Лекции по "Планирование на предприятии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:56, курс лекций

Краткое описание

Тема I. Основы планирования деятельности предприятия
Лекция 1
Роль и значение планирования в экономике
Роль и значение планирования в экономике
1.1. Сущность и функции планирования
1.2. Планирование как функция управления предприятием
1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования
1.4. Оценка качества разрабатываемых планов
1.5. Организация плановой работы на предприятии
1.1. Сущность и функции планирования

Вложенные файлы: 1 файл

Планирвание на предприятии лекции.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

• изначально признают неизбежность отклонения траектории фактического движения предприятия к перспективной  цели от любой из плановых альтернатив, в силу чего требуют для обеспечения своей реализации создания соответствующего ресурсного потенциала;

• необратимы и имеют  долгосрочные последствия.

В качестве первого шага в стратегическом планировании предпринимается анализ перспектив фирмы, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных «чрезвычайных» ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.

Второй шаг – анализ позиций в конкурентной борьбе.

Третий шаг – метод выбора стратегии: сравнение перспектив фирмы в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии.

Четвертый шаг – анализ путей диверсификации: оценка недостатков нынешнего набора видов деятельности и определение новых видов деятельности, к которым фирме следует перейти.

Пятый шаг – постановка групп задач: 1) стратегических, тактических и оперативных; 2) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, рассчитанных на текущее выполнение.

4.3. Принципы стратегического планирования

 

Логика стратегического  планирования опирается на определенные закономерности, получившие название принципов планирования. Под принципом  планирования следует понимать объективную  категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, так и самой практики планирования, и определяющего задачи, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.

Стратегическое планирование является центральным элементом  системы управления обществом, организацией, и для нее общезначимыми являются четыре общих принципа управления:

1) принцип единства  экономики и политики при приоритетности политики;

2) принцип единства  централизма и самостоятельности;

3) принцип научной  обоснованности и эффективности  управленческих решений;

4) принцип сочетания  общих и локальных интересов  при приоритете интересов более  высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

Применительно к стратегическому  планированию названные принципы имеют  следующее содержание.

1. Принцип единства экономики и политики при приоритетности политики, содержанием которого является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной на реализацию соответствующими субъектами управления. Политика – это не что иное, как организационно оформленная система интересов соответствующих общностей людей. Она выражает их отношения между собой и с государством, направление этой деятельности в сторону, позволяющую реализовать эти интересы. В системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнению со всеми другими, и в этом смысле политика является концентрированным выражением экономики. Вместе с тем для беспрепятственного развития экономики нужны соответствующие политические условия, необходимо государство со всеми своими институтами, органами власти. Следовательно, без приоритетного начала политики в управлении экономика не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой. На микроуровне собственники коммерческих субъектов формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.

2. Принцип единства централизма и самостоятельности состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывая их интересы, а с другой – обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении. В рамках фирмы централизм и самостоятельность в стратегическом планировании находят свое конкретное применение в предоставлении своим филиалам максимально возможной свободы хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии развития фирмы.

3. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ, планов означает необходимость учета в процессе их составления следующих требований:

а) соблюдения всей системы  законов развития общества, определяющих содержание и направление отдельных элементов и сфер деятельности. Разрабатывая прогнозы проектов стратегических программ и планов, необходимо исходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности экономических законов рыночного хозяйства, законов развития социальных отношений и законов развития науки и техники;

б) глубокого изучения и практического использования  в плановой работе достижений современной  отечественной и зарубежной науки  и техники в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики;

в) умения на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы на своевременное  техническое перевооружение и обновление производства, на гибкую восприимчивость достижений научного прогресса и быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;

г) обеспечения в процессе стратегического планирования органического  единства стратегических и тактических  планов, программ и прогнозов;

д) повышения степени достоверности планово-учетной информации, являющейся информационной базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов;

е) постоянного совершенствования  технологии разработки всех плановых документов;

ж) обеспечения комплексного использования всех других элементов методологии стратегического планирования.

4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов означает, во-первых, объективную необходимость органической увязки интересов различных классов, социальных слоев, коллективов коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечение в процессе управления стратегических целей программ и проектов планов, а также подготовку мероприятий, способствующих их достижению. Во-вторых, при регулировании производственных процессов, происходящих в национальной экономике, с помощью федеральных и региональных целевых комплексных стратегических программ и планов – решение этих проблем на основе приоритета укрепления безопасности общества и других общечеловеческих ценностей. В-третьих, создание (с помощью системы экономических стимулов, в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения необходимыми материальными ресурсами) личной и коллективной заинтересованности работников в успешном выполнении плановых заданий.

4.4. Цели и задачи стратегического планирования

 

Под целями в стратегическом планировании понимают желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего (т. е. их достижение желательно к определенному моменту времени в пределах стратегического планирования).

Цели могут быть и  недостижимы в пределах планируемого периода, но приближение к ним  за этот период времени должно быть возможным. Задачи, обеспечивающие достижение целей, должны быть в принципе осуществимыми  в течение планируемого периода.

Отечественные экономисты Д. Д. Вачугов и В. Р. Веснин определяют стратегическое планирование как «…набор конкретных целей, которые необходимо достичь к определенному периоду. Они охватывают наиболее общие проблемы развития производства и распределение ресурсов на много лет вперед и разрабатываются самостоятельно по различным направлениям, но при этом подчиняются определенной иерархии. По своему характеру эти планы близки к прогнозам»6.

К стратегическим задачам  планирования относятся следующие:

1. Ранжирование целей,  формулировка проблем и постановка задач развития фирмы в рамках ее стратегического предназначения (миссии).

2. Обязательность определения  динамики приоритетности во времени  факторов успеха фирмы с целью  динамичного выбора ведущих функций  и видов деятельности.

