Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – малый бизнес зарубежных стран и Республики Беларусь.

Цель работы - изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в отношении малого бизнеса за рубежом и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава1.Малый бизнес : сущность, понятие, его роль в экономике…………………………………………………………………..6

1.1. Понятие малого бизнеса………………………….....................6

1.2. Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки…………………………………………………………..9

Глава 2.Особенности малого бизнеса в зарубежных странах……….....12

2.1. Зарубежный опыт малого бизнеса в США…………………...12

2.2. Зарубежный опыт малого бизнеса в Великобритании………18

2.3. Зарубежный опыт малого бизнеса в Японии…………………21

Глава3.Становлени малого бизнеса и проблемы, связанные с

его развитием в Республике Беларусь……………………………………24

3.1. Динамика развития малого бизнеса в РБ……………………..24

3.2. Проблемы развития малого бизнеса в РБ…………………….27

Заключение………………………………………………………………..34

Список литературы……………………………………………………….36

Приложение………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 250.71 Кб (Скачать файл)

   По уровню  развития:

Около 11% (320 тыс.) предприятий малого и среднего бизнеса  – быстроразвивающиеся фирмы. За последние 5 лет малый бизнес увеличил уровень минимальной  заработной платы на 34,7%.  [10, с. 95]

      Необходимо отметить, что в Великобритании  фактически отсутствуют проблемы  с финансированием. Банки охотно  кредитуют малый бизнес, причём  на длительные сроки. Далее  представлена диаграмма, демонстрирующая  соотношение выданных кредитов  в зависимости от срока кредитования (см. рис. 2, приложение 4).

     Вероятно, преобладание кредитов с максимальным сроком кредитования (свыше 10 лет) обусловлено поддержкой государства, которое фактически выступает гарантом по всем кредитным обязательствам малых и средних предприятий, а также более частым обращением за кредитом именно этой группы заёмщиков.

    Как  и в любой другой стране, малый  бизнес в Великобритании сталкивается  с определёнными трудностями.  Ежегодно растёт число ликвидированных  предприятий и фирм-банкротов.  Соотношение наиболее часто называемых  предпринимателями проблем в  отношении ведения бизнеса покажем  на рисунке (см. рис. 3, приложение 5).

   Как видно  из диаграммы нехватка денежной  наличности и доступ к финансированию  не являются основными проблемами  малого бизнеса в отличие от  ситуации в Республике Беларусь.

   Законы  Великобритании предусматривают  упрощённую процедуру регистрации  индивидуальных предпринимателей. Для того, чтобы начать свою деятельность, следует просто уведомить соответствующий орган о своих намерениях (за исключением лицензируемых видов).

   Правительство  Великобритании охотно поддерживает  малый бизнес и с 1997 года  прилагает все усилия, чтобы создать  оптимальные условия для его  становления и роста. Данная  позиция основана на убеждении,  что малый бизнес может играть  определяющую роль в производственном  секторе экономики и повысить  уровень жизни в целом.

 Отражением  благоприятной налоговой политики  в отношении малых предприятий  служит тот факт, что ежедневно  в Великобритании создаются 50 новых фирм. Правительство Великобритании  поощряет рост малого бизнеса  посредством введения пониженных  ставок налога на доходы предприятий. [10, стр. 101] 

   Таким  образом, можно сделать вывод,  что при такой сильной поддержке  малый бизнес в Великобритании  может не опасаться за своё  будущее, даже не смотря на  то, что не выдерживает конкуренции  с крупным бизнесом по основным отраслям экономики.

 

2.3 Зарубежный опыт  малого бизнеса в Японии

Далее я бы хотела рассмотреть роль малого бизнеса  в Японии, где имел место мощный научно-технический прорыв после окончания второй мировой войны.

 В Японии  на начало1990-х гг. малые и средние  предприятия в отраслях производственной  и непроизводственной сферы (кроме  добывающей промышленности) составляли 99,1%, а численность занятых на  них – 79,2%. На долю подобных  фирм приходится 78% годовой выручки  в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле. [11, стр.23]

 В настоящее  время малый бизнес выпускает  около 40 % промышленной продукции  этой страны. Правительство Японии  приняло целый ряд законов,  которые стимулируют развитие  частных предприятий, работающих  в научно-технической области  и активно сотрудничающих с  крупными промышленными корпорациями. Также японскими властями организованы  учебно-консультационные центры, в  которых начинающий предприниматель  может получить всю необходимую  правовую информацию.

Поэтому, можно  отметить, что малое и среднее  предпринимательство в Японии находит  помощь не только со стороны правительства  и нескольких созданных им специализированных организаций, но и со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малым и средним  предприятиям в Японии включает следующие направления:

    • обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд — прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);
    • поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;
    • сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки.

Существующая  в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений. В последнем случае Корпорация кредитного страхования малых и средних предприятий и органы префектур ссужают Общество гарантии кредитов, которое направляет выделенные средства в частное кредитное учреждение, а то, в свою очередь, предоставляет малому предприятию заем в сумме, которая в 5-8 раз превышает вклад Общества гарантии кредитов, на срок до 5-7 лет.

Практикуется  также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов.

Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.

Финансовая поддержка  технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение  получило выделение субсидий, покрывающих  до 50% затрат, на создание центров повышения  технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

Неотъемлемый  элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация  затрат, связанных с подготовкой  кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников. [11,стр. 54]

Государство и  местные власти в равных долях  ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных центров, каковых имеется 17. Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством. [11, стр.54-55]

Таким образом, можно сделать вывод, что  малый  бизнес в Японии имеет  довольно сильную поддержку со стороны  государства  и может не опасаться  за своё будущее.

Анализ  зарубежного опыта малого бизнеса позволяет изучить и применить на практике принципы развития малого бизнеса в различных странах. Более того, это позволит государственным и муниципальным органам предоставлять необходимую поддержку частному бизнесу, позволяет нам понять, почему мы пока не можем приблизиться по экономическим показателям к развитой экономике.  

Глава3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его  развитием в Республике Беларусь.

Данная глава  является неотъемлемой частью моей работы, поскольку путём сравнения роли малого бизнеса в рыночных экономиках западных стран и в нашей страны, можно выделить основные моменты  во влиянии малого предпринимательства  на экономический прогресс страны. Сразу хотелось бы отметить то, что экономика Республики Беларусь является экономикой переходного типа. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране не совершенна, и, следовательно, развитие малого бизнеса имеет свои особенности.

3.1Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса.

   Становление  малого бизнеса в Республике  Беларусь происходило в достаточно  сложных условиях. Не менее важен  тот факт, что малое предпринимательство  в нашей стране не имеет  богатого опыта и поэтому в  его развитии возникают некоторые  проблемы, которые имеют место и по сей день.   Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

   Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

Основными нормативно-правовыми  документами, определяющими направления и меры в данной области, являются Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства».

В соответствии с действующим законодательством  малое предпринимательство существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере — до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
  • в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с привлечением для этого не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров.

Статистическая  отчетность о финансово-хозяйственной  деятельности малых предприятий введена в республике с 1997 г.(см. рис.1, приложение 2)

В 2003 г. в республике на 1000 жителей приходилось 3,1 малых предприятия и 19,2 индивидуальных предпринимателей (в 2002 г. соответственно — 2,9 и 19,1; 2001 г. — 2,8 и 18,1; 2000 г. — 2,8 и 15,8). По состоянию на 01.01.2004 г., в стране работало 30 987 малых предприятий, что по сравнению с 2002 г больше на 1943 предприятия, или на 6,7 % . При этом прирост численности малых предприятий в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составил 4,6 %, а в 2001 г. по сравнению с 2000 г. наблюдалось их уменьшение на 1,9 % (см. табл.2, приложение 3).

Деятельность  малых предпринимательских структур преимущественно ориентирована на сферу торговли и общественного питания — 42,4 % общего количества предприятий в 2003 г. (2002 г. — 44,4 %); в сфере промышленности занято около 22,2 % малых предприятий (2002 г. — 20,8 %); строительства — 11,6 % (2002 г. — 11,7 %); транспорта — 5,6 % (2002 г. —5,5 %). Все остальные отрасли имеют невысокий процент в общем количестве субъектов малого предпринимательства. Например, в сельском хозяйстве в 2003 г. было занято 316 малых предприятий, что составляло 1 % их общего количества (2002 г. — 299 предприятий, или 1 %). В области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения работало 672 предприятия, или 2,2 % (2002 г. — 614 предприятий, или 2,1 %). [12, стр67-69]

      Также хотелось бы представить  графически распределение предприятий  по формам собственности (см. рис. 4, приложение 6). Как видно, большинство малых предприятий находится в частной собственности, доля государства составляет всего 2,6% от всей численности малых предприятий. К государственной форме собственности в РБ в основном относятся крупные предприятия.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь