Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – малый бизнес зарубежных стран и Республики Беларусь.

Цель работы - изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в отношении малого бизнеса за рубежом и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава1.Малый бизнес : сущность, понятие, его роль в экономике…………………………………………………………………..6

1.1. Понятие малого бизнеса………………………….....................6

1.2. Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки…………………………………………………………..9

Глава 2.Особенности малого бизнеса в зарубежных странах……….....12

2.1. Зарубежный опыт малого бизнеса в США…………………...12

2.2. Зарубежный опыт малого бизнеса в Великобритании………18

2.3. Зарубежный опыт малого бизнеса в Японии…………………21

Глава3.Становлени малого бизнеса и проблемы, связанные с

его развитием в Республике Беларусь……………………………………24

3.1. Динамика развития малого бизнеса в РБ……………………..24

3.2. Проблемы развития малого бизнеса в РБ…………………….27

Заключение………………………………………………………………..34

Список литературы……………………………………………………….36

Приложение………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 250.71 Кб (Скачать файл)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра экономической теории и  истории экономических  учений 

                               

           КУРСОВАЯ РАБОТА 

    По  дисциплине: Макроэкономика

    На  тему: Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь 
     
     

Студент

ФЭУТ, 2-й курс, ДГГ                                                     Д.В. Ерофеева 

Руководитель                                                                   Н.М. Авдеенко 
 
 
 
 
 

          МИНСК 2010

 

          РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 44 стр., 5рис., 2 табл., 14 ист., 7 прил. 

МАЛЫЙ БИЗНЕС, ВВП, ВНП, ЭКСПОРТ, ОТРАСЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, СРОКОМ КРЕДИТОВАНИЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. 

Предмет исследования –  малый бизнес зарубежных стран и Республики Беларусь.

Цель  работы - изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в отношении малого бизнеса за рубежом и в Республике Беларусь.

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………4

Глава1.Малый  бизнес : сущность, понятие, его роль в экономике…………………………………………………………………..6

    1.1. Понятие малого бизнеса………………………….....................6

    1.2. Малый бизнес: черты, экономические преимущества  и недостатки…………………………………………………………..9

Глава 2.Особенности  малого бизнеса в зарубежных странах……….....12

    2.1. Зарубежный  опыт малого бизнеса в США…………………...12

    2.2. Зарубежный  опыт малого бизнеса в Великобритании………18

    2.3. Зарубежный  опыт малого бизнеса в Японии…………………21

Глава3.Становлени малого бизнеса и проблемы, связанные с

его развитием  в Республике Беларусь……………………………………24

    3.1. Динамика  развития малого бизнеса в  РБ……………………..24

    3.2. Проблемы  развития малого бизнеса в  РБ…………………….27

Заключение………………………………………………………………..34

Список литературы……………………………………………………….36

Приложение………………………………………………………………38

  
 

 

Введение

 

В данной курсовой работе будет рассмотрен малый бизнес как отдельный сектор рыночной экономики. Проблема малого бизнеса как никогда  актуальна не только в нашей стране, но и в экономически более  развитых  странах. Малый бизнес выполняет  ряд важнейших экономических  и социальных задач. Помимо налоговых  отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический  сектор, создает дополнительные рабочие  места, способствует конкуренции. Поэтому  развитие малого бизнеса является важной задачей государства.

В свете текущего экономического кризиса, который затронул все государства с открытой и  частично открытой экономикой, проблема малого бизнеса стоит как никогда  остро, потому как малые предприятия  известны наибольшей гибкостью, они  способны поддерживать экономику, адаптируясь под новые рыночные условия. Хотя очевидно и то, что они являются зависимыми от более крупных предприятий, имеют трудности с получением кредитов и т.д. Поэтому цель данной работы – изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в отношении малого бизнеса за рубежом и в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели  в первой главе  охарактеризуем малый бизнес и выясним  его роль в рыночной экономике; затем  во второй главе рассмотрим опыт других стран в этой области, выделим  положительные и отрицательные  его стороны; в последней, третьей, главе рассмотрим положение малого бизнеса в Беларуси, выделим положительные  и отрицательные моменты. В заключение внесем предложения по эффективному изменению государственной политики в отношении малого бизнеса.

Научная и практическая значимость темы данного  исследования существенна в связи  с необходимостью обеспечения для  Республики Беларусь на современном  этапе стабильного социально-экономического развития, укрепления и активизации  экономических связей с другими  странами, совершенствования законодательной  базы для преодоления кризиса  в этом секторе экономики.

 

Глава1. Малый бизнес: понятие, сущность, роль в экономике

1.1 Понятие  малого  бизнеса

В любой стране, правительство и президент уделяют  огромное внимание развитию бизнеса  и предпринимательства. Ведь бизнес - это зачастую самый главный пункт  дохода бюджета.

Предпринимательство, как одна из форм взаимоотношения  в обществе способствует не только повышению материального благополучия, но также повышению духовного  потенциала общества. [1]

Итак, малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в  себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых  и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.[2]

К субъектам  малого предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.[3]

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность  работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: как уже отмечалось, средняя численность занятых на предприятии работников, а так же ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В Республике Беларусь при отнесении предприятий к  малому бизнесу использовались так  же различные критерии. Это, прежде всего, численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность(1991г.); величина годовой балансовой прибыли, которая в 1992г. Ограничивалась суммой в один миллион рублей, а в 1993г.- 5000 минимальными заработными платами.

В настоящее  время при отнесении предприятий  к категории малого предпринимательства  учитываются два критерия: среднесписочная  численность и отраслевая принадлежность. Согласно нормативным документам к малым относятся предприятия:

  • В промышленности и на транспорте с численностью работающих до 100 человек;
  • В с/х  и научно-технической сфере – до 60 человек;
  • В строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
  • В других производственных отраслях, общественном питании, бытовом обслуживании и розничной торговле – до 30 человек;
  • В отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
 

Малые предприятия  классифицируются не только по принадлежности к той или иной отрасли, но и  по своим возможностям и характеру  деятельности.

По своим возможностям малые предприятия условно можно  разделить на два вида:

  • Не имеющие потенциала для роста (такие предприятия занимают  свою небольшую нишу, например, охватывают небольшой по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос);
  • Быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как  малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий.

По характеру  деятельности малые предприятия  можно разделить на два типа:

  • Экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно;
  • Имеющие тесную связь с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий.[5, стр.7]

 

1.2.Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки.

 

Для малого и  среднего предприятия характерно:

  • юридическая независимость;
  • управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
  • небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода); численность персонала.

Мелкие и средние  предприятия не являются уменьшенной  моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для  них характерны особенности в  управлении и используемых экономических  методах. Их можно свести к следующим:

  • высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
  • отсутствие системы стратегического управления. Руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными планами развития предприятия;
  • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
  • дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.

Вместе с тем  малому бизнесу присущи: быстрая  реакция на требования рынка; высокий  уровень специализации; возможность  мобилизации ресурсов на перспективных  направлениях.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать  на следующие преимущества малого предпринимательства:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
  • снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений;
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь