Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 07:25, курс лекций
Государственные экономические органы и институты.
Основные уравнения СНС-93.
Система национальных счетов.
Основные макроэкономические показатели.
Фиаско» рынка. Необходимость и пределы государственного регулирования .
Кейнсианская модель рынка.
Кейнсианская теория потребления. Сбережения, потребление, инвестиции.
52. Государственные экономические органы и институты.
Государственное регулирование экономики ставит главной целью соблюдать интересы государства, общества, социально незащищённых слоёв населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, частных лиц. Государственное регулирование направлено на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение её загрязнения. Управление экономикой – часть системы управления обществом. Поэтому аппарат управления экономикой, органы управления зачастую представлены как органы государственно, общественного, социально управления, связанного не только с экономикой но и с другими жизненными процессами. Органы власти делятся на законодательные, исполнительные, судебные. Каждый из этих видов власти имеет непосредственное отношение к управлению экономикой. Законодательные органы федерального уровня и субъектов федерации принимают законы, постановление и другие законодательные акты. Законодательные акты частично или полностью содержат статьи, определяющие принципы, правила, нормы, применяемые в управлении экономикой. Законодательные органы управляют экономикой посредством принятия и изменения законов и постановлений, устанавливающих законополагающие правила функционирования экономики, осуществления экономических отношений, использования экономических ресурсов. Законодательные органы представлены двухпалатным парламентом. В России это Федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета Федерации. Роль законодателей в управлении экономикой и обществом сводится к принятию целесообразных эффективных, действенных законов. После того как законы приняты, именно сами законы, а не отдельные люди должны править экономикой, а люди должны соблюдать законы и по необходимости их совершать, следить за их исполнением. Исполнительном органам принадлежит основная роль в управлении экономикой, так как именно эти орган призваны исполнять законы, приводить их в действие. Количество исполнительных органов велико и они многообразны. Исполнительную власть возглавляет президент, а непосредственное исполнительное управление экономикой на уровне страны осуществление правительство. Чаще всего правительство в его вершинной части – это кабинет министров, возглавляемый председателем, т.е. премьер-министром и его заместителям, вице-премьерами. Высшие исполнительные органы осуществляют управление экономикой посредством президентских указов, постановлений и распоряжений правительства, принятия оперативных решений в области производства, распределения, использования экономических ресурсов, решения социальных проблем, развития внешнеэкономических связей, регулирования экономических отношений. Наряду с правительством страны отдельные вопросы исполнительного управления экономикой решают министерства и ведомства страны и входящих в её состав национально-территориальных образований. Национально-территориальные образования в виде республик, входящих в состав РФ, и городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют собственные правительства, олицетворяющие исполнительную власть в данном регионе. Министерства и ведомства(комитеты, департаменты, управления) делятся на отраслевые, территориальные и функциональные. Отраслевые министерства и ведомства управляют определёнными отраслями хозяйства, а территориальные – территориями. Функциональные министерства и ведомства призваны управлять обороной, безопасностью, банками, иностранными делами, внутренними делами, внешнеэкономическими связями, общими проблемами экономики, государственной статистикой, социальным обеспечением. Акционерные общества, фирмы, предприятия, организации производственной и социально-культурной сферы имеют собственные органы управления, называемые администрацией предприятия, фирмы. В состав администрации входят и экономические службы. Судебные, правовые органы можно считать органами управления экономикой, т.к. они следят за соблюдением и выполнением законов, регулирующих экономические отношения, пресекают их нарушение, рассматривают конфликтные ситуации, трудовые, имущественные, денежные споры. Непосредственное отношение к экономическому управлению имеют арбитражные органы, рассматривающие в судебном порядке претензии предприятий. Имеет отношение к управлению экономикой адвокатура и нотариат, так как первые связаны с ведением дел по суду, а вторые – с оформление документов экономической, хозяйственной природы.
58. Основные уравнения СНС-93
СНС-93г. Состоит из счетов и таблиц, которые базируются на международном наборе согласованных концепций, определений, классификаций и правил учёта. Существует 4 основных группы определений, которые называются основными макроэкономическими тождествами:
Тождество 1: общее предложение товаров и услуг = их общему использованию.
Тождество 2: выпуск и импорт = промежуточному и конечному потреблению, валовому накоплению капитала и экспорту. Т.е. предложение в открытой экономике обеспечивается внутренним экспортом и импортом. Использование имеет форму промежуточного конечного потребления валового капитала и экспорта. Промежуточное потребление – стоимость товаров и услуг, потреблённых как затраты в процессе производства, кроме основного капитала. Валовое накопление капитала = общей стоимости валового накоплении основного капитала, изменениям в запасах материальных оборотных средств и чистому приобретению ценностей хозяйственной единицы (сектора).
Тождество 3: валовая добавленная стоимость = выпуску – промежуточное потребление.
Тождество 4: выпуск – промежуточное потребление = конечное потребление + валовое накопление капитала + экспорт – импорт(в ценах производителя).
Тождество 5: выпуск + налоги на продукты – субсидии на продукты – промежуточное потребление = конечное потребление + валовое накопление капитала + экспорт – импорт(в ценах потребителя).
Тождество 6: ВВП = выпуск + налоги на продукты – субсидии на продукты – промежуточное потребление(по добавленной стоимости).
Тождество 7: ВВП = валовая добавленная стоимость + налоги на продукты – субсидии на продукты. Это тождество и 7-ое определяют ВВП как суммарную величину добавленной стоимости, произведённую всеми странами + все виды налогов на продукты - субсидии на продукты.
Тождество 8: ВВП = конечное потребление + валовое накопление капитала + экспорт – импорт(по расходам).
Тождество 9: ВВП = компенсации работникам + налоги на производство и импорт – субсидии на производство и импорт + валовая операционная разница(по доходам).Компенсации наёмным работникам – полное вознаграждение в денежной или натуральной форме, подлежащей оплате наёмным работникам предприятиями за работу, проделанную в течении учётного периода. Налоги на производство и импорт – налоги, размер которых зависит от стоимости произведённых товаров и услуг. Чем больше производство, тем выше налоги(налог на добавленную стоимость, акцизы). Размер некоторых налогов зависит от типа экономической деятельности, например, лицензированная деятельность связана с высокими налогами на эту деятельность, поэтому лицензия является налогом на производство. К налогам на производство относится налог на право пользования определёнными видами природных ресурсов. Операционная разница – излишек(дефицит), полученные производства до выплаты любых % ренты(сходных платежей), выплачиваемых по финансовым или иным материальным непроизводственным активам, заимствованным или арендованным предприятием и до получения любых % или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизводственным активам, не принадлежащим предприятиям. Валовой смешанный доход – показатель для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам.
Тождество 10: ВНД = ВВП + компенсация наёмным работникам и доход от собственности, полученный из остального мира – компенсация наёмным работникам и доход от собственности, выплачиваемый остальному миру. Доход от собственности – доход, полученный собственником материального актива или материального непроизводственного актива взамен обеспечения фондами или предоставление материального непроизводственного актива другой институциональной единицы. Он состоит из распределённого дохода корпораций(дивидендов и изъятий из дохода квазикорпораций ) и реинвестированных доходов от прямых иностранных инвестиций, % дохода, полученного держателем страхового полиса и ренты.(I→D→I)
Тождество 11: валовый национальный располагаемый доход = ВНД + текущие трансферты из остального мира – текущие трансферты, выплаченные остальному миру. Трансферт – трансакция, при которой одна институциональная единица предлагает другой товары, услуги или активы, без получения товаров, услуг или активов от противоположной стороны. Трансакция в СНС-93 – экономический поток, который заключается во взаимодействии между институциональными единицами по взаимному согласию или действия внутри институциональной единицы, которая с аналитической точки зрения полезно понимать как трансакцию. Экономические потоки отражают создание, трансформацию, обмен, трансферт или исчезновение экономической стоимости. Это тождество говорит, что текущие трансферты состоят из всех, кроме трансферта капитала.
Тождество 12: валовый национальный располагаемый доход = расходам на конечное потребление + валовое сбережение.
Тождество 13: валовое сбережение = валовому накоплению капитала – расходы на конечное потребление.
Тождество 14: а) чистое кредитование = валовому сбережению + чистые капитальные трансферты – валовое накопление капитала. Капитальные трансферты – трансакции, в которых право собственности на активы передаётся от одной единицы к другой; б) чистое кредитование = чистое приобретение финансовых активов – чистое возникновение обязательств. Экономические активы – объекты, в которых распространены индивидуальные или коллективные права собственности каких-либо институциональных единиц, которые приносят экономические выгоды собственникам за счёт владения, использования в течении определённого времени. Обязательство – обязанность одной институциональной единицы-должника осуществить платёж или серию платежей другой институциональной единице при обстоятельствах, оговорённых в договоре.
Тождество 15: чистая стоимость собственности капитала = общей величине нефинансовых и финансовых активов – общая сумма обязательств. Для страны этот показатель характеризует чистое нац.богатство. Нефинансовые активы – объекты на которые распространяются права собственности институциональных единиц и могут принести и экономическую выгоду собственнику за счёт использования, владения в течении определённого периода времени. Состоят из материальных и нематериальных активов, для которых неткорреспондентных обязательств. Чистые показатель высчитываются с помощью вычета стоимости потребления основного капитала. Вычетом стоимости согласно СНС-93 внутренняя экономика состоит из 5 секторов:
57. Система национальных счетов
СНС – система
взаимосвязанных показателей и
классификаций, которые
В экономике одновременно
происходит множество экономических
процессов, совершаемых большим
количеством хозяйствующих
- сумма записей о
ресурсах для каждого сектора
= сумме записей об
- сумма записей о ресурсах должна быть = сумме записей об использовании для каждой группы экономических операций только для колонки всего(тождество экономических операций). Обеспечивается только если поступление из остального мира = выплатам в остальной мир. Тогда это тождество возникнет в колонке итого отечественные секторы.
В таблице СНС речь идёт только об экономических операциях и нет информации об запасах активов и пассивов.
Причина возникновения
СНС – необходимость