3. Разработка перечня  противоречий в развитии фирмы,  путей и способов их разрешения. Например, производства новой продукции  должны сопровождаться освоением  новых технологий с сокращением  ее выпуска на основе старых  технологий.

4. Определение исходного  потенциала фирмы и ее возможностей в решении проблем развития и поставленных задач для достижения поставленных целей.

5. Планирование развития  источников обеспечения качественными  ресурсами, разработки новых модификаций  и заменителей традиционных ресурсов, режимов ресурсосбережения и охраны окружающей среды.

6. Систематизация, оценка  и анализ факторов внешней  среды («окружения» фирмы) по  направлениям экономической деятельности  и экономических отношений по  схеме: сильные и слабые стороны,  возможности и угрозы.

7. Оценка качественных  и количественных результатов.

По определению Г. Р. Райтера единственной задачей стратегического  планирования является обеспечение  возможности стратегического управления организацией. Не будет большой ошибкой  и обратное суждение: единственной задачей стратегического управления является обеспечение возможности стратегического планирования организации.

4.5. Этапы стратегического планирования

 

Процесс стратегического  планирования включает три этапа: 1) описание желаемого состояния фирмы; 2) анализ текущего состояния фирмы; 3) разработка стратегии. На практике разделение по времени всех трех этапов весьма условно, как условна и их последовательность (в частности, знание текущего состояния является необходимым условием при формулировке целей).

Первый этап: описание желаемого состояния – того состояния, в которое необходимо привести предприятие через некоторое время. Основой для определения желаемого состояния являются притязания собственников. Описание производится с помощью определения желаемых состояний основных характеристик (показателей) предприятия и его среды: прибыли, доли рынка, количества сотрудников, производительности труда, рентабельности, перечня перспективных бизнесов и других количественных и качественных характеристик.

Принципиально важно, что описание желаемого состояния ведется в отрыве от анализа текущего. Причина такого игнорирования заключается в том, что при использовании характеристик текущего состояния для описания будущего неизбежно возникнет один из вариантов оперативного планирования. Однако заявляемые цели должны проходить проверку на устойчивость и достижимость в прогнозных сценариях развития.

Разработка стратегии  развития предприятия только силами собственных менеджеров таит опасность  получения заявленной цели в виде комбинации интересов руководителей функциональных подразделений на основе имеющихся ресурсов и сложившихся взаимоотношений между конкретными персоналиями. Более эффективным способом разработки стратегических целей предприятия является привлечение сторонних специалистов, способных воспринимать предприятие как целостную систему. При этом менеджеры предприятия активно участвуют в процессе планирования в качестве экспертов.

Второй этап стратегического  планирования – анализ текущего состояния предприятия, часто называемый стратегическим анализом. Основной задачей стратегического анализа в рамках планирования является определение рассогласования компетенций предприятия с реальными рыночными возможностями и опасностями. Объектами анализа являются оценка и прогноз рынков всех видов бизнеса фирмы, уровень конкуренции, поведение конкурентов, состояние ресурсов фирмы.

Мониторинг маркетинговой  среды предприятия должен быть непрерывным, систематическим процессом. В его  задачи входит контроль состояния предприятия  и его внешней среды по важнейшим показателям, изменение которых сигнализирует о необходимости коррекции стратегического курса или инициации полного цикла стратегического планирования, которое, в свою очередь, призвано определить стратегические цели и способы их достижения в рамках нового горизонта планирования.

Третий этап стратегического  планирования – разработка стратегии и плана перехода из текущего состояния в желаемое. Изменения при этом могут быть самыми радикальными, вплоть до смены области деятельности. Стратегию можно рассматривать как связующее звено между целями предприятия и линией поведения, выбранной для их достижения.

Установление цели и  выбор правильной стратегии должны подкрепляться грамотной работой  по ее реализации.

4.6. Методы и модели стратегического планирования

 

В стратегическом планировании деятельности предприятия, как показывает отечественный и зарубежный опыт, используются самые разнообразные  методы и модели.

Различают следующие  методы стратегического планирования:

• расчетно-аналитические, к числу которых можно отнести балансовый, нормативный, инженерно-экономический и др.;

• графо-аналитические, например экстраполяционные (трендовые), сетевые, регрессионно-аналитические, методы корреляционных трендов и др.;

• экономико-математические, в том числе методы линейного, нелинейного и динамического программирования, модели теории игр и теории массового обслуживания и др.

• эвристические, к которым относятся методы экспертной оценки (индивидуальной, коллективной, систематической, массовой и др.), метод сценариев и т. д.

К методам и моделям  стратегического планирования можно  отнести и методы и модели стратегического  анализа, достаточно подробно описанные  в зарубежной и отечественной  литературе.

Широко применяется метод разрыва. Главной задачей этого метода является определение несоответствия, или разрыва, между целями предприятия и его возможностями. Если такой разрыв существует, то целесообразно установить, как его заполнить.

Метод разрыва может  использоваться для:

• выяснения реальных возможностей предприятия с точки зрения ситуационного анализа текущего и предполагаемого будущего состояния среды;

• определения конкретных показателей стратегического плана, соответствующих основным целям  предприятия;

• установления отклонения возможностей реального положения предприятия от показателей стратегического плана;

• разработки специальных  программ для заполнения разрыва (рост производительности, улучшение организации  производства и т. п.).

Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ) лежит в основе анализа динамики рынка и служит ориентиром для выбора соответствующей стратегии.

На каждом этапе ЖЦТ  существуют свои проблемы в освоении рынка, поэтому, используя соответствующие  стратегии, можно учитывать специфику  отдельных фаз ЖЦТ. Взаимосвязь  фаз ЖЦТ и стратегий предприятия представлена в табл. 2.

Информация о работе Лекции по "Планирование на предприятии"