Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа
Цель работы – анализ моделей макроэкономического равновесия, которые были разработаны различными исследователями, влияние макроэкономического равновесия на устойчивость развития экономики. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы; рассмотреть понятие совокупного предложения и факторы, влияющие на него; дать определение макроэкономическому равновесию; рассмотреть модели макроэкономического равновесия; рассмотреть концепции устойчивого развития экономики.
- доход от участия в производстве,
- налоги и трансфертные платежи,
- размер имущества,
- доход с имущества,
- степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
- численность населения.
Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».
1.4. Совокупное предложение.
Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?» Допустим, что рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение предлагаемых к продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен – их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению (при прочих равных условиях). Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден – чтобы заработать себе на жизнь.
Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения – затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены. Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.
Постоянные затраты – это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.
Переменные затраты – это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.
Такой детальный анализ изменения затрат фирмы нам нужен для того, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.
Средние затраты – это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.
Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.
Совокупное предложение – это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной. Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (отклоняющийся вверх), классический (вертикальный) отрезки.
Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных затрат (ресурсов) на объем продукции. Другими словами, издержки на единицу продукции при данном уровне выпуска продукции – это средние издержки на данный объем продукции.
1.5. Графическое представление равновесия.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определит равновесный реальный объем внутреннего производства и равновесный уровень цен в экономике. Наличие на графике совокупного предложения трех специфических участков несколько усложняет анализ. Рассмотрим ситуацию установления макроэкономического равновесия на каждом конкретном участке графика AS.
Первый случай – пересечение графиков совокупного спроса и совокупного предложения на промежуточном участке последнего (Рис.1.). Данный случай представляет собой обычный вариант, когда изменение уровня цен в экономике фактически исключает перепроизводство и недопроизводство.
Рис.1. Равновесие совокупного спроса и совокупного
предложения на промежуточном участке графика AS.
Макроэкономическое равновесие будет достигаться в точке Е при следующих его параметрах: Ре – равновесный уровень цен в экономике; Qе – равновесный объем производства в экономике.
Если уровень цен будет выше равновесного, то на национальном рынке будут возникать излишки продукции. Наличие излишков (избыточного предложения) будет «толкать» цены вниз до уровня, соответствующего РЕ на рисунке выше. Обратная ситуация имеет место в случае, если уровень цен в экономике будет меньше равновесного. В данном случае экономика столкнется с проблемой дефицита на национальном рынке. Дефицит продукции позволит поднять цены до первоначального уровня, т. е. до Ре. Возможность изменения уровня цен в экономике практически сводит к нулю ситуацию перепроизводства и недопроизводства, это позволяет рыночной системе саморегулироваться и находиться в равновесии.
Следующий вариант равновесия совокупного спроса и совокупного предложения будет рассмотрен на кейнсианском участке графика AS (рис.2.). Особенностью данного варианта макроэкономического равновесия является то, что уровень цен на всем кейнсианском отрезке неизменен и равен Ре. Это означает, что цены, в отличие от выше рассмотренного случая, здесь не могут быть инструментом воздействия на рыночную ситуацию. Если предположить, что в экономике производится больший объем продукции, чем востребовано рынком, например Qа (Qа > Qе), то экономика столкнется с увеличением нераспроданных товарно-материальных запасов (на величину (Qа – Qв)), которое не будет сопровождаться колебаниями уровня цен.
Рис.2. Равновесие совокупного спроса и совокупного
предложения на кейнсианском участке графика AS.
Реагируя на рост товарных запасов, предприниматели будут сокращать объемы производства, постепенно доводя их до уровня, соответствующего точке E. Если же объем производства в данной экономике окажется меньше равновесного, например Qв, будет иметь место сокращение нормальных товарных запасов. Для производителей это станет сигналом о необходимости наращивания объемов выпуска, причем процесс расширения объемов производства будет продолжаться до тех пор, пока ситуация не нормализуется, т.е. не вернется в точку E. Из этого следует вывод, что на кейнсианском отрезке AS именно состояние товарных запасов и их динамика выступают в качестве некого индикатора ситуации на национальном рынке. Отметим, что и в первом и во втором случае макроэкономическое равновесие достигается в условиях неполной занятости и равновесный ВВП оказывается меньше, чем полный изобьем производствам ВВП потенциальный.
И, наконец, последний случай – равновесие совокупного спроса и предложения на классическом участке графика AS (Рис.3.). Данный вариант означает, что макроэкономическое равновесие достигается в условиях полной занятости экономических ресурсов.
Рис.3. Равновесие совокупного спроса и совокупного
предложения на классическом участке графика AS.
Реальный объем внутреннего продукта здесь соответствует ВВП потенциальному, т. е. ВВП в условиях полной занятости (Qmax). Полная занятость в экономике исключает перепроизводство и недопроизводство.
Ситуация стабильного рыночного равновесия на уровне всей национальной экономики скорее исключение, чем правило, и встречается достаточно редко, так как совокупное предложение и совокупный спрос подвержены влиянию множества факторов.
Быстрое изменение совокупного спроса или совокупного предложения вызовет нарушение макроэкономического равновесия. В экономической литературе резкие изменения совокупного спроса или совокупного предложения получили название соответственно шока спроса и шока предложения.
Шок со стороны спроса может возникнуть, например, вследствие значительного увеличения денежной массы (допустим, правительство для расчета с долгами могло прибегнуть к эмиссии денег). Шок спроса может быть вызван и колебаниями инвестиционной активности бизнеса (так, в условиях экономического подъема инвестиционные расходы резко возрастают), и ажиотажным спросом населения, напуганного слухами о возможном повышении цен, и резким притоком импортных товаров (например, в результате либерализации правил внешнеэкономической деятельности) и прочими причинами. Шок предложения возникает чаше всего из-за резкого изменения издержек производства, что, в свою очередь, может быть связано, например, с повышением мировых цен на энергоносители, или с большим наплывом иммигрантов, резко увеличившим предложение труда, или со стремительным внедрением новых технологий и т. п.
Проанализируем, как изменение совокупного спроса скажется на равновесных параметрах национального рынка. На рисунках 4 и 5 проиллюстрировано увеличение совокупного спроса.
Рис.4. Изменение равновесия на кейнсианском участке
графика AS под влиянием увеличения совокупного спроса.
В данном случае рост совокупного спроса ведет к увеличению объемов производства в экономике, сокращению безработицы и количества ранее не занятых ресурсов фактически при неизменных рыночных ценах – уровень цен в экономике будет составлять величину Ра, а реальный объем производства возрастет с Q1 до Q2.
Рис.5. Изменение равновесия на классическом участке графика AS
в результате роста совокупного спроса из положения AD1 в положение AD2
Это наблюдается в условиях полной занятости. Поэтому равновесный внутренний объем производства, который соответствует ВВП потенциальному, не меняется. Рост совокупного спроса ведет к росту уровня цен с уровня Ра до уровня Рв.
Рис.6. Рост AD на промежуточном участке графика AS.
Изменение совокупного спроса на промежуточном участке графика AS будет сопровождаться параллельным увеличением и объемов производства в данной экономической системе и уровня цен.
Рассмотрим вариант сокращения совокупного спроса. Если экономика находится в состоянии спада (кейнсианский участок графика совокупного предложения), то сокращение спроса в масштабах всей экономической системы будет иметь следствием снижение объемов производства, рост безработицы. Общий же уровень цен останется без изменений. Таким образом, мы столкнемся с ситуацией, обратной случаю, рассмотренному на рисунке. По аналогии можно предположить, что при пересечении графиков AD и AS на промежуточном или классическом участках кривой совокупного предложения изменение совокупного спроса в сторону понижения должно вызвать снижение уровня цен в экономике и объема ВВП. Однако практика показывает, что, один раз увеличившись, цены практически никогда не падают до прежнего уровня, даже при снижении AD. Если они и снижаются, то незначительно. Объясняется это следующим образом:
1. Главной составляющей цены любого товара являются издержки производства, большую часть которых составляет заработная плата. А заработная плата практически никогда не снижается, т. е. является неэластичной в сторону понижения, так как существует законодательно установленный размер минимальной заработной платы; профсоюзные организации, отстаивая интересы своих членов, препятствуют снижению заработной платы; сами предприниматели боятся дестимулировать производительность труда и потерять наиболее квалифицированные свои кадры.
2. Вторая причина неэластичности цен в сторону снижения – значительная монополизация большинства современных товарных рынков и, как следствие, существование у монополий возможности удерживать цены даже при сокращении спроса на рынке.
Описанная ситуация (связанная с неэластичностью цен к понижению) получила название эффекта храповика. Рассмотрим его графическую интерпретацию (Рис. 3.). Предположим, что первоначально равновесие в экономике достигалось в точке А на кейнсианском участке. Допустим теперь, что по некоторым объективным экономическим причинам совокупный спрос возрос и кривая AD1 сместилась до положения АD2 на плоскости. Равновесие перешло из точки А в точку В, расположенную на классическом участке графика AS. Подобное изменение макроэкономической ситуации привело к росту уровня цен с Рa до Рв и увеличило объемы реального ВВП с Q1 до Qmax. Далее предположим, что под воздействием неценовых детерминант совокупный спрос сократился и кривая AD возвращается в свое первоначальное положение, т. е. смещается до уровня AD1. Из-за действия эффекта храповика данное изменение совокупного спроса не приведет к изменению уровня цен в экономике.