Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:26, курс лекций

Краткое описание

Тема 1: Организация внешнеэкономической деятельности предприятий.
Основные формы внешнеэкономических связей
Факторы развития внешнеэкономической деятельности
Операции по купле-продаже товаров во внешнеэкономической деятельности
Экспорт и импорт основных услуг
Экспорт и импорт сопутствующих услуг

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)
 
    1. Импортные таможенные платежи в РФ
 

     При импорте товаров, как правило, должны быть уплачены:

     • импортная таможенная пошлина;

     • налог на добавленную стоимость;

     • акциз (по подакцизным товарам);

     • сбор за таможенное оформление.

     В случае необходимости взимаются таможенные сборы за хранение и за таможенное сопровождение.

     Основным  инструментом регулирования ввоза  товаров является импортная таможенная пошлина. Ставки импортных таможенных пошлин обобщены в Импортном таможенном тарифе.

     Ставки  импортного таможенного тарифа до 1994 г. были исключительно адвалорными (в процентах к стоимости). Однако затем стали применяться и специфические ставки пошлин. Используются также комбинированные ставки - устанавливаются и адвалорная, и специфическая пошлины, в каждом конкретном случае используется та из них, в соответствии с которой должна быть уплачена большая денежная сумма. Пошлины взимаются в рублях или в свободно конвертируемой валюте по желанию импортера. Иностранная валюта при этом пересчитывается в рубли по курсу, котируемому Центральным банком РФ на день принятия к оформлению грузовой таможенной декларации. Пошлины зачисляются в доход федерального бюджета.

     Импортный таможенный тариф, в отличие от экспортного, включает все позиции Товарной номенклатуры ВЭД, в том числе и те, по которым установлены нулевые ставки. Тариф имеет трехколонную структуру. Базовые ставки, утверждаемые Правительством, приводятся во второй колонке. Эти ставки применяются при ввозе товаров из стран, которым Россия предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации. Первая колонка тарифа содержит преференциальные ставки, составляющие 50% от базовых, а третья - максимальные ставки, увеличенные по сравнению с базовыми в 2 раза. Товары стран СНГ, с которыми Россия заключила соглашение о свободной торговле, а также товары наименее развитых государств ввозятся беспошлинно.

     24 сентября 1993 г. страны-члены СНГ  заключили договор об Экономическом  союзе, который предусматривает  создание сначала ассоциации  свободной торговли, затем - таможенного союза и наконец - общего рынка. 15 апреля 1994 г. заключено и сразу же вступило в силу соглашение о свободной торговле. На основании этого соглашения товары, ввозимые из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины от импортных пошлин освобождаются.

     В соответствии с соглашением о  Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном, заключенным 27 января 1995 г., между данными государствами  действует режим свободной торговли без изъятий и ограничений. Стороны договорились отменить таможенный контроль на границах между собой при обеспечении надежного таможенного контроля на внешних границах Таможенного союза (данное условие пока выполнено только на российско-белорусской границе).  
Соответственно должны быть установлены единый внешнеторговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования внешней торговли (включая налогообложение импортируемых товаров). Суммы взимаемых пошлин, налогов и сборов должны поступать в бюджет той страны, которая является страной назначения товара. Минимальные ставки пошлин, на все облагаемые товары должны составлять 5%, а максимальные ставки на все товары (за исключением предметов роскоши, табачных изделий, алкогольных напитков и оружия) - 30%. Доля товаров, не облагаемых пошлинами, подлежала дальнейшему сокращению. Одновременно разрабатывается график поэтапного понижения импортных пошлин. 
Разрыв между уровнями различных пошлин уменьшился, и подавляющее большинство их колеблется в диапазоне от 5 до 40%. Превышают этот уровень лишь пошлины на оружие, боеприпасы, этиловый спирт (100%). Однако, поддержанию достаточно высокого уровня таможенного обложения способствует широкое применение комбинированных ставок пошлин.

     Сумма подлежащей уплате адвалорной таможенной пошлины определяется в процентах от таможенной стоимости.

     НДС и акцизы. С 1 февраля 1993 г. товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами. Эти налоги взимаются в рублях и поступают в доход федерального бюджета. Уплата их производится одновременно с уплатой других таможенных платежей, то есть до или в момент представления товара к таможенному контролю. К импортным товарам применяются те же ставки НДС, что и к товарам российского производства.  
Ставки акцизов на импортные товары могут расходиться со ставками акцизов на аналогичные товары российского производства.

     Налогооблагаемой  базой при исчислении акциза является таможенная стоимость товара, тогда как при исчислении НДС - величина, включающая таможенную стоимость, таможенную пошлину и сумму акциза. Поэтому при определении сумм, подлежащих уплате при импорте подакцизных товаров, следует сначала рассчитать импортную пошлину, затем - акциз и в заключение - НДС. 
Сборы за таможенное оформление и за таможенное сопровождение. За таможенное оформление ввозимого товара с юридических лиц, указанных в грузовой таможенной декларации, взимается сбор в размере 0,15% от общей фактурной стоимости товара, в том числе 0,1% в рублях и 0,05% в валюте расчета. 
При ввозе товаров из Белоруссии и Казахстана сборы за таможенное оформление не взимаются. 
Если товар перевозится под таможенным контролем, импортер должен уплатить также сбор за таможенное сопровождение.

     Порядок уплаты таможенных платежей. Таким образом, представляя товар для таможенного оформления, импортер должен иметь документы об уплате:

     • сбора за таможенное оформление;

     • импортной таможенной пошлины;

     • налога на добавленную стоимость;

     • акциза.

     Таможня вправе предоставить отсрочку уплаты пошлины и налогов на срок не более 60 дней со дня принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению. Основаниями отсрочки могут быть либо предоставление гарантийного обязательства уполномоченного банка, либо залог товара. 
В качестве залога уплаты экспортер (импортер) может оставить таможенному органу товары и транспортные средства, стоимость которых не ниже причитающихся к уплате сумм. В соответствии с договором о залоге собственник товаров и транспортных средств берет на себя обязательство отказаться от них в пользу государства в случае неисполнения своих обязательств в установленный срок. Залогодатель при этом либо оставляет предмет залога таможенному органу (в закладе), либо пользуется им лишь с разрешения таможенного органа и страхует его за свой счет.
 
 

     5. Методы определения таможенной стоимости товаров.

     Порядком  предусмотрено шесть методов таможенной оценки товара.

     • По цене сделки с ввозимыми товарами - таможенной стоимостью признается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (определяется по счету-фактуре). В цену включаются (если они не были включены ранее): расходы по доставке товара до места ввоза; расходы, понесенные покупателем; часть стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене в связи с производством и продажей оцениваемых товаров; лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, осуществляемые покупателем в качестве условия продажи оцениваемых товаров; часть прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования товаров на территории РФ;

     • по цене сделки с идентичными товарами - таможенная стоимость определяется на основе цены сделки с товарами, одинаковыми во всех отношениях (в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения, производителю), которые были ввезены в Россию не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров (если обнаруживается несколько цен сделки, таможенная стоимость определяется по самой низкой);

     • по цене сделки с однородными товарами - базовой является цена, уплаченная за товары со сходными характеристиками и состоящие из сходных компонентов; произведенные в той же стране (желательно - тем же производителем; товары другого производителя могут быть использованы для оценки лишь в том случае, если нет идентичных или однородных товаров, произведенных производителем оцениваемых товаров);

     • метод вычитания стоимости - в качестве базовой принимается цена сделки по продаже в России ввозимых идентичных или однородных товаров наибольшей партией в течение 90 дней со дня ввоза оцениваемых товаров, из нее вычитаются расходы на комиссионные вознаграждения; обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России аналогичных импортных товаров; импортные пошлины, налоги и иные платежи, связанные с ввозом и продажей товаров; обычные расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и страхование;

     • метод сложения стоимости - цена рассчитывается путем сложения издержек производства, обычных затрат на продажу подобных товаров в России и прибыли, получаемой экспортером;

     • резервный метод- стоимость определяется с учетом мировой таможенной практики (при этом таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию).

     Первый  метод является основным. Он применяется:  
• к сделкам купли-продажи, имеющим стоимостную основу (т.е. при расчете за купленный товар посредством денежных платежей); 
• к условно-стоимостным сделкам, не предусматривающим движения денежных средств - таким, как товарообменные операции (бартерные, компенсационные), поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки в виде дара - если в соответствующих документах имеется стоимостная оценка каждого из товаров. 
Порядок определения таможенной стоимости полностью соответствует Кодексу по таможенной оценке ГАТТ. В частности, признанный основным метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами используется в мировой практике в 90% случаев.
 

     ДЕКЛАРАНТ вправе выбрать один из методов определения  таможенной стоимости, но если ему не удается обосновать достоверность  представленных данных, таможенные органы могут признать использование этого  метода невозможным. Для таможенного оформления ввозимого товара необходимо предъявить документы, подтверждающие его заявленную таможенную стоимость.

     Особо строгий контроль установлен за достоверностью таможенной оценки некоторых подакцизных  товаров. Если заявленная таможенная стоимость ниже условной цены, то таможенная оценка по цене сделки с ввозимыми товарами считается действительной лишь при наличии банковского платежного документа, подтверждающего факт оплаты счета покупателем. 
Величина пошлины, которой облагается импортный товар, зависит не только от тарифной ставки, но и от страны его происхождения. Максимальная пошлина на один и тот же товар выше минимальной в 4 раза, а для товаров, произведенных в некоторых странах, она вообще оказывается нулевой. Дело в том, что Россия, как большинство стран мира, использует в своей внешнеторговой практике такие принципы, как режим наиболее благоприятствуемой нации и преференциальный режим для развивающихся стран.

     Принцип наиболее благоприятствуемой нации  является краеугольным камнем современной международной торговой системы. Он означает, что страна, предоставившая соответствующий режим иностранному государству, должна исключить всякую дискриминацию товаров, происходящих из этого государства, то есть предоставлять им при импорте условия не менее благоприятные, чем товарам, произведенным в любой другой стране. 
На практике, однако, из этого принципа делается исключение в пользу развивающихся государств. В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД эти страны пользуются в торговле с более развитыми странами односторонними преимуществами, которые должны способствовать росту их экспорта, повышению степени обработки экспортируемых товаров и в конечном счете - их сближению со странами "Севера" по уровню экономического развития. С 1971 г. функционирует Общая система преференций (ОСП), в соответствии с которой страны, относящиеся к развитым по классификации ЮНКТАД, отменяют или снижают таможенные пошлины на импорт товаров, произведенных в развивающихся странах. При этом каждая страна или интеграционная группировка использует собственную схему преференций. 
Товары из наименее развитых стран при ввозе на территорию Российской Федерации импортной пошлиной не облагаются. Список этих стран включает 47 государств. 
К товарам, импортируемым из остальных развивающихся стран применяется преференциальный режим. В отношении этих товаров используются базовые тарифные ставки (75% от их величины).

     Режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) в торговле предоставляется на взаимной основе в соответствии с двусторонними торговыми договорами и соглашениями. Российская Федерация имеет подобные договоры и соглашения более чем со 120 государствами и территориями, а также с Европейским Экономическим Сообществом и Европейским Объединением угля и стали. К товарам, ввозимым из этих стран, применяется базовая ставка импортного тарифа (ставка второй колонки).

     Товары, ввозимые из развивающихся государств, которым предоставлен РНБ, облагаются таможенной пошлиной по преференциальным ставкам в тех случаях, когда  ввоз товаров совершается с выполнением всех условий, предусмотренных международным Соглашением об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран.  
Если государство не пользуется ни преференциями, ни РНБ (не входит ни в один из приведенных списков), то импорт из него облагается по максимальным ставкам, вдвое превышающим базовые (т.е. по ставкам третьей колонки Импортного таможенного тарифа). Те же ставки применяются к товарам из наименее развитых и развивающихся стран, с которыми Россия не заключила соглашения о предоставлении РНБ, если при ввозе не соблюдены условия Соглашения об унифицированных правилах. Максимальной пошлиной облагается также товар, страна происхождения которого неизвестна. 
Товар считается происходящим из страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если он либо полностью произведен в данной стране, либо произведен в ней с использованием товаров иностранного или неизвестного происхождения, которые подверглись в стране-экспортере достаточной обработке или переработке. Правила дают подробную трактовку понятий «товар, полностью произведенный в стране» и «достаточная обработка или переработка». 
Полностью произведенными в стране считаются следующие товары: 
• полезные ископаемые, добытые на территории или на континентальном шельфе данной страны;  
• растительные продукты, выращенные в данной стране;  
• живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране; 
• продукты, полученные от живых животных в данной стране;  
• продукты охотничьего и рыболовного хозяйства, произведенные в данной стране; 
• продукты морского рыболовства и другие морские продукты, добытые судами данной страны, а также судами, зафрахтованными данной страной; 
• собранные внутри данной страны использованные продукты, пригодные для восстановления сырья; 
• отходы и скрап, являющиеся результатами производственных операций, осуществляемых в данной стране; 
Обработка или переработка товара в стране или в странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, признается достаточной в том случае, если стоимость товаров, происходящих из стран, на которые преференциальный режим не распространяется, и товаров неизвестного происхождения не превышает 50% стоимости экспортируемого товара. Стоимость товаров, происходящих из стран, на которые не распространяются преференции, определяется на основании таможенной стоимости, установленной в стране-экспортере конечного продукта, пользующейся преференциальным режимом. Базой определения стоимости экспортируемого товара служит цена ФОБ.

Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"