Макроэкономическое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Государство как рыночный объект 5
1.2 Задачи государственного регулирования 7
1.3 Формы и методы государственного регулирования 10
2 ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Роль государства в переходной экономике 13
2.2 Основные функции государства 15
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 18
3.1 Цели макроэкономического регулирования 18
3.2 Инструменты макроэкономического регулирования 20
3.3 Социально-экономическое развитие Республики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в РБ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; программирование; прогнозирование и планирование.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это политика государства в  области налогообложения и государственных  расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.  

К важнейшим  задачам фискальной политики относятся  усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

Основными инструментами  осуществления налогово-бюджетной  политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы. К налоговым относятся  устанавливаемые виды налогов и  платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы  внесения и др.

Республика  Беларусь - страна с малой открытой экономикой, для нее характерно усиление налогово-бюджетных методов государственного регулирования в сочетании с  поддержанием фиксированного обменного  курса, политикой стимулирования развития производства ориентированного на экспорт и импортозамещение.

Анализируя бюджетно-налоговую  систему Республики Беларусь, можно  заметить, что высокой является доля централизации финансов в государственном  бюджете, также высока нагрузка на реальный сектор экономики.  Недостатком является и большое количество налоговых платежей и льгот и неравномерность распределения налоговой нагрузки по отраслям экономики.

Несовершенство  налоговой системы привело к  тому, что собираемость налогов низка, распространилось уклонение от их уплаты. В результате государственный бюджет недополучает запланированную сумму налоговых поступлений [12, 137].

Хозяйствующим субъектам приходится выплачивать  множество отчислений в различные  внебюджетные фонды, которые по величине не уступают налоговым отчислениям. Это отражается в увеличении себестоимости и цен на продукцию.

Налоговая нагрузка по отраслям распределена неравномерно, в зависимости от причитающихся  льгот по каждому предприятию. Также  ряд налоговых и неналоговых  платежей включаются в выручку и  себестоимость.

В Республике Беларусь действуют две систему налогообложения  – общая и упрощенная.

Общая система  налогообложения применяется большинством белорусских юридических лиц.

  При общей  системе налогообложения юридическое  лицо уплачивает в Республике Беларусь следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

- налог на добавленную стоимость (ставка — 20% от оборота по реализации товаров/работ/услуг);

- налог на прибыль (ставка — 24% от налогооблагаемой прибыли);

- страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников (ставка — 35% от фонда оплаты труда);

- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (ставка — 0,6% от фонда оплаты труда).

Областные и  Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать местные налоги, сборы.

 Кроме обозначенных  выше налогов при наличии объекта  налогообложения белорусские юридические  лица могут уплачивать следующие  налоги:

- налог на недвижимость;

- земельный налог;

- акцизы;

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- налог на услуги (местный налог);

- оффшорный сбор;

- гербовый сбор;

- и другие.

Уплата налога по упрощенной системе налогообложения  заменяет уплату большинства платежей из перечисленных выше. При применении этой системы налогообложения бухгалтерский учет организации может вестись в упрощенном порядке. 

Многие предприятия выплачивают  налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.

Недостатки фискальной политики обусловили ее пересмотр в следующих направлениях:

    • внедрение общеправовых норм и принципов налогообложения;
    • модернизация методов расчета и уплаты налогов;
    • принятие мер по увеличению собираемости налогов;
    • использование практики бюджетного ограничения, т.е. финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета.

Также частью общей макроэкономической политики является денежно-кредитная (монетарная) политика. Под ней понимают комплекс мер, предпринимаемых   государством с целью регулирования  количества денег в экономике. Для  осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика направлена на достижение и сохранение финансовой стабильности, в первую очередь – на  укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны [9, 137].

Осуществляет монетарную политику Центральный банк страны.

Эффективность проводимой государством денежно-кредитной политики во многом зависит от правильного выбора инструментов и методов денежно-кредитного регулирования.

Методы монетарной политики подразделяются на:

    • прямые – это административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект. При использовании прямых методов сокращается период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
    • косвенные – воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Последствия их применения менее предсказуемы, чем прямых методов. Но их использование не ведет к деформации рынка. Переход к косвенным методам характерен для процесса либерализации.

