследованного Дж. М. Кейнсом?

Ответ.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – выдающийся ученый-экономист современности. Его книга "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) уже в 30-е годы послужила теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. По оценкам многих экономистов эта книга  явилась поворотным пунктом в экономической науке ХХ в. И во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Новаторство экономического учения Кейнса проявилось, во-первых, в предпочтении  макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, во-вторых в обосновании "психологического закона".

Дж. М. Кейнс утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а так же о том, что потребление ввиду психологической склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. Т.е. психологическая склонность человека к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит получение дохода.

Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального  дохода и  занятости населения, может рассматриваться как своеобразный экономический эффект  – "Эффект мультипликатора". Это означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. 
Эффективность регулирования государством экономических процессов зависит от  
изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. По концепции Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. Действие основного психологического закона, выведенного Дж. Кейнсом сильно  
проявляется в настоящее время в России. При значительном понижении уровня жизни основной массы населения страны, именно наименее обеспеченная часть населения пытается различными способами увеличить свои сбережения. Именно на этой психологии строятся различные финансовые пирамиды, именно на это рассчитывают сейчас новые страховые организации, обещающие огромные (в несколько раз превышающие государственные ставки) проценты в будущем.  
В связи с тем, что экономика нашей страны утратила способность к  
саморегулированию необходимо государственное вмешательство в нее для увеличения совокупного спроса. Для этого необходимо создать условия для превращения сбережений граждан в инвестиции через банковскую систему, что приведет к увеличению спроса на  средства производства, к росту занятости, а значит к расширению потребительского спроса.  Для стимулирования инвестиций в производство ставка по кредитам должна быть  сравнительно низкой. Можно сделать вывод, что учение Кейнса до сих пор не утратило своей значимости и применяется экономистами всего мира.

Вопрос 2.

На какой из элементов совокупного  спроса, по Вашему мнению, 
следовало бы активнее воздействовать в условиях экономики современной России? Свою точку зрения аргументируйте.

Ответ.

В отличие от классиков Дж.М. Кейнс  считал такое состояние рынка труда лишь одним из возможных. Обычно на рынке труда существует не добровольная, а вынужденная безработица. Состояние экономики, в котором существует только добровольная безработица, Кейнс назвал полной занятостью.

Классическая теория, согласно Кейнсу, имела дело лишь с частным случаем - равновесием совокупного спроса и совокупного предложения в условиях полной занятости, тогда как его собственная теория трактует общий случай - равновесие в условиях неполной занятости. Отсюда название труда Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Как совокупное предложение, так и совокупный спрос зависят от занятости (являются функцией занятости), но это не значит, что данные функции совпадают (как считала классическая школа). Дж. М. Кейнс допускал как превышение совокупного спроса над совокупным предложением, так и недостаточность совокупного спроса по отношению к                   предложению. В случае если совокупный спрос выше совокупного предложения, занятость будет расширяться до того предела, когда совокупный спрос совместится с совокупным предложением. Нет никакой гарантии, что точка равновесия спроса и предложения совпадет с точкой полной занятости, но определенное приближение к полной занятости будет достигнуто. Если же совокупный спрос превышает совокупное предложение, когда полная занятость уже достигнута, результатом такого превышения может быть только рост цен.

Совокупный спрос может  не только превышать совокупное предложение, но и отставать от него. Этот случай представляется Дж. М. Кейнсу более важным, и его он рассматривает более подробно. Совокупный спрос складывается из двух частей: потребительский спрос (D1) и инвестиционный спрос (D2), т.е. это суммарный спрос потребителей и предпринимателей: D = D1 + D2.

По мере роста занятости, производства и дохода растет и потребительский спрос, но он растет в меньшей пропорции, чем доход. Это связано с психологической склонностью людей по мере роста дохода все большую его часть сберегать и все меньшую тратить на потребление (об этом подробнее будет сказано ниже). Классическая школа исходила из того, что та часть дохода, которая не потребляется непосредственно, инвестируется в производство. Сбережения автоматически порождают инвестиции, и в результате равенство совокупного спроса и совокупного предложения сохраняется. Дж. М. Кейнс же полагал, что стремление сберегать и стремление инвестировать определяются разными причинами и совсем необязательно совпадают. Индивидуум сберегает то, что не потребляет, следовательно, сбережения определяются склонностью к потреблению. Но побуждение к инвестированию зависит совсем от других причин: от ожидаемого дохода от инвестиций и от нормы процента. Для того чтобы совокупный спрос совместился с совокупным предложением, необходимо заполнить разрыв между потребительским спросом и доходом; заполнить же этот разрыв могут только инвестиции.

Совокупный спрос в  точке пересечения с совокупным предложением Дж. М. Кейнс назвал эффективным спросом. Эффективный спрос, таким образом, определяется суммой потребительского и инвестиционного спроса, Т.е. потреблением и инвестициями. Здесь мы подходим к: одному из самых сложных и принципиальных вопросов. Дж. М. Кейнс говорит, что сберегать - не значит инвестировать. Но в то же время он утверждает, что в обществе в целом инвестиции равны сбережениям. Эффективный спрос определяется решением потреблять и решением инвестировать, но не решением сберегать. Эффективный спрос определяет уровень занятости и уровень дохода. То, что при данном уровне занятости не потребляется, то инвестируется и, следовательно, сберегается.

Реальные совокупные сбережения - не самостоятельная величина, а лишь разность между доходом и потреблением, равная инвестициям. Если инвестиции недостаточны, снизится занятость, снизится доход, снизятся сбережения; в конечном счете они придут в соответствие с инвестициями.

Если часть индивидуумов в обществе решит сократить свое потребление и увеличить свои сбережения, это не значит, что возрастут сбережения в обществе в целом. Сократив свой потребительский спрос, эти индивиды сократят доходы других членов общества, а значит, и их сбережения. Сберегая, индивид увеличивает свое индивидуальное богатство, но не богатство общества. Таким образом, доход общества зависит от уровня совокупного спроса, поскольку совокупный спрос определяет размеры занятости и уровень производства.

Итак, спрос определяет доходы, а не доходы определяют спрос - в этом, согласно Дж. М. Кейнсу, отличие теории поведения индивида (микроэкономики) от поведения экономики в целом (макроэкономики). Движение экономической системы в сторону большей занятости и большего дохода может быть достигнуто только в результате роста эффективного спроса. Если же благодаря целенаправленным действиям общества будет достигнуто состояние полной занятости, тогда, согласно Кейнсу, дальнейший рост спроса уже не будет оказывать благотворного воздействия на экономику и в силу вступят постулаты классической школы: уровень дохода будет определять уровень спроса, инвестиции будут определяться сбережениями.

Вопрос 3.

Какая, по Вашему мнению, идея Дж. Кейса реализуется в рамках неокейнсианства?

 

 

Ответ.

Теория эффективного спроса Дж. М. Кейнса, изложенная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), явилась наиболее важным, революционным событием в истории экономической мысли Запада межвоенных лет. Концепции Дж. М. Кейнса рассматривались в рамках краткосрочного периода, основные категории (инвестиции, сбережения) не менялись во времени. Такой подход был во многом обусловлен особенностями экономической действительности 1930-х годов. Труд Дж. М. Кейнса оставлял возможности для расхождений в понимании его теории. Нельзя исключать и то, что многие идеи, высказанные Кейнсом, так или иначе уже зарождались в умах и других экономистов 20-30-х годов ХХ в. К этому побуждала экономическая реальность. Познакомившись с теорией Кейнса, некоторые ученые стали излагать ее по-своему, развивать ее идеи.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"