Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 09:11, контрольная работа
Кейнсианский анализ краткосрочного макроэкономического равновесия на товарном и денежном рынках (крест Кейнса, модель IS-LM) позволил оценить макроэкономическую ситуацию с точки зрения формирования совокупного спроса и возможностей воздействия на него с помощью различных инструментов фискальной и денежной политики. Вторая сторона общего макроэкономического равновесия связана с состоянием совокупного предложения.
Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филлипса и основанных на кейнсианских идеях регулирования совокупного спроса.
В более широком
плане "шоковая терапия" предполагает,
как правило, использование чисто
монетаристских антиинфляционных мер:
широкую либерализацию
Иногда коэффициент потерь рассчитывают как отношение накопленного показателя циклической безработицы к величине снижения инфляции (в процентных пунктах) за определённый период. Например, если в течение 3-х лет сумма ежегодных превышений фактического уровня безработицы под естественным, составила 8 процентных пунктов, а инфляция за эти же 3 года снизилась с 6% до 4%, т.е. на 2 процентных пункта, то коэффициент потерь будет равен 8/2=4.
Большинство стран - как развитых, так и с переходной экономикой - в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристским рекомендациям "шоковой терапии", поскольку это неизбежно приводило к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения.
1.4. Экономическая политика
Одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран с переходной экономикой) является концепция "экономики предложения".
Сторонники этой концепции считают, что экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Она не смогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые страны в 70-х годах, a nojoMy должна быть заменена более эффективной экономической политикой. "Активной силой", влияющей на уровень безработицы и инфляции, являются, по их мнению, изменения в совокупном предложении (сдвиги долгосрочной кривой AS). Экономическая политика, стимулирующая предложение, может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и т.п.
Одним из действенных факторов увеличения
совокупного предложения
Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупательной способности, а следовательно, как антиинфляционный феномен (сдвиг кривой AD влево). Сторонники "экономики предложения" считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен ("налоговый клин"), т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек. Таким образом, увеличение налогов смещает кривую AS влево, доход падает, сокращается налоговая база, а следовательно, и сумма налоговых поступлений.
Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера и его сторонников, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке.
Критики данного подхода указывают на тот факт, что налоговые стимулы смогут привести к росту производства лишь в долгосрочном периоде. К тому же, сработают ли эти стимулы? Во многом это зависит от чувствительности экономики к изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначно утверждать, что при снижении подоходных налогов люди станут работать больше, а не предпочтут отдых, если теперь тот же доход после выплаты налогов (располагаемый доход) можно будет получить, затрачивая меньше труда.
Отдача от дополнительных инвестиций будет получека не сразу, а вот увеличение потребления при снижении налогов расширит совокупный спрос. Рост спроса опередит увеличение предложения, что может привести к инфляции и бюджетному дефициту.
Наконец, на практике бывает трудно определить, находится экономика дальше или ближе точки А на кривой Лаффера. Если экономика стартует в т. С то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговые поступления, но если движение начнётся из т. В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими негативными последствиями.
Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, нередко выделяют:
1) меры по стимулированию
2) меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства. К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению "налогового клина" через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и пр. Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.
ЗАДАЧИ
1. Экономика описана следующими данными: Y=C + I
С = 100+ 0,8Y
1 = 50
Определите:
а) равновесный уровень дохода;
б) равновесный уровень сбережений и потребления;
в) если уровень выпуска
будет равен 800, то каков будет
незапланированный прирост
г) если автономные инвестиции возрастут до 100, то как изменится равновесный выпуск? Каково значение мультипликатора автономных расходов? Покажите изменение уровня равновесия графически.
Первоначальный равновесный уровень выпуска может быть найден в результате решения уравнения: Y = C + I = 100 + 0,8Y + 50, Y = 750.
В равновесии соблюдается равенство сбережений и инвестиций, т.е. равновесный уровень сбережений: S = I = 50. Равновесный уровень потребления равен: C = Y – S = 750 – 50 = 700. Равновесный уровень потребления может быть найден и из потребительской функции после подстановки в неё равновесного дохода: C = 100 + 0,8 · 750 = 700.
Если фактический объём выпуска равен 800, а равновесный составляет 750, то незапланированный прирост запасов продукции составит: 800 – 750 = 50.
Если автономные инвестиции возрастут с 50 до 100, то кривая планируемых расходов сдвинется вверх и объём выпуска возрастёт на величину:
DY = DI m ,
где ΔY – прирост равновесного выпуска; ΔI – прирост автономных инвестиций; m – мультипликатор автономных расходов.
Экономика переместится из точки А в точку В , где равновесный выпуск составит: Y = 100 + 0,8Y + 100, тогдаY = 1000.
Прирост равновесного выпуска: ΔY = 1000 – 750 = 250.
Мультипликатор автономных расходов:250/50=5
Е В
А
Y
10. При функции сбережений S = - 55 + 0,3(У - 50), номинальном предложение денег М = 280 ден.ед., спросе на деньги L = (10 + +0,6У - 4i)P и уровне цен Р = 1,4 правительство, имея сбалансированный бюджет, считает возможным использование как денежно-кредитной, так и фискальной политики для достижения определённого объёма выпуска.
(10 + 0,6У – 4i) * Р + 60 + (-55 + 0,3 * (У – 50)) = 280
(10 + 0,6У – 4 * 1) * 1,4 + 60 + (-55 + 0,3 * (У – 50)) = 280
У = 247,01
(10 + 0,6У – 4i) * Р + (60 – 10i) + (-55 + 0,3 * (У – 50)) = 280
(10 + 0,6У – 4 * 1) * 1,4 + (60 – 10 * 1) + (-55 + 0,3 * (У – 50)) = 280
У = 290
Сумма дохода в обоих случаях показывает, что правительству лучше выбрать фискальную политику. Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель - стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.
(10 + 0,6 * (290 + 10) – 4 * 1) * Р + (60 – 10 * 1) + (-55 + 0,3 * (290 + 10 – 50)) = 290 + 10
Р = 1,18
(10 + 0,6 * (290 + 10) – 4i) * 1,4 + (60 – 10i) + (-55 + 0,3 * (290 + 10 – 50)) = 290 + 10
i = 2,94
Таким образом, увеличить равновесный объем национального дохода на 10 ед. позволят: прирост денежной массы на 1,18 ед.; прирост реального объема государственных закупок на 2,94 ед.
ТЕСТЫ
9. В простой модели Дж. М. Кейнса, если совокупное предложение равно совокупному спросу, то:
14. Чем объясняет Фридманом изъяны в экономике:
21. Что понимается под полной занятостью:
33. Путём консолидации
государственного долга
42. Определите
изменение реальных доходов,
Тренировочные задания (для самопроверки)
Верно/Неверно.
1. В классической
модели макроэкономического
Информация о работе Макроэкономические проблемы и противоречия