Малые предприятия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;

Содержание

1. Субъекты малого предпринимательства………………………..……3
2. Современное развитие малого предпринимательства…………...….3
3. Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………..…..7
4. Государственная поддержка малого предпринимательства, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства»…………………………………...……10
5. Государственные программы поддержки малого предпринимательства……………………………………………….….11
6. Информационное обеспечение малого предпринимательства…....13
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…17
8. РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ………………………………………………….………….……18
9. Форма представления информации для сравнения организационно-правовых форм коммерческих организаций………………..………19

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятий.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

4) инновационным  потенциалом — способностью к  самостоятельному продуцированию  и освоению научно-технических,  технологических, организационно-экономических  нововведений и их коммерческому  использованию с незначительными  стартовыми затратами;

5) интеграционным  потенциалом — возможностью субъектов  малого предпринимательства преодолевать  политические, административные и  экономические барьеры и на  микроуровне воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйствующих субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп;

6) мультипликативным  потенциалом — способностью малого  предпринимательства обеспечивать  формирование спроса на продукцию  других секторов экономики, стимулируя  тем самым процесс воспроизводства,  рост загрузки производственных  мощностей, прогрессивные структурные  сдвиги в смежных отраслях;

7) финансово-инвестиционным  потенциалом — способностью к  ускоренному освоению инвестиций, резкому увеличению капитальной  стоимости бизнеса и быстрой  оборачиваемости капитала;

8) кадровым  потенциалом, обусловленным активным  притоком в сферу малого предпринимательства  специалистов высокой квалификации.

Обобщенный  потенциал малого предпринимательства  представляет собой дополнительный ресурс государственной социально-экономической  политики, полное использование которого позволяет решать перспективные  программные задачи развития. С его  помощью государство может более  эффективно (с большей вероятностью успеха, в меньшие сроки, с разумными  затратами) реализовать свою социально-экономическую  политику. Но для этого государство  должно сформировать условия для  саморазвития малого предпринимательства, ускоренного накопления его потенциала и проявления его позитивных черт, а также минимизировать негативные внешние воздействия, зависимость  от которых малого предпринимательства  крайне велика.

Развитие  малого предпринимательства объективно является одним из главных направлений  преобразований, происходящих в российской экономике, ее разгосударствления и  формирования новых экономических  структур в условиях рынка и конкуренции. Малое предпринимательство положительно воздействует на продвижение реформ, их целостность и результативность, на преодоление кризисных явлений, повышение эффективности и производительности, решение социальных проблем.

Намерения государства  в отношении малого предпринимательства  реализуются по двум «встречным»  направлениям. Государство хочет  использовать потенциал малого предпринимательства  для решения стратегических задач  социально-экономических преобразований в соответствии с основными национальными  интересами. Оно должно создать условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное  совершенствование этого сектора  экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В свою очередь, малый бизнес также заинтересован  в поддержке государства.

Во-первых, возможности  доступа субъектов малого предпринимательства  к ресурсам, необходимым для их функционирования и развития, объективно ограничены. Это в той или иной мере относится ко всем группам факторов производства: материально-вещественным (недвижимость, земля, оборудование, технологии, в отдельных случаях — сырье), финансовым (внешние инвестиции и  кредитные ресурсы), трудовым (особенно с точки зрения квалификации и  мобильности кадров), информационным. Не имея достаточных возможностей приобретать их на рынке на равных условиях с другими субъектами, малые предприятия заинтересованы в том, чтобы государство выполняло определенные функции «посредника» по доведению имеющихся ресурсов до этой сферы экономики через объекты инфраструктуры на приемлемых условиях (аренда помещений, передача технологий, лизинг оборудования, льготное кредитование и гарантии, привлечение частных инвестиций, подготовка кадров и так далее).

Во-вторых, государство  представляет значительный интерес  для субъектов малого предпринимательства  как потенциальный покупатель их продукции и услуг в рамках реализации государственных программ, поставок для государственных нужд и других мер для стимулирования внутреннего спроса на продукцию  малых предприятий.

Наконец, от государства ожидают создания благоприятных  правовых и политических условий  развития деловой активности, стабилизации финансовой системы, либерализации  налогового законодательства, определения  общих правил поведения на рынке  в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, защиты прав собственности и обеспечения  безопасности этого вида деятельности.

Для эффективной  реализации задач необходимы не только изменения основных макроэкономических параметров, но и применение специальных  мер государственной поддержки  малого предпринимательства, создание специфических условий и инфраструктурных механизмов, ускоряющих его развитие, стимулирующих увеличение числа  «здоровых» малых предприятий и  рост деловой активности, облегчающих  их доступ к ресурсам производства. Именно таким образом могут быть решены антикризисные задачи увеличения объемов производства, создания новых  рабочих мест, освоения производства новых товаров и услуг, роста  налоговых поступлений, а через  них — задачи экономического роста, обеспечения национальной безопасности, регионального развития, социальной стабильности.

Достижение  этой политической цели означает согласование интересов государства и малого предпринимательства и обеспечивается следующими направлениями государственной  политики:

- содействием  привлечению инвестиций в сектор  малого предпринимательства для  нормализации воспроизводственного  процесса, повышения экономического  потенциала и финансовой устойчивости  хозяйствующих субъектов, преодоления  ограниченности внутренних инвестиционных  ресурсов при разработке, производстве  и реализации товаров (работ,  услуг), пользующихся спросом на  рынке;

- поддержкой  инновационной деятельности субъектов  малого предпринимательства, обеспечивающей  формирование новых сегментов  рынка в высокотехнологичных  отраслях и вокруг отдельных  точек роста, повышение конкурентоспособности  отечественных товаропроизводителей  в приоритетных направлениях  структурной перестройки экономики;

 

- формированием  правовой среды и институциональных  механизмов, обеспечивающих защиту  собственности хозяйствующих субъектов,  имущества и имущественных прав, помощь в их приобретении, накоплении  и эффективном воспроизводстве  в ходе институциональных преобразований.

Государственная поддержка охватывает все фазы производственного  процесса субъектов малого предпринимательства, включая помощь в приобретении ресурсов, содействие эффективной организации производственной деятельности, стимулирование реализации произведенного продукта (услуги) непосредственно или через систему объектов инфраструктуры. Перечисленные направления государственной политики определяют основные элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства и механизмы взаимодействия между ними, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соответствующими федеральными программами.

Большая часть  проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, связана с нехваткой оборотных  средств. Многие малые предприятия  в силу неустойчивого финансового  положения и недостаточности  денежных средств не имеют внутренних стимулов для развития и освоения новых рынков, осуществления долгосрочного  инвестирования, внедрения новых  технологий, повышения качества продукции  и услуг. Они в наибольшей степени  страдают от платежного кризиса, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.

Начинающие  малые предприниматели, как правило, не располагают денежными средствами, достаточными для эффективного функционирования. Первоначальное накопление капитала происходит без образования юридического лица или в рамках незарегистрированного (то есть незаконного) предпринимательства. Низкий уровень заработной платы  и других видов доходов, рост потребительских  цен, а следовательно, расходов на личное потребление, угнетающая деловую активность фискальная система налогообложения, периодические кризисы на финансовых рынках — все это значительно ограничивает возможность начать собственное дело за счет личных сбережений

 

4.Государственная поддержка малого предпринимательства, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства».

 

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

- формирование  инфраструктуры поддержки и развития  малого предпринимательства;

- создание  льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий;

- установление  упрощенного порядка регистрации  субъектов малого предпринимательства,  лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления  государственной статистической  и бухгалтерской отчетности;

- поддержка  внешнеэкономической деятельности  субъектов малого предпринимательства,  включая содействие развитию  их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров для малых  предприятий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную  поддержку малого предпринимательства:

- разрабатывают  предложения по совершенствованию  законодательства Российской Федерации  в области государственной поддержки  малого предпринимательства;

- проводят  анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;

- организуют  разработку и реализацию Федеральной  программы государственной поддержки  малого предпринимательства, обеспечивают  участие субъектов малого предпринимательства  в реализации государственных  программ и проектов, а также  в поставках продукции и выполнении  работ (услуг) для федеральных  нужд;

- подготавливают  предложения об установлении  для субъектов малого предпринимательства  льгот по налогообложению и  иных льгот, а также об использовании  средств федерального бюджета  и специализированных внебюджетных  фондов Российской Федерации  для поддержки малого предпринимательства;

- оказывают  содействие органам исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации при разработке и  реализации мер по поддержке  малого предпринимательства;

- координируют  деятельность федеральных специализированных  организаций с государственным  участием, осуществляющих поддержку  малого предпринимательства

 

 

5.Государственные программы поддержки малого предпринимательства.

 

Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется в соответствии с  Федеральной программой государственной  поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки  малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации ежегодно перед  представлением федерального бюджета  вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной  поддержки малого предпринимательства.

В федеральном  бюджете ежегодно предусматривается  выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки  малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

- меры по  формированию инфраструктуры развития  и поддержки малого предпринимательства  на федеральном, региональном  и местном уровнях;

- перспективные  направления развития малого  предпринимательства и приоритетные  виды деятельности субъектов  малого предпринимательства;

- меры, принимаемые  для реализации основных направлений  и развития форм поддержки  малого предпринимательства;

- меры по  вовлечению в предпринимательскую  деятельность социально не защищенных  слоев населения, в том числе  инвалидов, женщин, молодежи, уволенных  в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных  переселенцев, лиц, вернувшихся из  мест заключения;

- предложения  по установлению налоговых льгот  и ежегодному выделению средств  из соответствующих бюджетов  на поддержку малого предпринимательства;

- меры по  обеспечению передачи субъектам  малого предпринимательства результатов  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ, а  также инновационных программ;

- меры по  обеспечению передачи субъектам  малого предпринимательства не  завершенных строительством и  пустующих объектов, а равно нерентабельных  и убыточных предприятий на  льготных условиях;

- меры по  обеспечению субъектам малого  предпринимательства возможности  для первоочередного выкупа арендуемых  ими объектов недвижимости, с  учетом вложенных в указанные  объекты средств.

Информация о работе Малые предприятия в России