Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:26, курс лекций

Краткое описание

Тема 1: Организация внешнеэкономической деятельности предприятий.
Основные формы внешнеэкономических связей
Факторы развития внешнеэкономической деятельности
Операции по купле-продаже товаров во внешнеэкономической деятельности
Экспорт и импорт основных услуг
Экспорт и импорт сопутствующих услуг

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)
 

     2.Организация  перевозок на различных видах транспорта. 

      Процесс перемещения товаров, сырья, материалов является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, производственно-сбытовой кооперации, строительстве, в организации туризма, международных выставок и ярмарок.

      Под международными перевозками следует понимать перевозки грузов, пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обязательное пересечение границы как минимум двух стран.

      Транспортные операции можно разделить на три группы, связанные между собой последовательностью их выполнения во времени.

      Первая  группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В эту группу входят: планирование внешнеторговых перевозок, анализ транспортных рынков, тарифов и условий перевозки, планирование расходов.

      Вторая  группа операций возникает в процессе реали- ции внешнеторговой сделки и  состоит в определении азисного условия контракта (покупатель или  продавец плачивает транспортировку), разработке транспортных •словий договора, подготовке товара к транспортировке, «аключении договора перевозки, организации контроля а движением груза, оформлении необходимой транспор- ной и таможенной документации и др.Третья группа транспортных операций осуществляется после завершения процесса перевозки и состоит в разрешении возможных споров между отправителем, получателем груза и перевозчиком.

      Основой для выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Рассмотрим их основные преимущества и недостатки.

      Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных его преимуществ — высокая маневренность. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Основными недостатками автомобильного транспорта являются:

  • сравнительно высокая себестоимость перевозок;
  • возможность хищения груза и угона автотранспорта;
  • сравнительно малая грузоподъемность.

      Преимуществами  железнодорожного транспорта выступают:

  • хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
  • возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния;
  • невысокая себестоимость перевозки.

      К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести низкую возможность доставки к пунктам потребления, монопольное положение.

      Основные  преимущества морского транспорта — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Кроме того, морской транспорт зависит от погодных и навигационных условий.

      Преимуществом речного транспорта являются низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

      К недостаткам внутреннего водного  транспорта относят малую скорость доставки, низкую доступность в географическом плане.

      Основное  преимущество воздушного транспорта — большая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

      К недостаткам относят высокие  грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий.

     Трубопроводный  транспорт обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности на этом виде транспорта высока. Недостатком является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов. 
 

     3. Виды договора  морской перевозки 

      Основной  объем грузооборота мировой внешней  торговли приходится на международные морские перевозки — почти 60%. Поэтому целесообразно рассмотреть организацию перевозочного процесса на данном виде транспорта более подробно.

      На  морском транспорте различают линейные и трамповые виды сообщений.

      1. Под линейным судоходством понимается такая форма транспортных услуг, при которой судовладелец организует регулярное движение судов между обусловленными портами по заранее объявленному расписанию.

      Договором морской перевозки в линейном сообщении является коносамент. Коносамент - это документ, выдаваемый перевозчиком и удостоверяющий принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать получателю. Коносамент выполняет три функции: является договором морской перевозки в линейном судоходстве;

  • удостоверяет получение груза перевозчиком у отправителя;
  • выступает как товарораспорядительный документ.

      2. Трамповое судоходство представляет собой вид сообщения, не связанное с постоянным районом плавания, заранее установленными портами отправления и назначения. Для использования судна в трамповом судоходстве необходимо заключить договор фрахтования судна (чартер), представляющий собой соглашение » судовладельцем и фрахтователем о найме судна или его помещений для перевозки грузов.

      На  практике используются три вида фрахтована дов по рейсовому чартеру:

  • фрахтование на один рейс. В этом случае после < груза получателю и окончания всех расчетов по ному рейсу обе стороны свободны от взаимных зательств;
  • фрахтование судна на несколько последовательных сов. По данному договору судовладелец после заве ния первого рейса обязан немедленно направить с во второй, затем в третий и т.д. до выполнения и согласованного количества рейсов;
  • фрахтовый контракт представляет собой соглашеь перевозке регулярными рейсами определенного к чества груза данного фрахтователя в течение огово ного календарного периода.

      Линейный  коносамент и рейсовый чартер предста  ют собой полную форму договора морской  перевозки как они содержат все  необходимые коммерческие и к дические статьи, определяющие взаимоотношения стс по данной сделке. 

    4. Организация смешанных  перевозок 

     В транспортном обеспечении внешнеторговых операций все более широкое распространение получают перевозки грузов в смешанных сообщениях, когда участвуют несколько видов транспорта.

     Существует два основных подхода к организации таких перевозок:

     - прямые смешанные перевозки –  развивались преимущественно в  России. Осуществляются при внутренних  перевозках в каботаже. Отсутствует  единый оператор перевозки, организующий, управляющий и контролирующий весь процесс транспортировки.

     - мультимодальные перевозки –  международные перевозки  грузов  укрупненного в виде модуля (контейнер,  пакет и др.), которые выполняются  с использованием двух и более  видов транспорта на основе  единого транспортного документа и по сквозной ставке под контролем единого оператора мультимодальной перевозки. 

     5. Транспортное страхование: 

      Страхование представляет собой сложную систему мер, направленную на полное или частичное возмещение потерь от тех или иных рисков, путем переложения их последствий с одной стороны (страхователя) на другую сторону (страховщика) за определенное вознаграждение.

      Рассмотрим  некоторые понятия страхования. Страховая премия - вознаграждение страховщика, которое начисляется в определенном проценте от страховой суммы. Страховая сумма — объявляемая страхователем при заключении договора сумма, на которую страхуется объект. Страховой случай — наступление события, от последствий которого осуществлялось страхование

      В общем плане страхование подразделяется на имущественное, личное и страхование ответственности перед третьими лицами.

      Транспортное страхование обобщающее понятие для всех видов страхования от опасностей, возникающих при эксплуатации средств транспорта. Объектами такого страхования могут быть транспортные средства (страхование «каско»), перевозимые грузы (страхование «карго»), фрахт, а также ответственность перевозчика перед третьими лицами, в частности, пассажирами. Транспортное страхование включает в себя такие подотрасли имущественного страхования, как морское, авиационное, железнодорожное страхование, страхование средств автотранспорта, контейнеров и т.д.

      В договорах страхования оговаривается  сумма невозмещаемой части убытка — франшиза в виде определенного процента от стоимости застрахованного имущества или в определенной сумме. Различается условная и безусловная франшиза. В первом случае страховщик освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает размера франшизы, и убыток подлежит возмещению полностью, если его размер превышает франшизу. При безусловной франшизе ответственность страховщика определяется размером убытка за минусом франшизы.

      Учитывая, что внешняя торговля в основном обслуживается морским транспортом, более подробно остановимся на морском страховании.

      В круг вопросов морского страхования  входят страхование морских судов, страхование карго и страхование ответственности судовладельцев. При страховании «каско» видами страхования могут быть в зависимости от страховых случаев:

  • страхование с ответственностью за гибель и повреждения, в том числе расходы по общей аварии и расходы по спасанию;
  • без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения;
  • с ответственностью только за полную гибель, расходы по спасанию;
  • с ответственностью только за полную гибель Страхование «карго» является обязанность владельца.

      Основными условиями страхования являются, согласно «Оговоркам института Лон  страховщиков»: 

  • группа  «А» — страхование с ответственность  риски;
  • группа «Б» — страхование с ответственности тную аварию;
  • группа «В» страхование без ответственности реждения, кроме случаев крушения. Страхование ответственности судовладельцев  оществляется не страховыми компаниями, а обществами взаимного страхования, именуемыми ассоциациями и клубами взаимного страхования.
 
 

 

      Тема 7: Коммерческие формы передачи технологий при внешнеэкономической  деятельности. 

     1.Объекты интеллектуальной собственности, правовая охрана технологий

     2. Лицензионные формы передачи технологий

    3. Безлицензионные формы передачи технологий

    4. Франчайзинг во внешнеторговых отношениях  

     1. Объекты интеллектуальной собственности, правовая охрана технологий

     Рынок технологий приобретает для человеческого  общества значение, превосходящее значение рынка движимого и недвижимого  имущества. Суммарная стоимость  создаваемых в мире технологий в  настоящее время достигает 60% величины всего общественного валового продукта, что обусловливает большие объемы продаж. Приобретая технологии, фирмы за относительно короткий срок достигают мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, получают новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта. В то же время, предоставляя технологии, они проникают на рынки стран, куда ЭКСПОРТ товаров затруднен или невыгоден, и таким образом оказывают влияние на цены и конъюнктуру рынка, расширяют поставки сырья, устанавливают контроль над приобретателем технологии.

     Специфичность таких товаров как результатов  творческого труда накладывает  отпечаток на функционирование рынка  технологий, создавая значительные различия между ним и другими рынками. Так, к особенностям торговли на нем  относятся: длительный и многообразный характер сотрудничества; частое использование комбинации нескольких носителей технологии (таких, как ЭКСПОРТ и аренда промышленного оборудования, научно-техническая кооперация, совместное предпринимательство); более сложные процедуры оформления и др.

Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"