Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа
Цель настоящего исследования – выявление преимуществ лизинговых операций коммерческих банков и оценка их эффективности использования.
Для решения поставленной цели решались следующие задачи:
а) изучение экономической сути лизинговых отношений. Важность этой задачи объясняется тем, что любая экономическая проблема не может быть решена, не будучи осмысленна и теоретически обоснована;
б) классификация и характеристика отдельных видов лизинга. Такая работа делает возможным определение особенностей разновидностей лизинга и позволяет определить сферы производства предприятия, где каждая из форм лизинга может быть использована с наибольшей эффективностью;
в) оценка преимуществ лизинга и объективной необходимости его использования в условиях финансовой ограниченности. Изучение вопросов привлекательности лизинга позволяет реализовать его преимущества с максимальной выгодой для всех участников лизинговой сделки;
г) освоение механизма заключения и реализации лизинговых договоров. Реализация этой задачи позволяет определить последовательность всего комплекса работ по заключению и успешному совершению лизинговой сделки;
д) освоение методики расчета и обоснования лизинговых платежей. Возмездная основа лизинговых отношений делает платеж за лизинговое имущество ключевым параметром сделки, который поэтому и должен быть точно рассчитан и экономически обоснован;
е) анализирование эффективности лизинговых проектов. Такой анализ необходим для обоснования привлекательности проекта, его преимуществ перед альтернативными решениями и для прогнозирования результата лизинговой сделки.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА 7
1.1. Возникновение и становление лизинговых отношений 7
1.2. Типология видов лизинга 12
1.3. Взаимосвязь и отличие лизинга от кредита и аренды, преимущества лизинга 17
2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 23
2.1. Развитие лизинговой деятельности 23
2.2. Опыт управления рисками, связанными с лизинговым имуществом 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Сложившаяся ситуация в нашей экономике
показывает, что нормальное развитие
лизинга в отечественной
Несмотря
на очевидность преимущества лизинговых
операций для банка, отметим, что
наиболее эффективное их применение
возможно лишь при правильной постановке
вопроса организации лизинга
в банке, способного учесть не только
положительные, но и все вышеперечисленные
отрицательные моменты
В отличие от западных банков, где маркетинг в банковской сфере строился на основе опыта деятельности промышленных и торговых компаний, в России его использование предполагается с переходом к рынку всех структур и сфер хозяйства. Это обстоятельство усиливает значение маркетинга, заключающееся не только в активизации банковской деятельности, но и в ускорении формирования новой банковской системы. Необходимо также отметить, что объективная основа маркетинга в банковской сфере заключается в становлении и развитии финансового рынка в России [18].
Следует иметь в виду также, что в мировой банковской среде на рынке лизинговых операций в последнее время предпочтительным становится интегрированный маркетинг, направленный на расширение круга пользователей лизинговых услуг и улучшение качества их обслуживания.
Таким образом, планирование и конкретные методы развития маркетинга применительно к лизинговым операциям позволяют коммерческим банкам адаптироваться к колебаниям спроса и активно влиять на него. Маркетинг охватывает весь спектр отношений банка с рынком лизинговых услуг, тем самым он определяет его стратегию и тактику конкурентной борьбы, а также экономическую эффективность этой операции.
Схемы buy-back по лизинговым контрактам практикуются лишь некоторыми лизинговыми компаниями СНГ. Например, группа «Приорлизинг” приступила к активной реализации программы «Помощь в продажах». Программа реализуется с целью расширения сферы услуг и увеличения объема инвестиций и основана на тесном партнерстве с рядом поставщиков продукции. За годы своей деятельности у предприятий группы образовались тесные деловые контакты с основными поставщиками различного рода продукции производственного и технологического назначения. На основе этих контактов специалистами группы был отобран ряд сбытовых организаций, чья продукция пользуется постоянным спросом [18]. Выбор проводился с учетом технических и качественных требований, предъявляемых потенциальными клиентами к объектам лизинга, срокам поставки и условий оплаты. Особое внимание уделялось репутации поставщика на рынке, наличию служб сервиса и реальной возможности оказывать услуги по реализации собственной продукции бывшей в употреблении на вторичном рынке. Последнее требование связано с тем, что наличие такого условия является своего рода фактором снижения инвестиционных рисков при финансировании лизинговой операции. В договорах поставки обязательно присутствует условие «buyback» (обратный выкуп). Это позволяет равномерно распределить инвестиционные риски между всеми участниками лизинговой сделки: поставщиком, лизингодателем, страховой организацией, банком и лизингополучателем. Условие «buyback» в договоре поставки позволяет лизингодателю существенно снизить требования по обеспечению сделки со стороны инвесторов и получать значительные скидки на страховые тарифы. Все это в итоге положительно влияет на размер стоимости лизинговых услуг, делая их более привлекательными, чем прямые инвестиции [20].В рамках выполнения названной программы в текущем году Приорлизинг подписал Генеральные соглашения о стратегическом партнерстве в области реализации коммерческого автотранспорта с фирмами «Атлант-М», «Холпи», «Лада-ОМС»; компьютерной, вычислительной техники и программного обеспечения с фирмами «Компьютеры и периферия», «БелАВМ», «Системные технологии»; офисного и торгового оборудования с «Юрате-систем», «Трайдлайн», «Атлас Интернейшенел».
Компания HewlettPackard – производитель
и поставщик компьютерного
В России Отдел Финансирования Технологий начал работу в 1992 году в рамках компании ЗАО «Хьюлетт-Паккард». Отдел активно работает на российском рынке, предлагая клиентам HewlettPackard гибкие схемы финансирования покупки продукции компании. Среди этих финансовых инструментов наиболее часто используемые это продажа в кредит и, в течение последних двух лет, лизинг оборудования.
Лизинг для компании HewlettPackard наравне с другими финансовыми схемами представляет собой дополнительную возможность увеличить объем продаж. Начиная работать на российском рынке, компания HewlettPackard искала возможность сотрудничества с существующими на тот момент российскими лизинговыми компаниями и банками, как это делают другие зарубежные поставщики. Но опыт других поставщиков и проведенные исследования рынка лизинговых услуг показали, что в России эффективнее будет работать через свою лизинговую компанию - ЗАО «Хьюлетт-Паккард». Сегодня наличие собственной лизинговой компании дает HewlettPackard некоторые преимущества по сравнению с другими поставщиками оборудования, работающими на российском рынке. Прежде всего, это удобство для клиента работы с компанией: клиент работает и с поставщиком оборудования и лизинговой компанией в одном лице.
В общем объеме продаж продукции HewlettPackard в России на лизинг приходится до 2%. В некоторых странах Западной Европы эта цифра достигает 40%. Такая разница в соотношении между прямыми продажами и продажами через лизинг в России и других странах объясняется повышенным уровнем риска проведения лизинговых операций на российском рынке. При существующей экономической ситуации поставщик не может принимать на себя дополнительные риски возможных неплатежей клиентов по различным схемам финансирования покупки. Поэтому в настоящее время лизингу и другим финансовым инструментам в России отдается предпочтение прямым продажам [19].
Минимальный объем лизинговой сделки 100 000 долл. США. Все лизинговые сделки заключаются на три года и финансируются ЗАО «Хьюлетт-Паккард» только за счет собственных средств. При определенных условиях компания финансирует лизинговые сделки других поставщиков оборудования. Это происходит в случаях, когда клиенту компании в комплексе с продукцией HewlettPackard необходимо оборудование, не производимое компанией.
Наличие собственной лизинговой компании
дает HewlettPackard некоторые преимущества
по сравнению с другими
Для заключения лизинговых сделок компания, как правило, требует предоставления определенных гарантий. Эти гарантии могут быть различными для различных клиентов. Но в основном, речь идет о банковских гарантиях солидных банков и о корпоративных гарантиях компаний с устойчивым экономическим положением. Предоставление гарантий также является необходимым условием финансирования лизинговых сделок с участием других поставщиков. Самые распространенные гарантии поставщиков это корпоративные гарантии (corporateguarantee), гарантия компенсации (paymentguarantee) и иногда гарантия выкупа оборудования (buyback).
Компания CiscoSystems: [17] существует с 1984 года и занимается разработкой средств телекоммуникаций, цель которых облегчить связь между компьютерными системами различных типов. За годы своего существования компания стала ведущим поставщиком межсетевого и телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения. Через оборудование CiscoSystems проходит большинство данных в сети Internet. Решения компании в области программного и аппаратного обеспечения используются для связи компьютеров и компьютерных сетей, предоставляя пользователям легкий доступ к информации вне зависимости от времени, места или типа компьютерной системы сторон – участников связи.
Продукция Cisco распространяется в 90 странах
мира. Приобрести ее можно черезсистемных
интеграторов и бизнес-партнеров
компании. Рынок и технологии слишком
быстро развиваются, чтобы один производитель
мог строить свой бизнес самостоятельно.
Поэтому CiscoSystems работает в сотрудничестве
с компаниями лидерами в технологиях,
интеграторами решений и
В России компания активно работает с 1995 года. На сегодняшний день клиентами CiscoSystems уже являются Центробанк, Сбербанк, Ростелеком, Лукойл, РАО ЕЭС, «Связьинвест» и другие.
Для удобства работы с клиентами при компании CiscoSystems создана компания CiscoSystemsCapital, которая финансирует продажи, в том числе и через лизинг, продукции компании и ее стратегических партнеров. В России эту функцию выполняет компания CapitaCorporation – российское юридическое лицо с западным учредителем. Компания CapitaCorporation обладает лицензией на проведение лизинговых операций на территории России.
Решение о создании собственной компании, финансирующей продажи CiscoSystems в России, прежде всего обусловлено накопленным опытом работы CiscoSystemsCapital во всем мире в области предоставления различных финансовых услуг. Также, как показывает практика CiscoSystemsCapital, наличие собственной финансовой компании имеет ряд преимуществ. Главным из них является привлекательность сотрудничества с CiscoSystems для других поставщиков, чье оборудование необходимо для продажи продукции Cisco в рамках того или иного проекта. Кроме того, финансирование продаж продукции Cisco через крупные российские лизинговые компании могло бы стать проблематичным в силу того, что в основном эти компании обслуживают своих учредителей - финансово-промышленные группы [21].
Первая лизинговая сделка CapitaCorporation была заключена в 1997 году. В настоящее время около 10 % общего объема продаж через CapitaCorporation в России приходится на лизинг. За рубежом эта цифра намного выше, что объясняется тем, что на Западе понятие лизинга включает в себя не только финансовую аренду, а и другие виды финансирования продаж. Более широкое определение лизинга делает его гибким и соответственно более привлекательным механизмом финансирования. В России лизинг – понятие новое, и поэтому многие клиенты еще не до конца понимают его преимущества. Незначительный объем лизинговых сделок также объясняется неясностью законодательной базы, регулирующей лизинг в России [19]. Противоречивость и запутанность законодательных норм лизинга приводит к тому, что клиенты предпочитают пользоваться уже «обкатанными» с точки зрения законодательного регулирования и практики видами финансирования. В России многие клиенты еще не до конца понимают преимущества лизинга. Это сдерживает более активное применение лизинговых схем для сбыта продукции[21].
Средний минимальный объем лизинговой сделки, финансируемой CapitaCorporation, – 1 млн. долл. США. Лизинговые сделки заключаются на период полной амортизации оборудования, но если клиент хотел бы расплатиться по договору раньше, то возможен и более короткий срок. Условием для заключения лизинговых сделок с участием других поставщиков является разделение рисков между CapitaCorporation и остальными участниками сделки. Раздел рисков заключается в предоставлении определенных гарантий. Как правило, это гарантия полного покрытия рисков (поручительство), гарантия частичного покрытия рисков или гарантия заказчика оборудования – веские доказательства его платежеспособности.
Несмотря
на тяжелое экономическое
Сегодня, особенно в кризисных условиях,
технологиями и методами применения
лизинга в различных отраслях
экономики интересуются и сами лизинговые
компании, расширяющие сферы своей
активности, и промышленники, проводящие
переоснащение своих
Лизинговым компаниям сегодня
приходится работать в достаточно жестких
условиях экономической нестабильности,
финансового и банковского
Не способствует развитию лизинга отсутствие систематизированной подготовки кадров для этой сложной сферы деятельности, а также низкий уровень разработанности методической базы.
В курсовой работе лизинг рассмотрен как наиболее эффективный способ приобретения основных фондов для предприятия. Анализ существующего в настоящее время нормативного и методического материала позволяет сделать ряд выводов:1) существует множество мнений относительно того, как трактовать лизинг. Ни одному из исследователей не удалось наиболее исчерпывающим образом ответить на вопрос, какова же природа лизинга и чем он отличается от всех прочих отношений коммерческого оборота;2) совершенствуя свои формы и методы, лизинг, по существу, оказывается не только порождением научно – технического прогресса, но и важнейшим средством его реализации;3) лизинг – форма отношений, созданная для удовлетворения новых инвестиционных требований. На основе проведенных исследований можно прийти к выводу, что с экономической точки зрения лизинг содержит в себе одновременно свойства кредита, финансово – инвестиционной и арендной деятельности, которое неразрывны и образуют новую форму бизнеса;4) развитию лизинговых отношений в значительной мере способствует их надлежащее законодательное регулирование, но в целом оно недостаточно и противоречиво, что неизбежно приводит к применению по аналогии традиционных норм (аренды и купли – продажи);5) отрицательным фактом является то, что отсутствует порядок рассрочки таможенных платежей на срок лизингового контракта;6) при лизинге создается ситуация, когда у лизингополучателя работающий предмет лизинга создает фонд, используемый для его же выкупа.
Информация о работе Лизинговые операции коммерческих банков и оценка их эффективности использования