Кроме того, выделяют еще общие и селективные методы. Общие являются в основном косвенными, влияют в целом на денежный рынок, на все его параметры; селективные же регулируют конкретные формы кредита, условия кредитования и т.д.

Среди инструментов денежно-кредитного регулирования можно выделить следующие:

    • операции на открытых рынках – это продажа и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на рынке. Это уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) одновременно процентную ставку. Обычно этот метод используется в краткосрочном периоде.
    • изменение минимальной резервной нормы – используется достаточно редко из-за возможных негативных последствий. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, т.е. и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег. Этот инструмент используют в основном в долгосрочном периоде.
    • изменение учетной ставки – основан на возможности Центрального банка выдавать ссуды коммерческим банкам. Ставка, взимаемая при этом, называется учетной ставкой, она может изменяться Центральным банком. Спрос на кредиты с понижением ставки растет, увеличиваются и резервы коммерческих банков. Возможности их по кредитованию населения возрастают, банковские проценты за кредит снижаются, отсюда увеличивается предложение денег.  Напротив, при повышении учетной ставки, денежная масса в стране уменьшается. Борьба с инфляцией также может осуществляться с помощью повышения учетной ставки.

Страна осуществляет выбор политики в зависимости от экономической ситуации. Может проводиться политика «дешевых» либо «дорогих» денег. В период спада, низкой конъюнктуры используют политику «дешевых» денег, заключающуюся в увеличении предложения денег. Политика «дорогих» денег – напротив, проводится прежде всего как антиинфляционная, направленная на сокращение денежного предложения.

Следующим инструментом макроэкономического  регулирования является социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

В современном обществе человеческий фактор – основной в социально-экономическом  развитии.  Поэтому государству необходимо регулировать социально-экономические процессы путем разработки и грамотного использования различных направлений социальной политики.  
     Целью социальной политики (социальными приоритетами) являются:

    • достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
    • обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
    • гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
    • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
    • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;
    • улучшение социальной инфраструктуры.

Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности  ее реализации определяются в основном эффективностью реального сектора  экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства [11, 124].

     Основные функции  социальной политики государства  заключаются в стабилизации социальных  отношений и социального положения;  поддержании социально-экономической  активности населения и социальной  защите.

Макроэкономическое регулирование  не может полноценно осуществляться и без контроля внешнеэкономической деятельности. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на следующие:

    • таможенно-тарифное регулирование;
    • нетарифное регулирование;
    • запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
    • меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Одной из важнейших  целей государства в области  внешнеэкономического регулирования  является разработка оптимального соотношения  мер регулирования для решения  поставленных задач, в том числе самой главной – создания благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства в стране.

Правовыми формами  государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом внешнеэкономической деятельности, т.е. предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность. Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.

 

3.3    Социально-экономическое  развитие Республики

 

В 2011 году обеспечен  рост ВВП на уровне 105,3% к аналогичному периоду прошлого года.

Высокими темпами  развивалось промышленное производство (109,1%), преимущественно за счет обрабатывающей промышленности. При этом во многих видах экономической деятельности достигнут и перевыполнен уровень годовых прогнозных параметров. Темпы производства продукции сельского хозяйства составили 106,6%.

Инвестиции  в основной капитал увеличились на 13,3%.

Отмечается  положительная динамика как количественных, так и качественных параметров развития экономики. Темпы роста производительности труда составили 106%, доля инновационной  продукции в общем объеме отгруженной  продукции увеличилась и составила 17,4%.

Финансовые  показатели характеризуются ростом выручки и прибыли от реализации продукции, работ и услуг, а также  чистой прибыли, рентабельности продаж как в промышленности (на 12,4%), так  и сельском хозяйстве (на 10,5%). Сократилось число убыточных организаций.

В социальной сфере  ситуация сохранилась стабильная, уровень  безработицы на конец декабря 2011 г. составил 0,6% к численности экономически активного населения.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование