Лекция по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:59, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика"

Содержание

1. Характеристика микроцикла.

2. Типы микроциклов.

3. Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок.

4. Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня.

Вложенные файлы: 1 файл

Микро,мезо,макроциклы лекции..doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

       Основная литература: [5,6,7,8,9,10]

 

Дополнительная литература: [15-18,21,26]

 

 

 

Тема 8. Построение тренировки в средних  циклах (мезоциклах)

 

 План лекции:

 

1. Характеристика мезоцикла.

 

2. Типы мезоциклов.

 

3. Сочетание микроциклов в мезоцикле.

 

 

 

Характеристика мезоцикла

 

Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.

 

Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов  позволяет  систематизировать его в соответствии с главной  задачей периода  или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей. Внешними признаками мезоцикла являются:

 

1) повторное воспроизведение ряда  микроциклов (обычно однородных)  в единой последовательности  либо чередование различных микроциклов  в определенной  последовательности. При этом в подготовительном  периоде они чаще  повторяются, а в соревновательном чаще чередуются;

 

2) смена одной направленности  микроциклов другими характеризует  и смену мезоцикла;

 

3) заканчивается мезоцикл восстановительным  (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

 

Типы мезоциклов

 

Анализ тренировочного процесса в  различных видах спорта позволяет  выделить определенное число типовых  мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных.

 

Втягивающие мезоциклы. Их основная задача - постепенное подведение спортсменов  к эффективному выполнению специфической  тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Эти мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.

 

Базовые мезоциклы. В них планируется  основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.

 

Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.

 

Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования.

 

Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах характеризуется, как правило, постепенным снижением  суммарного объема и объема интенсивных  средств тренировки перед главными соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и частных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы характерны для этап непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климатогеографические условия.

 

Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5-10 месяцев. В течение этого времени может проводиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.

 

Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается.

 

Сочетание микроциклов в мезоцикле

 

Исходя из задач, поставленных в  мезоцикле, в тренировке спортсменов могут применяться микроциклы, средства и направленность которых способствуют преимущественно повышению уровня отдельных сторон специальной подготовленности, осуществлению интегральной подготовки или восстановлению и созданию условий для протекания адаптационных процессов после больших суммарных нагрузок предыдущих микроциклов.

 

Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в мезоциклах во многом зависит от этапа многолетней  подготовки. Идентичные по направленности мезоциклы на более ранних этапах многолетней подготовки, по сравнению с этапом максимального использования индивидуальных возможностей, характеризуются не только меньшим суммарным объемом работы, несколько иной направленностью, содержанием и т.п., но и меньшей нагрузкой отдельных микроциклов, более щадящим режимом работы.

 

Подбор микроциклов различных  типов, их суммарная нагрузка, особенности  сочетания определяются также типом  мезоцикла.

 

Направленность тренировочного процесса изменяется от одного мезоцикла к  другому. Происходит это не сразу, а постепенным изменением направленности отдельных микроциклов в пределах одного мезоцикла. Так, например, втягивающие мезоциклы обычно начинаются микроциклом с малой нагрузкой и основными средствами последнего являются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, весьма далекие по своему характеру и структуре от соревновательных. Такая организация тренировки способствует повышению уровня общей подготовленности спортсменов, а также созданию предпосылок для развития отдельных сторон специальной подготовленности. В конце втягивающего мезоцикла при возросшей суммарной нагрузке отдельных микроциклов значительно изменяется и их преимущественная направленность в сторону развития качеств и способностей, определяющих специальную подготовленность.

 

 

 

       Основная литература: [5,6,7,8,9,10 ]

 

Дополнительная литература:[15-18,21,26]

 

 

 

Тема 9. Построение тренировки в больших  циклах (макроциклах).

 

 

 

План лекции:

 

1. Общие положения.

 

2. Характеристика макроцикла.

 

3. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период).

 

 

 

 Общие положения

 

Структура подготовки  в течение  года обусловливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего совершенствования. Поэтому естественно, что построение годичной подготовки на первом этапе многолетнего совершенствования, где основной задачей является создание (на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья) технических и функциональных предпосылок для эффективного совершенствования в дальнейшем, принципиально отличается от построения подготовки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.

 

На первом и втором этапах многолетнего совершенствования подготовка предусматривает  в основном параллельное (а при необходимости — и последовательное) решение задач технико-тактической, физической, психологической подготовки спортсменов. На дальнейших этапах, когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, структура годичной подготовки носит более сложный характер и обусловливается многими факторами. В их числе в первую очередь следует назвать специфические особенности вида спорта и закономерности становления в них основных составляющих спортивного мастерства; необходимость подготовки спортсмена к участию в конкретных соревнованиях (например, в чемпионате Европы или мира, Олимпийских играх); индивидуальные адаптационные возможности спортсмена, структура его подготовленности, содержание предшествовавшей тренировки.

 

Современная система годичной подготовки формировалась на протяжении многих десятилетий, начиная с 20-х годов  нынешнего века, и интенсивно совершенствуется в настоящее время на основе достижений науки и практики. Принципиальной особенностью годичной подготовки является то, что она строится на основе относительно самостоятельных  структурных образований, все элементы которых объединены общей педагогической задачей — достижения конкретного состояния подготовленности спортсмена, обеспечивающего успешное выступление в главных соревнованиях.

 

Теоретико-методологической основой  построения годичной подготовки является теория периодизации, обобщенная в  фундаментальных работах Л.П. Матвеева (1964; 1977; 1999; 2001), развитая в работах других специалистов (Озолин, 1970; Харре, 1971; Платонов, 1980; 1997 и др.). В ее основе – построение спортивной подготовки на основе больших тренировочных циклов (макроциклов).

 

 

 

 Характеристика макроцикла

 

 Макроцикл - это большой тренировочный  цикл типа полугодичного (в  отдельных случаях 3-4 месяца), годичного,  многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией  и временной утратой спортивной  формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

 

Построение тренировки в многолетних  макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные  с подготовкой к главным соревнованиям - Олимпийским играм.

 

Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе  двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. При двух и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

 

Подготовительный период направлен  на становление спортивной формы - создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

 

 

 

        Построение  тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)

 

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа:

 

1) общеподготовительный (или базовый)  этап;

 

2) специально- подготовительный этап.

 

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа - повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

 

Этап состоит из двух, в отдельных  случаях - из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2-3 микроцикла) - втягивающий - тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3-6 недельных микроциклов) - базовый - направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.

 

Специально- подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2-3 мезоцикла.

 

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Информация о работе Лекция по "Экономике"