Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:23, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине « Международная экономика».
Глобализация международной экономики есть отражение действия двух основных факторов: с одной стороны все более широко распространенной практике открытия национальных рынков, ориентации национальной экономики на внешние связи, с другой - технологических инноваций, которые быстро сметают транспортные и коммуникационные помехи на пути развития хозяйственного общения.
Среди признаков глобализации выделяют два основных:
- стремительное
развитие процессов
- интеграция
национальных финансовых
Наиболее полному проявлению глобализации в финансовой сфере способствовали:
Глобализация способствует развитию МРТ, эффективному распределению ресурсов, в конечном счете - повышению уровня жизни. Она обеспечивает экономию на масштабе производства, снижение цен, т.е. создает условия для устойчивого экономического роста. Она также способствует усилению конкурентоспособности, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и быстрое их распространение в международной экономике. Глобализация дает возможность субъектам МЭ мобилизовать значительные финансовые ресурсы. Наконец, она формирует базу для решения проблем всего человечества, что обусловлено возможностью объединения усилий мирового сообщества, консолидации ресурсов и координации действий в различных сферах.
Наряду с позитивными моментами глобализация приводит к появлению некоторых проблем и противоречий в международной экономике.
Во-первых, обостряются противоречия между тенденциями усиления глобальной взаимозависимости и нарастания дисбалансов в мировом развитии. С одной стороны, усиливается взаимозависимость всех сфер человеческой деятельности, с другой - взаимодействие этих сфер чаще всего было конфликтным. Это проявлялось: - в учащении экологических и техногенных катастроф;
- учащении локальных военных конфликтов;
- росте международного терроризма;
- общем падении культурных стандартов в развитых странах и т.д.
Во-вторых, все больше обнаруживалась не просто различная интенсивность экономического развития разных стран, но и его разнонаправленность разнокритериальность. Все страны стремятся к росту НД, но применяют для этого разные методы.
В-третьих, глобализация требует универсального языка хозяйственного общения, что в конечном счете воплощается в деятельности международных организаций. В то же время с учетом разнокритериальности развития стран сложившиеся в них традиционные способы ведения хозяйства приходят в противоречие с универсальным рецептами международных организаций.
В - четвертых, с одной стороны возможности перемещения факторов производства в условиях глобализации увеличились, с другой - это перемещение ресурсов носит не вполне рыночный характер бегства: сырье вывозится по демпинговым ценам, национальный капитал уходит в серые схемы, рабочая сила ищет за границей компенсации заработков, потерянных внутри страны и т.д. Развитые страны несомненно выигрывают от глобализации, выигрыш менее развитых стран не столько очевиден.
В-пятых, возникла проблема двойных стандартов в экономической политике развитых стран. Последние, являясь флагманами глобализации, объективно несут ответственность за всю международную экономику. В то же, с их стороны действуют: таможенные барьеры, замаскированные под антидемпинговую политику;
-миграционные фильтры;
-ограничения
на допуск нерезидентов к
-небезуспешное
управление ценообразованием
В-шестых, формируется новый мировой экономический порядок и новый миропорядок в целом. С одной стороны, глобализация выступает как процесс утверждения на мировой арене многих новых государств бывшего СССР, бывшей Югославии, Чехословакии, как процесс реального потенциала многополярного мира (мир без стран лидеров, двустороннее сообщество не испытывает серьезного влияния третьих стран). С другой стороны, вскоре явно обозначился единственный центр глобализации - США и их европейские союзники, утверждающие свою власть в мировой политике и экономике.
Таким образом, глобализация привела к формированию нового мирового порядка, при котором международные организации уже не столько действуют на основе норм международного права, сколько оформляют своими решениями силовую политику стран-лидеров.
В свете сказанного возможны два варианта дальнейшей эволюции глобализации:
1) сохранение
и усиление негативных
2) придание глобализации демократического и регулируемого характера. Естественно, что человечество заинтересовано во втором варианте развития глобализации.
8. Меркантилистская теория внешней торговли. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ
Из теорий международной торговли первой в 16-18 вв. появилась меркантилистская теория. Сторонники этой теории не учитывали выгоду, которую в ходе МРТ получают страны от импорта иностранных товаров и услуг, а экономическим оправданием считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме импорта сырья), стараться все производить самим, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.
Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов о том, что экономическая выгода одних участников товарообмена (в данном случае стран-экспортеров) оборачивается экономическом ущербом для других (стран-импортеров). К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную ими политику поддержания экспорта, которая, однако, сочеталось с активным протекционизмом.
Из совершенно другой предпосылки исходила теория абсолютных преимуществ, Адама Смита. Она гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А.Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке.
Сильной стороной данной теории является то, что она демонстрирует преимущества международной торговли для всех ее участников, а слабой то, что она не оставляет в международной торговле места тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами.
Отмеченный недостаток был преодолен в теории относительных преимуществ Д.Рикардо, которая обосновывала выгоду для всех стран от участия в международной торговле. Эта теория рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортному товару. Основным ее недостатком было, то, что она не объясняет, почему складываются у стран сравнительные преимущества.
9. Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева и его объяснение. Теория конкурентных преимуществ
На поставленный выше вопрос во многом отвечает теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими экономистами Э.Хекшером и Б.Олиным. Эта теория исходит из двух предпосылок: 1) в производстве товаров участвуют факторы в разных соотношениях; 2) страны наделены факторами производства (трудом и капиталом) относительно неравномерно. Обилие одних факторов в стране делает их дешевле по сравнению с другими скудными факторами. И товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительным преимуществом. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, импортирует те товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.
Американский экономист российского происхождения В.Леонтьев, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., показал, что эта страна со сравнительно дешевым капиталом и дорогой рабочей силой участвует в международной торговле не в соответствии с теорией Хекшера-Олина: более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт. Так называемый парадокс Леонтьева объясняют по-разному: высококвалифицированная американская рабочая сила требует для своей подготовки больших затрат капитала (т.е. американский капитал больше вкладывается в человеческие ресурсы, чем в производственные мощности); на производство американских экспортных товаров затрачивается в больших объемах импортируемое минаральное сырье, в добычу которого вложены огромные финансовые ресурсы (опять же из США). Но в целом парадокс Леонтьева является предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина. Она срабатывает, как показало ее последующее тестирование, в большинстве, но не во всех случаях. Вероятно, для объяснения причин международной торговли теми или иными товарами недостаточно только разной наделенности стран факторами производства. Важно и то, насколько эффективно используются эти факторы в той или иной стране.
Во многом именно вопросу эффективности использования факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ американского экономиста М.Портера. На основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран он приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке, развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительств и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т.п.).
10. Альтернативные теории международной торговли
Существуют теории международной торговли, не связанные с теорией сравнительных преимуществ, а дополняющие ее. Так, теория эффекта масштаба (теория международной торговли на основе монополистической конкуренции) американского экономиста П.Кругмана объясняет, почему существует торговля между странами, которые одинаково наделены факторами производства. По мере возрастания масштабов производства, которое обычно идет в рамках монополистской конкуренции, издержки производства каждой единицы продукции сокращаются. Отсюда таким странам становится выгодно специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, но дифференцированной продукцией (т.н. внутриотраслевая торговля). Примером может служить торговля автомобилями между странами – их производителями.
Различают внутренний и внешний эффект масштаба. Внешний – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом. Внутренний – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства.
Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случаи рынок остается в достаточной степени конкурентоспособным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагающими наличие совершенной конкуренции.
Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остается прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров.
Однако случай, когда в стране действует только один монопольный производитель, встречается крайне редко по сравнению с ситуацией олигополии, когда существует небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции, каждая из которых может влиять на цены. В этом случаи речь идет о монополистической конкуренции. Например, БМВ – 007 производит только компания «БМВ», но цена на ее продукцию зависит от цен других фирм – производителей аналогичных автомобилей («Вольво», «Сааб», «Мерседес»).
К теории Кругмана близка теория внутриотраслевой международной торговли английского экономиста венгерского происхождения Белы Балассы, который обратил внимание не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географическую близость их пограничных регионов, несовпадение сельскохозяйственных сезонов.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»