Макроэкономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическое равновесие – это центральный вопрос курса макроэкономики. Его достижение - это проблема номер один для государственной макроэкономической политики. Рассмотрение макроэкономического кругооборота позволяет сделать вывод о существовании двух возможных состояний экономики: равновесном и неравновесном.

Содержание

Введение 3
1. Макроэкономическое равновесие в концепциях различных экономических школах. 5
1.1. Сущность макроэкономического равновесия 5
1.2. Классическая модель макроэкономического равновесия 7
1.2. Неоклассическая модель макроэкономического равновесия Л. Вальраса и Д. Патинкина 14
1.3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия 19
1.4. Модель макроэкономического равновесия К.Маркса 22
1.5. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева 25
1.6. Совокупный спрос и совокупное предложение как факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие 27
2. Основные методы государственного регулирования 36
2.1. Косвенные (экономические) методы 36
2.2. Прямые (административные) методы 38
2.3. Система инструментов регулирования экономики 39
2.4. Финансовая (фискальная) политика 41
2.5. Денежно кредитная (монетарная) политика 44
3. Макроэкономическое равновесие в структуре системных преобразований в переходной экономике России. 50
Заключение 53
Список литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономическое равновесие.docx

— 222.69 Кб (Скачать файл)

     Практика  зарубежных стран показывает: операционная самостоятельность ЦБ обусловливает, как правило, более удачные макроэкономические результаты.

     Инструменты монетарной политики

     Оперируя  в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный  характер воздействия. В этом – аналогия общим принципам действия государства  в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом. Операции на открытом рынке представляют собой наиболее рыночный вариант воздействия ЦБ на экономику. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте  в данной стране. В ходе продажи  ценных бумаг коммерческим банкам у  них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса  в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг у деловых  банков ЦБ оплачивает их стоимость  и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную массу денег.

     Учетная политика. На основании закона ЦБ имеет  право манипулировать ставкой процента, по которому он выдает кредиты деловым банкам. Происходит своего рода регулирование «цены кредита». Получая данные ресурсы, деловые банки предоставляют их (по более высокому проценту) другим субъектам экономики. Мировой опыт показывает, что ставки коммерческих банков превышают ставку ЦБ, как правило, на 0,5-2%. В условиях России инфляционные явления в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у коммерческих банков достигал 150-180%.

     С помощью ставки процента ЦБ оказывает  косвенное воздействие на соотношение  спроса и предложения на рынке  капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны  предпринимательского сектора. В итоге  сокращаются их инвестиции. Деловая  активность в стране снижается.

     В историческом плане заметна тенденция  повышения учетной ставки в развитых странах в течение XX в. В первой половине столетия под влиянием рекомендаций Дж. Кейнса правительства стремились проводить политику «дешевых денег». С середины 30-х по начало 50-х гг. учетная ставка в Англии сохранялась на уровне 2%, в США - 1%. Во второй половине XX в. ставки заметно повысились. В 1990 г. они достигли наиболее высокого уровня (13,9% - в Англии и 6,5% - в США). Затем, однако, они вновь несколько снизились. В целом следует отметить, что данный вид регулирования в мировой экономике со временем стал использоваться менее активно.

     Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность  этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех  случаях, когда деловые банки  сами обладают солидными резервами  и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами  в ЦБ.

     Отметим также интересную деталь: учетная  ставка выполняет информационную роль. Меняя ставку, ЦБ дает частному сектору  сигнал о желательной активизации  или, наоборот, - о сдерживании деловой  энергии. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие  рычаги (например, политика минимальных  резервов).

     Специфической особенностью трансформируемых экономик является тот факт, что величина учетной ставки может резко отличаться от традиционного, уровня, характерного для развитых стран. Данный факт обусловлен инфляционными явлениями.

     Разыгравшаяся в начале реформы инфляция резко  повысила уровень ставки рефинансирования. Ее модуляция в течение каждого  года была, к тому же, весьма значительной (что отражало, отчасти, активную монетарную политику в первой половине 1990-х  гг.). Однако по мере достижения более  равновесного состояния экономики, величина учетной ставки стала постепенно снижаться.

     Политика  обязательных минимальных резервов представляет собой резервирование части активов деловых банков в ЦБ. Согласно закону, все банки  обязаны держать примерно 20% своих  активов в распоряжении ЦБ. Данные средства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причитающаяся для  хранения в ЦБ, называется «нормой  резерва». В России данная операция (обязательные резервы) начала практиковаться с 1990 г. Норма резерва составляет (по разным группам активов) от 2,5 до 18% .

     Данная  операция ЦБ представляет собой механизм воздействия на объем денежной массы  в обращении. Характеризуя этот метод, следует сказать: по сравнению с  другими вариантами регулирования  он считается «грубым». В нем меньше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).

     Итак, наибольший эффект в процессе регулирования  дает:

     а) использование широкого спектра методов,

     б) применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жестким) в зависимости от реакции деловых банков.

     В России в настоящее время используются в основном две операции:

    • политика рефинансирования,
    • политика обязательных минимальных резервов.

     Добровольные  соглашения. Центральный банк стремится  порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод  позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого  бюрократизма.

     Резюмируя обзор монетарной политики, можно  сделать следующие выводы:

     а) в процессе своей реализации кредитная политика имеет целый ряд эффективных сторон. В то же время имеются и очевидные сбои;

     б) монетарные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу. С одной стороны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятельное направление макроэкономического регулирования

     Специфика взаимодействия финансовой и монетарной политики

     Проведение  экономической политики с помощью  финансового или кредитного механизма  выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или  иной вариант? Актуален и другой аспект: какое соотношение финансовых и  кредитных мер разумно практиковать в экономике?

     Преобладание  в процессе регулирования финансовых мер принято называть кейнсианским вариантом проведения экономической  политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической  науке название «монетаризма». Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что  наиболее рациональным является сочетание  обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сторону  усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической  ситуации.

     Периодические колебания в методах государственного регулирования (между финансовыми  и кредитно-денежными рычагами) напоминают цикличность. Однако механических повторов существовать при этом не может. Сама основа, подлежащая регулированию, - экономика - развивается и усложняется. Кейнсианство, например, успешно работало в тот  период, когда степень межстрановой зависимости была слабее. Не столь  ожесточенно проявлялась международная  конкуренция. Страны не имели нынешней степени экономической открытости.

     Итак, объективная реальность такова, что  экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство  вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые  также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.

     В экономической политике России отрабатывается практика использования обоих инструментов. Начало реформы неизбежно усилило  роль денежно-кредитных мер, т.е. монетарной политики. Причина: без проведения такой  ориентации не могла начаться сама реформа. Преобладание финансовых рычагов  в регулировании в течение 1985-1992 гг. не могло дать старта коренным преобразованиям.

     В то же время, повышение значимости денежно-кредитных  мер не привело к тому, что финансовый механизм сократил масштабы своего функционирования. Отечественная экономика (особенно такие сферы, как ВПК, аграрный и  социальный секторы) получает стимулы  для развития в значительной мере за счет бюджетного финансирования. 

 

  1. Макроэкономическое  равновесие  в  структуре системных      преобразований в  переходной экономике  России.

     Переход от планово-распределительной экономической  системы к рыночной требует  научно обоснованной модели, представляющей собой аналог данного экономического явления (процесса) в основных существенных чертах, необходимых для реализации целей данного научного исследования и последующей общественной практики. При моделировании экономические теории и гипотезы в результате формализации и квантификации становятся реальными и конкретными, что способствует более глубокому пониманию изучаемых проблем, эффективному решению целей экономических реформ.

     Практическими проблемами моделирования  при проведении экономических реформ являются следующие:

     а) анализ экономических объектов;

     б) прогнозирование экономического и  социального развития;

     в) составление экономической модели реформы;

     г) выработка управленческих и экономических  мер по реализации реформы на различных  уровнях.

     При этом следует иметь в виду, что  модели являются «консультирующими» средствами. Принятие же самих управленческих решений  и мер экономической политики осуществляется государством и людьми в процессе планирования, регулирования  и управления народным хозяйством.

     В настоящее время трудности и  противоречия современной экономической  реформы в России во многом порождаются тем, что ее научно обоснованная модель находится лишь в стадии формирования. Это отражает современный процесс трансформации экономики, когда старая планово-распределительная система с ее централизованными административными методами руководства развалилась, а новая рыночная экономика, для которой характерны косвенные экономические методы управления, еще не сложилась. Сказывается также то, что при разработке модели российских экономических реформ не был сделан правильный учет выводов и рекомендаций двух основных альтернативных направлений мировой экономической теории: неолиберальной (монетаристской), исходящей из решающей роли рыночного механизма в развитии экономики, и кейнсианской, в которой предпочтение отдается регулирующей роли государства. Принципиальная линия экономической политики в переходный для страны период не выдерживалась, имел место односторонний подход: то делалась ставка лишь на рыночный механизм в духе А.Смита и дерегулирования экономики, то принимались меры жесткого государственного администрирования, присущие «командной» экономике. В практике широко применялся метод проб и ошибок, что отрицательно сказалось на проведении экономической реформы, особенно ее социальной ориентации.

     Факторы экономического развития России перестали  быть результатами выработки и реализации целенаправленной политики государства. Проводимая российским правительством макроэкономическая политика формирует  неустойчивый тип экономического развития и провоцирует не только социально-экономическую  деградацию, но и широкомасштабную деградацию окружающей среды, исчерпание природных ресурсов. Такая политика не способна и в перспективе обеспечить устойчивое экономическое развитие, объективно сдерживает рост эффективности  национального хозяйства, снижает  конкурентоспособность отечественных  товаров, усиливает социальную нестабильность.

     При формировании прогрессивной модели экономической реформы необходимо исходить из оптимального сочетания рыночного механизма и государственного регулирования переходной экономики. При этом принципиально важно учитывать как богатый опыт (положительный и отрицательный) моделирования реформ в развитых и постсоциалистических странах, так и исторический опыт реформ в России (например, опыт нэпа), особенности ее современной переходной экономики, переживающей тяжелый кризис. Без этого невозможно сформировать современную оригинальную модель реформы российской экономики, разработать комплекс мер по ее эффективной реализации.

     В трудных и противоречивых условиях развития России должна быть выработана модель экономики, ориентированная  на то, чтобы, используя достижения НТР, добиться интенсивного ресурсосберегающего  и социально ориентированного экономического роста, темпы которого должны быть выше, чем в индустриально развитых странах.

     Реализация  стратегической модели выхода из кризиса  и прорыва к непрерывному экономическому росту может включать два последовательных этапа, каждый из которых решает свои взаимоувязанные экономические и социальные задачи.

     Первый  этап (период 1998—2000 гг.). Его главная  цель — преодоление спада экономики, ее стабилизация и начало экономического роста. Для этого необходимо обеспечить: восстановление и развитие отечественного производства, в том числе в  государственном секторе, развитие малого бизнеса, создание новых рабочих  мест, ликвидацию задержек в выплате  заработной платы и пенсий, смягчение  социальной напряженности в стране; реализацию эффективных инвестиционных проектов, восполнение основного  и оборотного капитала, ликвидацию неплатежей между предприятиями, сокращение теневой экономики, снижение налогов  и улучшение их сбора; сокращение бюджетного дефицита и государственного долга; уменьшение цен на энергоносители и транспортные тарифы, роли долларов и другой иностранной валюты, денежных суррогатов в хозяйственном обороте.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие