Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:23, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине « Международная экономика».
В последние годы аргументация необходимости помощи молодым отраслям несколько модифицировалась. Появился вариант “передышки”, которая якобы необходима для проведения модернизации и повышения конкурентоспособности определенной отрасли. Проблема, однако, заключается в том, что протекционизм, увеличивая прибыли и тем самым, предоставляя средства для модернизации, в то же время снимает остроту вопроса о необходимости изменений.
Более того, протекционистские меры могут стать сигналом для других отраслей, что они также вправе рассчитывать на аналогичную защиту в случае, если столкнутся с сильной конкуренцией со стороны импорта. Тем самым и они могут потерять интерес к переменам.
- Защита
от демпинга. Считается, что тариф
необходим стране для защиты
от иностранных производителей,
которые сбывают свою
- Дешевая
иностранная рабочая сила. Отечественные
фирмы и рабочие должны быть
ограждены от разрушительной
конкуренции со стороны тех
стран, где зарплата низка. Логика
этого аргумента подсказывает, что
торговля между богатыми и
бедными странами не является
взаимовыгодной. На самом деле
это не так. Она определяется
принципом сравнительного
Таким образом, аргументов в защиту протекционизма много. В соответствующих условиях аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности выступает как справедливое исключение, имеющее экономическое оправдание. Аргумент в пользу необходимости обеспечения обороны может использоваться для обоснования протекционизма с военно-политических позиций. Но оба они игнорируют возможность использования альтернативных средств. Большинство других аргументов отмечают только непосредственные и прямые последствия защитных пошлин. Они игнорируют простую истину, что, в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобы экспортировать.
21. Международная торговая политика. Роль ГАТТ/ВТО в процессе поэтапной ликвидации тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле
Развитие МЭО сопровождается не только национальным регулированием внешней торговли, но и возникновением разнообразных форм межгосударственного взаимодействия в этой сфере. Международная торговая политика – это согласованная политика государств в области взаимной торговли в целях ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества в целом. Она может осуществляться на основе
А. Двухсторонних договоренностей,
Б. Многосторонних соглашений регионального характера,
В. Многосторонних конвенций глобального характера.
Основным содержанием межгосударственного регулирования внешней торговли является.
- устранение препятствий на пути товаров и факторов производства,
- движение
в направлении формирования
Главным субъектом либерализации международной торговли является международная торговая организация ГАТТ/ВТО.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947. По сути – это кодекс правил поведения в сфере международной торговли. Оно основывается на четырех основных принципах,
- торговля
должна быть
- национальная
экономика должна быть
- тарифы
должны сокращаться
- страны-
участницы при принятии
Для реализации на практике основных принципов международной торговли был создан Секретариат. Его деятельность осуществлялась в рамках конференций-сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после чего проходили переговоры, получившие название раундов. Раунд – период переговорного процесса, завершающийся принятием какого-либо решения.
Следует особо выделить три последних раунда
- 1964-1967гг
– Кеннеди-раунд (снижение тарифов,
разработка антидемпингового
- 1973- 1979гг
– Токийский раунд (снижение тарифов,
разработка кодексов, расширяющих
и усиливающих компетенцию
- 1986 – 1994гг
– Уругвайский раунд (снижение
таможенных барьеров, совершенствование
механизма ГАТТ, соглашение о
создании Всемирной торговой
организации (ВТО), разработка Генерального
соглашения по торговле
ВТО начала свою деятельность с 1.01.1995г. Она контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ, в том числе соглашений, заключенных по результатам Уругвайского раунда. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь, ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие МЭО. Соответственно, и функции ВТО значительно усложнились по сравнению с ГАТТ. В частности, ВТО осуществляет
- мониторинг
глобальных и региональных
- консультирование юридических лиц по вопросам управления в области внешней торговли,
- проведение
многосторонних встреч и
- координацию
деятельности других
- разработку правовых актов по вопросам торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью,
- подготовку
глобальной системы
22. Внешнеторговая политика Республики Беларусь. Перспективы вхождения Республики Беларусь в ВТО
Несбалансированность внешнеторговых потоков Беларуси в течение последних лет свидетельствует о неэффективности применяемой внешнеторговой политики. В ней преобладал протекционизм, в то время как основные усилия должны быть направлены на поддержание сбалансированности внешней торговли.
Широко применяемым методом улучшения условий торговли является импортозамещение. Однако мировой опыт показал, что упор на политику импортозамещения без сочетания ее с экспортно-ориентированной моделью проблему сбалансированности внешнеторговых потоков не решит. В связи с этим основными направлениями стратегии оптимизации внешней торговли должны стать:
- значительное
повышение
- соблюдение
принципа возмещения экспортом
импорта тех товаров, производство
которых неэффективно с
- существенная
либерализация политики
- стимулирование
импортных закупок
- пересмотр
практики необоснованного
- отсутствии консервации при применении импортозамещающих технологий традиционного уровня производства и закрытия внутреннего рынка для высококачественной зарубежной продукции.
Что касается вступления Беларуси в ВТО, то она не ставит перед собой задачу войти в эту организацию любой ценой, а руководствуется исключительно интересами национальной экономики. С точки зрения тактики основной упор делается на активное продолжение двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг.
В рамках многостороннего формата переговорного процесса белорусской стороне удалось заручиться поддержкой большинства членов Рабочей группы по присоединению Беларуси к ВТО. До членов этой организации продолжает доводиться исчерпывающая информация, которая помогает доказывать соответствие внешнеторгового режима Беларуси системным правилам ВТО.
Важным условием продвижения переговорного процесса является обеспечение соответствия национального законодательства правилам ВТО. В 2002-2004 годах реализован план нормотворческих работ по приведению законодательства республики в соответствие с правилами ВТО. В настоящее время работа сфокусирована на приведении нормативно-правовых актов более низкого уровня в соответствие с базовыми законами, учитывающими правила ВТО, и прежде всего с Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года – «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
23. Международная миграция капитала и ее формы
Международное движение капитала – это процессы встречного движения капитала между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их экономического развития, приносящие доходы их собственникам. Основной причиной вывоза капитала является накопление относительно избыточного капитала в данной стране в результате ее социально-экономического развития. Важными причинами вывоза капитала с целью получения большей прибыли являются также:
- несовпадение
спроса на капитал и его
предложения в различных
- наличие
возможности монополизации
- наличие в странах, куда вывозится капитал, дешевого сырья и рабочей силы;
- благоприятный инвестиционный климат.
На практике целесообразность инвестирования определяется комплексом причин, а также принципами сравнительного преимущества отдельных рынков.
Международное движение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. При этом в стране, вывозящей капитал, доходы владельцев капитала увеличиваются, а доходы владельцев других факторов производства (труда и земли) сокращаются. В стране, ввозящей капитал, наблюдается обратная ситуация.
Международная миграция капитала имеет целый ряд форм реализации, которые классифицируются по нескольким признакам:
По форме собственности
- частный
-государственный
- международных (региональных) валютно-кредитных и финансовых организаций
-смешанный
По срокам:
- сверхкраткосрочный (до 3-х месяцев)
-краткосрочный (до 1-1,5 лет)
-среднесрочный (от 1года до 5-7 лет)
- долгосрочный (свыше 5-7 лет и до 40-45)
По форме предоставления капитала:
-товарный
- денежный
- смешанный
По цели и характеру использования:
Предпринимательский, ссудный.
Ссудный капитал – это денежные средства, предоставленные взаймы на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. Движение ссудного капитала осуществляется в форме международного кредита. В основном в качестве ссудного капитала используется официальный капитал из государственных источников, хотя международное кредитование из частных источников также достигает внушительных размеров.
Предпринимательский капитал – денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования. Чаще всего – это частный капитал.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»