Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Государство как рыночный объект 5
1.2 Задачи государственного регулирования 7
1.3 Формы и методы государственного регулирования 10
2 ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Роль государства в переходной экономике 13
2.2 Основные функции государства 15
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 18
3.1 Цели макроэкономического регулирования 18
3.2 Инструменты макроэкономического регулирования 20
3.3 Социально-экономическое развитие Республики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Важнейшим инструментом
государственного регулирования экономики
является государственный заказ, позволяющий
активно влиять на экономику, воздействовать на спрос,
оживлять и расширять производство.
Важное место в системе государственного
регулирования занимает стандартизация:
она устанавливает нормы, правила и характеристики
в целях защиты интересов потребителей
и государства. Тем самым обеспечиваются
безопасность продукции, работ, услуг,
их качество в соответствии с доступным
уровнем развития науки и техники, а также
единство измерений и экономия ресурсов.
Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.
Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом [3, 195].
Разновидностью
мер по регулированию
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в, то же время тесно увязанные между собой направления: планирование, программирование и прогнозирование; финансово-кредитное регулирование; антимонопольное регулирование; дерегулирование экономики.
Страны с рыночной
экономикой, формирующейся уже не
одно столетие, постоянно ищут
оптимальное сочетание
Роль государства
в экономике, несомненно, очень
велика. Оно регулирует правильное
денежное обращение,
Изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов выступает одним из главных условий перехода к рыночной экономике. С одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер.
С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики переходного периода объективно необходимо по многим причинам. Для Республики Беларусь можно выделить исчезновение централизованного механизма государственного управления; сильную государственную власть; высокий удельный вес государственного сектора. Кроме того, становление рыночной экономики – процесс длительный, и государственное регулирование должно контролировать его, особенно на первоначальном этапе.
Таким образом, вопрос
о государственном
Государство
в переходной
Основными задачами государства в условиях переходной экономики являются:
- Преодоление кризисных явлений в экономике: стабилизация и рост национального объема производства, снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты, повышение инвестиционной активности и т.д.
- Формирование рыночных отношений собственности как основы экономической системы;
- Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
- Формирование развитой системы социальной защиты.
Вышеперечисленные задачи
и старается разрешить
Социальное неравенство может корректироваться при помощи прогрессивного налогообложения, в форме субсидий и других методов перераспределения дохода для помощи малоимущим слоям населения и т.д. [7, 65].
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства – это основные направления его деятельности.
К основным функциям государства можно
отнести следующие:
- правовая;
- воспроизводственно-
- зашита конкуренции;
- стабилизационная;
- прогностическая;
- регулирующая и др.
Правовая
функция регулирует наиболее важные отношения
между субъектами хозяйствования, которые
требуют государственной охраны. Это установление
норм и правил хозяйствования, формирование
организационной структуры управления,
регламентация отношений собственности,
конкретизация правил создания и ликвидации
предприятий и т.п.
Воспроизводственно-
Функция защиты конкуренции. В Законе
Республики Беларусь «О противодействии
монополистической деятельности и развитии
конкуренции» она определяется, как соревнование
хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные
действия ограничивают возможность каждого
влиять на общие условия реализации товаров
на рынке и стимулируют производство необходимых
потребителю товаров. Противоположностью
конкуренции является монополия, – когда
число продавцов становится настолько
малым, что позволяет им оказывать влияние
на объем и цену выпускаемой продукции.
Для предотвращения монополизации государство
вмешивается в экономику. Однако необходимо
отметить, что государство должно придерживаться
дифференцированного подхода по отношению
к монополиям. Дело в том, что в экономике
существуют естественные монополии (для
Белоруссии, например, добыча минеральных
удобрений, МТЗ – завод-монополист). Существует
и государственная монополия, например
на производство вино-водочных и табачных
изделий, для получения сверхприбылей
и пополнения за счет них бюджета.
Стабилизационная функция представляет
собой деятельность правительства, направленную
на обеспечение экономического роста,
полной занятости и стабильности цен.
Основная проблема здесь заключается
в том, что для увеличения объема производства
необходим рост совокупных расходов, обеспечить
который рыночная экономика не в состоянии.
В результате возможны две ситуации: безработица
и инфляция. Для достижения полной занятости
государству следует увеличить совокупные
расходы. Это возможно путем роста собственных
совокупных расходов и расходов частного
сектора. Для их стимулирования необходимо
снижение ставок налогообложения [9, 124].
Прогностическая
функция – определяет приоритетные направления
экономического развития, которые вырабатываются
на основе прогнозирования развития экономики;
выявления тенденций и направлений движения,
формирования механизма рыночного хозяйствования,
обеспечения хозяйствования, обеспечения
занятости населения и регулирования
безработицы.
Регулирующая функция представляет собой
деятельность государства направленная
на минимизацию негативных последствий
функционирования рыночной экономики;
создание правовых, финансовых, социальных
основ функционирования рынка; обеспечения
социальной защиты населения. Для достижения
этих целей правительство способствует
формированию инфраструктуры, поддерживает
сбалансированность экономики, для чего
использует кредитно-денежные, ценовые,
налоговые инструменты.
Разработка мер государственного макроэкономического регулирования происходит одновременно с определением его целей, средств, возможной эффективности и границ.
Государственные регулирующие органы разрабатывают и осуществляют свои цели не отдельно, а в непременной увязке друг с другом. Именно поэтому в современных государственных программах цели макроэкономического регулирования оформляются в виде многоугольников.
В общем,
правительство любой страны
Но наиболее распространенным
среди официальных целей
Достичь одновременно всех поставленных целей – задача трудная. Каждая цель взаимосвязана с другой, поэтому никогда неизвестно, сколько времени потребуется на их реализацию, и возможно ли это вообще.
В макроэкономическом
регулировании развитых стран
обычно выделяют следующие
1. Постоянный и умеренный хозяйственный рост – первая цель государства. Без устойчивого экономического роста не удастся обеспечить нормальную занятость населения, рост жизненного уровня, развитие инфраструктуры, а также увеличить доходы государственного бюджета.
2. Стабильные цены. Тут государство борется с двумя явлениями: инфляцией, выражающейся в длительном и ощутимом повышении цен, и дефляцией – устойчивым снижением цен. Для нормального функционирования экономики нежелательно и то, и другое. Поэтому правительство неизменно заботится о состоянии цен. Показателями уровня цен в государстве служат различные индексы - индекс цен производителей, индекс цены активов, индексы валового внутреннего продукта и др., а также состав потребительской корзины.
3. Высокая степень занятости. До сих пор не существует гарантий, защищающих рыночный механизм от массовой безработицы. Государство стремится решить эту проблему с помощью различных регулирующих мер. Главным является удерживать уровень безработицы в допустимых пределах. Основные показатели – численность экономически активного населения, занятых и безработных, распределение численности занятых по возрастным группам, размещение производительных сил по территории, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.
4. Внешнеэкономическое
равновесие. Внешнеэкономическое равновесие
выражается в сальдо текущих платежей,
сальдо платежного баланса и курсе национальной
валюты по отношению к валютам других
стран.
Целям внешнеэкономического равновесия
служат повышение конкурентоспособности
национального продукта, политика стабилизации
национальной экономики при плавающем
валютном курсе и развитие долгосрочного
международного экономического сотрудничества.
Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.
Для воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране государство использует различные инструменты, системы методов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.
Административное