Лекция по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:19, лекция

Краткое описание

Макроэкономика – часть (раздел) экономической теории, изучающая закономерности функционирования национальной экономики в условиях циклических колебаний деловой активности. Целевыми ориентирами макроэкономики выступают: производство неинфляционного валового внутреннего продукта на уровне полной занятости ресурсов, устойчивый экономический рост, равновесие платежного баланса.
Родоначальником макроэкономики по праву считают английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883–1946гг.). Ее возникновение вызвано социально-экономическими изменениями, произошедшими в мировой экономике в первой трети ХХ века, и вызвавшими Великую депрессию.

Вложенные файлы: 1 файл

Obzornaya_lektsia.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование  остатка средств (профицита), который  переводится в доходы бюджета  следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов. Превышение расходов над доходами ведет к  образованию бюджетного дефицита, который  покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных  ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и  в порядке получения кредитов у банков. Бюджетный дефицит может  быть покрыт путем дополнительной эмиссии  денег. Правительства особенно часто  прибегают к этому средству в  критических ситуациях – во время  войн, длительных кризисов. Однако следует  иметь в виду, что результатом  этого является неконтролируемая инфляция.

Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  профицитов составляет государственный  долг. Внутренний долг государства  – это долг своему населению, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению  доходов внутри страны. Предметом  особого внимания является внешний  долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга  ложится на страну наибольшим бременем – она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым  запасом, внешними активами государственного банка.

Обычно правительства  стран-должников принимают все  возможные меры, чтобы не попасть  в положение безнадежных должников. Для этого возможно несколько  путей: традиционный путь – выплата  долгов за счет золотовалютных резервов; консолидация долга – превращение  краткосрочной и среднесрочной  задолженности в долгосрочную, т.е. перенос платежей на отдаленное будущее; конверсия – сокращение внешнего долга путем превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции; обращение страны-должника к международным банкам.

В заключение можно коротко  сформулировать основные функции государства:

Создание и обеспечение  действенности правовой базы для  эффективного функционирования экономической  системы, создание и регулирование  единой государственной денежной системы, обеспечение макроэкономической стабильности в стране (стимулирование экономического роста, поддержание занятости на эффективном уровне, контроль за инфляцией), защита конкуренции (антимонопольное законодательство, регулирование тарифов и цен естественных монополий), перераспределение дохода и богатства, перераспределение ресурсов.

Рыночная экономика не в состоянии разрешить все  проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические  и социальные проблемы: экономические  кризисы, массовая безработица, нарушения  в денежном обращении, обостряющаяся  конкуренция на мировых рынках. Все  это требовало целенаправленной государственной экономической  политики, государственного регулирования  экономики.

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменившимся условиям.

Сознательное манипулирование  налогами и государственными расходами  с целью изменения ВВП и  занятости называется дискреционной  фискальной политикой. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом. Государство  в период спада может увеличивать  свои расходы, и хотя при этом создается  дефицит бюджета, но стимулируется  рост ВВП. Соответственно, в период подъема государство сокращает  расходы, уменьшается совокупный спрос, и рост ВВП притормаживается. Подобно  инвестициям, государственные расходы  обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а также приводят к множественному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВВП в результате приращения государственных расходов.

Государство может увеличивать  налоги. Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что  уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного  спроса. Однако располагаемый доход  складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления, и сбережений (т. е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора  государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению). Механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов, может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции  как можно ближе к его потенциальному уровню.

Если государственные  расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный  объем производства возрастает. В  таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).

Однако следует иметь  в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести  к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет  или даже полностью подрывает  стимулирующий эффект фискальной политики. Кроме того, существуют проблемы времени. Эти проблемы в определенной степени  решаются через недискреционную фискальную политику – встроенные стабилизаторы. Однако встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить.

Под встроенными стабилизаторами  понимают такие механизмы, которые  работают в режиме саморегулирования  и независимо от принимаемых решений  сами реагируют на изменение положения  в экономике. Действия этих механизмов уменьшают реакцию ВВП на изменение  совокупного спроса, тем самым  помогая стабилизации экономики. Причем эти действия осуществляются автоматически, что устраняет проблему времени. К числу встроенных стабилизаторов относятся изменения в налоговых  отчислениях, система индексации доходов, пособия по безработице и др.

Действие встроенных стабилизаторов приводит к образованию циклического дефицита, либо циклического излишка. Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. Циклический излишек – излишек в государственном бюджете, вызванный автоматическим ростом налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.

Государство может воздействовать на экономику с помощью кредитно-денежной политики. Основными инструментами  такой политики выступают регулирование  обязательных резервов, варьирование учетной ставкой процента, операции на открытом рынке. С помощью этих инструментов ЦБ реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Правительство может осуществлять также политику перераспределения доходов. В современных развитых странах существуют различные системы государственного перераспределения доходов. Так, введение прогрессивного характера налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается в процентном отношении большим налогом. К тому же часть полученных налогов государство использует для трансфертных платежей в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам.

Социальное страхование  предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Используются государственные социальные программы  избирательного типа: государство устанавливает  минимальную заработную плату, выделяет средства для многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные  талоны, снижает плату за жилье, медицинское  обслуживание и др. В кривых рыночного  спроса и предложения отражаются не все издержки или выгоды. Часть  их «перемещается» к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Возникают эффекты  перелива или побочные эффекты. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды (промышленные стоки в озеро, реку, море, ядовитый дым и др.). В таком случае производители переносят часть своих издержек на население.

Правительство может осуществлять перераспределение ресурсов: может  ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу  продукции; либо использовать законодательные  меры – обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного  преследования. Издержки производства фирм увеличиваются до реальных, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают. Перелив может принять и форму выгоды – получаемой третьими лицами или обществом в целом и созданной внешними факторами. К примеру, получение образования дает выгоды индивидуальному потребителю – более образованные люди получают более высокие доходы. Но это выгодно и обществу в целом: экономика страны выигрывает от наличия высококвалифицированной рабочей силы; кроме того, меньше преступность, следовательно, меньше затраты государства на ее предотвращение, на судебную, тюремную систему и т.д.

Выгоды  перелива приводят к тому, что равновесная величина продукта оказывается меньше оптимальной. В таком случае правительство может предоставлять потребителям субсидии, что повышает рыночный спрос. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии, которая увеличивает их предложение. Если же выгоды перелива чрезвычайно высоки, то правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или даже превратить их в собственность государства.

Итак, основные функции государства таковы: создание и обеспечение действенности правовой базы для эффективного функционирования экономической системы; создание и регулирование единой государственной денежной системы; обеспечение макроэкономической стабильности в стране (стимулирование экономического роста, поддержание занятости на эффективном уровне, контроль за инфляцией); защита конкуренции (антимонопольное законодательство, регулирование тарифов и цен естественных монополий); перераспределение дохода и богатства; перераспределение ресурсов.

___

Вопросы для подготовки по дисциплине:

1. Что изучает макроэкономика  и каковы особенности макроэкономического  подхода?

2. Каковы макроэкономические  цели государства? 

3. Каковы инструменты  макроэкономического регулирования? 

4. Что означают переменные  потока и переменные запаса  и в чем состоит их взаимосвязь? 

5. Каково содержание понятий  «утечки» и «инъекции»?

6. Охарактеризуйте замкнутый  поток деловой активности.

7. В чем отличие закрытой  и открытой экономики? 

8. Дайте характеристику  основных макроэкономических показателей. 

9. Какие существуют методы  подсчета ВВП? 

10. В чем разница между  индексами Ласпейраса и Пааше?

11. Что вкладывается в  понятие «совокупный спрос»?

12. Какие факторы и каким образом влияют на объем совокупного спроса и кривую AD?

13. Что вкладывается в  понятие «совокупное предложение»?

14. Какие факторы влияют  на объем совокупного предложения  и кривую AS?

15. Чем характеризуется  макроэкономическое равновесие?

16. Каковы последствия  для экономики в результате  шоков совокупного спроса и  совокупного предложения? 

17. Какие выводы для  политики правительства можно  сделать на основе модели AD - AS?

18. Каковы основные элементы  потребления? 

19. В чем сущность законов  Энгеля?

20. Как изменяется с  ростом доходов удельный вес  сбережений?

21. Что вкладывается в  понятие «инвестиции»?

22. В чем отличие физических  инвестиций от портфельных?

23. Какова роль инвестиций  в развитии экономики? 

24. Что влияет на размеры  и динамику инвестиций?

25. Покажите на графиках  и объясните суть и способы  достижения макроэкономического  равновесия в кейнсианской модели.

26. Как государство может  влиять на макроэкономическое  равновесие?

27. В чем суть эффекта  мультипликатора? 

28. В чем суть эффекта  акселератора?

29. Каково значение теории  мультипликатора и акселератора  в экономической политике?

30. Что понимается под  экономическим ростом и качеством  экономического роста? 

31. Можно ли ставить  знак равенства между понятиями  «экономический рост» и «экономическое  развитие»? 

32. Какие существуют типы  экономического роста и чем они различаются?

33. Какой тип экономического  роста был исторически первым  и почему?

34. В чем сущность прямых  и косвенных факторов экономического  роста, в чем их различие?

35. Что включается в  понятие «факторы спроса» и  чем они важны? 

36. Что включается в  понятие «факторы распределения»?

37. Что характеризует кривая  производственных возможностей и о каких взаимосвязанных процессах она дает представление?

38. Почему проблема определения  величины оптимальных темпов  экономического роста - одна из  сложнейших в экономической теории  и практике?

39. Назовите доводы в  пользу высоких темпов экономического  роста. 

40. Перечислите причины  необходимости ограничения темпов  экономического роста

41. Какие существуют формы  проявления макроэкономической  нестабильности?

42. Что означает «экономический  цикл»? 

43. Какие типы циклов  выделяет экономическая теория?

44. Каковы причины цикличности  в экономике? 

45. Какие фазы цикла можно выделить и каковы их особенности?

Информация о работе Лекция по "Макроэкономике"