Лизинговые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Главным звеном финансовой системы страны являются финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Именно в производстве лежит реальная основа всевозможных экономических отношений, в основе которых задействованы денежные отношения: финансовые, кредитные и т.п. Основным условием выхода экономики Республики Казахстан из кризиса является структурная перестройка народного хозяйства, что невозможно без роста инвестиций при повышении эффективности их использования.

Содержание

Введение………………………………………………….…..…………………3
1. Сущность и значение лизинга в экономике………….…………….………4
1.1 Понятие лизинга………………………………….………………4
1.2 Зарождение лизинга…………………………….………..………5
1.3 Субъекты и объекты лизинговых отношений……………...…..7
1.4 Классификация лизинговых отношений ……………………….9
2. Лизинговые операции коммерческих банков…..………..……………….15
3. Лизинг в Республике Казахстан…………….…….………………...……..20
3.1 Причины пассивности банков 2-о уровня …………..……….20
3.2 Страхование в лизинговой деятельности……………..………26
Заключение…………………………………………...…………………..……27
Список использованной литературы……………….…….………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Лизинговые операции коммерческих банков в РК.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

  После тщательного  анализа представленных сведений  лизинговая компания принимает  решение и доводит его до сведения лизингополучателя письмом, к которому прилагаются общие условия лизингового контракта, а поставщик оборудования информируется о намерении лизинговой компании приобрести оборудование. В этом случае лизингодатель согласовывает с поставщиком цену оборудования, а при необходимости проверяет надежность, производительность и эффективность объекта сделки. Лизингополучатель, ознакомившись с общими условиями лизингового соглашения, высылает лизингодателю письмо с подтверждением-обязательством и подписанным экземпляром общих условий контракта, приложив к нему бланк заказа на оборудование. Этот документ составляется фирмой-поставщиком и визируется лизингополучателем.

 Получив перечисленные  документы, лизингодатель подписывает  заказ, и высылает его поставщику оборудования.

Вместо бланка заказа может использоваться договор  купли-продажи  оборудования, заключаемый поставщиком  и лизинговой фирмой, или наряд  на поставку, в котором излагаются общие условия поставки. Поставщик  оборудования отгружает его лизингополучателю, который принимает на себя обязанности по приемке оборудования. Поставщик, как правило, осуществляет монтаж и ввод в эксплуатацию объекта сделки. По окончании работы составляется протокол приемки, свидетельствующий о фактической поставке оборудования, его монтаже и вводе в действие без претензий к поставщику. Протокол приемки подписывается всеми участниками лизинговой операции, и лизингодатель оплачивает стоимость объекта сделки поставщику.

В основе лизинговой сделки лежат следующие документы:

  • лизинговый договор;
  • договор купли-продажи или наряд на поставку объекта сделки;
  • протокол приемки объекта сделки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Лизинг в Республике Казахстан

 

3.1. Причины пассивности банков 2-ого уровня

 

В последние годы государство принимает  различные меры, направленные на активизацию деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового лизинга, благодаря которому предприятия имеют возможность получать необходимую финансовую и материальную поддержку для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.

Однако пока отмечается некоторая пассивность банков второго  уровня в финансировании лизинговых сделок, которую можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, банки ведут многоплановую деятельность с учетом собственной кредитной политики, которая не всегда может включать вопросы финансового лизинга.

Во-вторых, определенная часть банков по-прежнему предпочитает получать доходы от операций, не связанных с финансированием производственной деятельности. А отсутствие  четких процедур организации и проведения лизинга в различных отраслях производства пока не позволяет банкам разработать соответствующие  стандарты его обслуживания и определить эффективность своего участия в них.  Проведение лизинговых сделок пока сопряжено с множеством дополнительных формальностей. В их числе требование о государственной регистрации договора финансового лизинга движимого имущества, выполнение  условий по сертификации и стандартизации приобретаемого оборудования, когда оно поступает из-за рубежа, проблемы правильного отражения в бухгалтерском учете объекта лизинга. Значителен и круг участников (прямых и косвенных) лизинговых отношений, от добросовестности и платежеспособности которых зависит выполнения цепочки обязательств. Но, несмотря на всевозможные сложности в оформлении документов, производители заинтересованы в участии в лизинговых сделках.

Кредитная активность коммерческих банков республики в целом достаточно высока и имеет постоянную тенденцию к увеличению. Значительная часть кредитов, выдаваемых банками, поступает в такие отрасли экономики, как промышленность и торговля.

         По состоянию на сентябрь 2012 года объем кредитования банков Казахстана вырос на 1,5% и составил 9,5 млрд. долларов. При этом в тенге в сентябре банки Казахстана выдали кредитов на сумму 6,5 млрд. (рост на 2,8%). Таким образом, рост тенгового кредитования с начала года составил 15%. В иностранной валюте банки Казахстана выдали кредитов на 5,8% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 года. Сумма кредитования в иностранной валюте в сентябре составила 2,9 млрд. таким образом, удельный вес кредитов в тенге, выдаваемых казахстанскими банками, достиг в сентябре 69,1%, поднявшись на 0,9%.

           Общий объем депозитов, находящихся в банках Казахстана по итогам 9 месяцев этого года составил 9093 млрд. тенге, увеличившись за это время на 8,4%. От юридических лиц в сентябре в банки Казахстана поступило депозитов на сумму 5957,8 млрд. тенге, от физических - 3135,1 млрд. тенге. Снижение депозитов в иностранной валюте в банках Казахстана составило 0,2%, удельный вес тенговых депозитов поднялся до 68,9%. Ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам в банках Казахстана для юридических лиц составила 2,3%, по депозитам физических лиц – 8,3%.

   Долгосрочных кредитов банками  Казахстана в сентябре было  выдано 7739,9 млрд. тенге или на 1,7% больше, чем месяц назад, краткосрочных  – 1791,2 млрд. тенге и 0,4% соответственно. Таким образом, банки Казахстана повысили удельный вес долгосрочных кредитов до 81,2%. Наиболее кредитуемыми банками Казахстана отраслями по итогам девяти месяцев стали торговля (19,8% от общего количества), сельское хозяйство (3,2), строительство (14,4), транспорт (3,9) и промышленность (12,2). Средние процентные ставки в банках Казахстана, по данным на сентябрь для физических лиц составили около 21%, тогда как для юридических – 11%. При этом юридических лиц в сентябре было прокредитовано на 1,3% больше, чем месяцем ранее, а сумма выданных кредитов составила 6835,7 млрд. тенге. Аналогичные показатели по потребительским кредитам составляют 2695,3 млрд. тенге и 2%. Согласно данным Национального банка в IV квартале этого года в банки Казахстана за получением кредитов должны обратиться около 22% компаний. В III квартале в банки Казахстана обратились 23%.

        Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять 6 – 7 % от ВВП

(рост ВВП  5,2% за январь-сентябрь 2012 года )

Имеются и другие проблемы : отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства предприятий, низкий уровень их менеджмента, отсутствие  надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.

На инвестиционную активность банков в значительной степени может  повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты  финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих организаций.

Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего заинтересованным лицам достоверную информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами.

Банки участвуют в  проведении лизинговых операций непосредственно  или через создаваемые ими  специализированные дочерние компании («БТА - лизинг», «Халык - лизинг» и  др.) По состоянию на 1 октября доля пяти крупнейших банков Казахстана в общих активах сектора составила 60,8%, доля в общем ссудном портфеле – 66,6%, в совокупных вкладах – 58,7%. На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина – отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции «О финансовом лизинге». На рынке присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при высоком уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов. Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.

Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секьюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.

Представляется целесообразным использование договорных механизмов распределения рисков между несколькими банками, страховых принципов обеспечения обязательств сторон.

На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных  вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта лизинга : производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве.

3.2. Страхование в лизинговой  деятельности

 

Говоря о страховании  в лизинговой деятельности, хотелось бы отметить следующее. Страхование  производится на добровольной основе и обязательно для участников лизинга лишь в случаях, если такое условие прямо предусмотрено в соответствующем договоре. При заключении лизинговой сделки (или в ее обеспечение) можно предусмотреть использование страховой защиты от следующих рисков : имущественных рисков; финансовых рисков; политических рисков; рисков связанных с различными видами гражданской и профессиональной ответственностью: рисков, связанных с жизнью и здоровьем персонала, руководства; рисков акционеров; рисков связанных  с объектами интеллектуальной собственности; рисков, связанных с просчетами в маркетинговой стратегии; рисков, связанных с административным произволом или криминальными действиями.

Право на проведение перечисленных  видов страхования и лицензии на осуществление лизинговых операций имеют практически все страховые организации и банки второго уровня. Национальный банк Казахстана как надзорный орган не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков и страховых организаций, в т.ч. по сделкам, связанных с лизингом. Однако в целях дальнейшего механизмов кредитования, оптимизации финансовых потоков и обеспечения их прозрачности, совершенствования платежной системы Национальный банк готов участвовать в обсуждении проблем лизинга.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим  рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в  жизненно важные отрасли экономики  страны, обеспечить реальную поддержку  малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Власти, продекламировав  политику благоприятствования лизингу  как инвестиционному инструменту  за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

В заключение стоит еще  раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих”  клиентов банка. Но потенциал лизинга  в Казахстане очень велик и  государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.

На мой взгляд, нашей  стране не хватает комплексной программы  в рамках которой был бы из следующих  элементов:

— была бы продуманна и  создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая  включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

— предоставление банкам более широкого спектра льгот  при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

— развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).

— наряду с уже принятыми  мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению  иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть  коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.

Информация о работе Лизинговые операции коммерческих банков