Малый бизнес, его роль в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по Микроэкономике.docx

— 40.83 Кб (Скачать файл)

Курсовая  работа

по Микроэкономике

Тема Малый  бизнес, его роль в российской экономике

студентки специальности

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Группы ЗБ - 12

Филатовой Натальи  Сергеевны

Шахты 2009

Введение

«Развитие малого бизнеса  важно для страны в целом…»  В.В. Путин

Экономика любого государства - это единая система взаимосвязанных  отраслей. В условиях рыночной экономики  предприятие является основной хозяйствующей  единицей, которая характеризуется  определенной отраслевой принадлежностью  и занимает особое место в системе  национальной экономики.

Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые  производят продукцию и услуги, сосредоточивают  в своей собственности большую  часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют  бюджет страны.

Каждая фирма является уникальной и неповторимой, но все, же имеет общие черты. Классификация  фирм позволяет выделить крупные(более 500 чел.), средние (до 500 чел.) и мелкие (до 100чел.) фирмы.

Одним из важных экономических  субъектов экономики являются малые  предприятия. Как правило, в экономике  развитых западных стран они занимают значительное место. К малым предприятиям за рубежом обычно относятся предприятия  по величине таких критериев, как  среднее ежегодное число занятых  на предприятии работников, сумма  прибыли, объем первоначального  капитала, объем активов предприятия  и ежегодный оборот. Основным критерием  отнесения предприятия к малому является его численность. Малые предприятия представляют собой коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых установлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период: в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Малые предприятия имеют определенные преимущества:

1) способствуют созданию  значительного числа новых рабочих  мест и привлечению к своей  деятельности свободного населения;

2) стимулируют ускорение  реализации научно-технических новшеств, возрождение подсобных производств  и народных ремесел;

3) обладают гибкостью  и оперативностью в действиях,  высокой приспособляемостью (адаптацией) к местным условиям. Расходы на  управление, как правило, невелики. В то же время малые предприятия  характеризуются относительно длительными  сроками развития в связи с  малым объемом первоначального капитала. Для них существует проблема привлечения финансовых ресурсов. Как правило, они имеют невысокий уровень профессионального менеджмента, относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия. В экономике малые предприятия играют положительную роль, их деятельность подвержена воздействию многих факторов. В связи с этим государство должно постоянно поддерживать малое предпринимательство. Возможными направлениями государственной поддержки могут быть формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов и т.д.

1. Основные характеристики малого бизнеса

1.1 Понятие предприятия

Малое предприятие - это  самостоятельный хозяйствующий  субъект, образовавшийся в результате создания предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли.

Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным  субъектом рыночных отношений.

1. Организационное  единство - это наличие на предприятии  коллектива,

2. организованного  определенным образом, имеющего  свою внутреннюю структуру и  порядок управления.

3. Производственно-техническое  единство - это объединение предприятием  экономических ресурсов для производства  товаров и услуг (определенный  комплекс средств производства, капитал, технологию).

4. Наличие обособленного  имущества, которое предприятие  самостоятельно использует в  определенных целях.

5. Предприятие несет  полную ответственность своим  имуществом по обязательствам, возникающим  в процессе его деятельности.

6. Оперативно-хозяйственная  и экономическая самостоятельность  -

7. предприятие само  осуществляет разного рода сделки  и операции, само получает прибыль  и несет убытки.

В Гражданском кодексе  РФ определяется главная цель коммерческого  предприятия - это достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, то есть превышение результатов над  затратами. Также предприятие имеет  целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют дерево целей данного предприятия.

1.2 Задачи предприятия

Задачи, решаемые предприятием в процессе его функционирования.

1. Бесперебойный и  ритмичный выпуск высококачественной  продукции в соответствии с  имеющимися производственными возможностями.

2. Удовлетворение  общественных потребностей в  продукции, всемерный учет требований  потребителей, формирование эффективной  маркетинговой политики.

3. Эффективное использование  производственных ресурсов (основного  капитала, материальных, финансовых  и трудовых ресурсов), повышение  эффективности производства.

4. Разработка стратегии  и тактики поведения предприятия  на рынке.

5. Обеспечение конкурентоспособности  предприятия и его продукции,  поддержание высокого имиджа  и деловой репутации предприятия.

6. Совершенствование  организации производства, труда  и управления; использование новейших  достижений НТП в производстве.

7. Обеспечение социальной  эффективности производства (рост  квалификации и большей содержательности  труда работников, повышение их  уровня жизни, создание благоприятного  морально-психологического климата  в трудовом коллективе).

Одна из главных  целей предприятия - это превышение результатов над затратами, т. е. достижение возможно большей прибыли  или возможно высокой рентабельности.

Чтобы достигнуть этой цели, предприятия должны:

1. выпускать высококачественную  продукцию, систематически ее  обновлять и оказывать услуги  в соответствии со спросом  и имеющимися производственными  возможностями;

2. рационально использовать  производственные ресурсы с учетом  их взаимозаменяемости;

3. разрабатывать стратегию  и тактику поведения предприятия  и корректировать их в соответствии  с изменяющимися обстоятельствами;

4. систематически  внедрять все новое и передовое  в производство, в организацию  труда и управление;

5. заботиться о  своих работниках, росте их квалификации  и большей содержательности труда,  повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического  климата в трудовом коллективе;

6. обеспечивать конкурентоспособность  предприятия и продукции, поддерживать  высокий имидж предприятия;

7. проводить гибкую  ценовую политику и осуществлять  другие функции.

8. Любое предприятие  функционирует в определенной  среде, оно может действовать  только в том случае, если среда  допускает его. Предприятие постоянно  обменивается с внешней средой  ресурсами и другими факторами  с целью обеспечения возможности  выживания, так как внешняя  среда является источником производственных  ресурсов, которые необходимы для  формирования и поддержания производственного  потенциала. Предприятие не способно  контролировать факторы внешней  среды. В связи с подобными  изменениями, происходящими вне  предприятия, во внешней среде,  руководители изменяют внутреннюю  организационную структуру.

Внешняя среда предприятия - это условия и факторы, возникающие  независимо от деятельности предприятия  и оказывающие существенное воздействие  на него. Внешние факторы подразделяют на две группы:

1. факторы прямого  воздействия - это факторы, которые  оказывают прямое (непосредственное) влияние на деятельность предприятия.  К таким факторам относят поставщиков  ресурсов, потребителей, конкурентов,  трудовые ресурсы, государство,  профсоюзы, акционеров (если предприятие  является акционерным обществом);

2. факторы косвенного  воздействия - это факторы, которые  не оказывают прямого действия  на деятельность предприятия,  но их следует учитывать для  выработки правильной стратегии.

Можно выделить следующие  наиболее значимые факторы косвенного воздействия:

1. политические факторы  - основные направления государственной  политики методы ее реализации, возможные изменения в законодательной  и нормативно-технической базе, заключаемые  правительством международные соглашения  в области тарифов и торговли  и т. д.;

2. экономические факторы  - темпы инфляции или дефляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные

3. и налоговые ставки; величина и динамика внутреннего  валового продукта производительность  труда и т. д.;

4. социальные факторы  внешней среды - отношение населения  к работе и качеству жизни;  обычаи и традиции, существующие  в обществе; разделяемые людьми  ценности; менталитет общества; уровень  образования и т. п.;

5. технологические  факторы - их анализ позволяет  предвидеть возможности, связанные  с развитием науки и техники,  а также оперативно перестроиться  на производство и реализацию  технологически перспективного  продукта, спрогнозировать момент  отказа от используемой технологии.

Проводить анализ внешней  среды предприятия сложно потому, что она неопределенна, сложна, подвижна, а также имеет сложные взаимосвязи  между ее факторами. Современная  внешняя среда изменяется с нарастающей  скоростью, что требует постоянного  анализа внешней среды и выработки  такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности  и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда  предприятия - это среда, которая  определяет технические и организационные  условия работы предприятия и  является результатом управленческих решений. Предприятие анализирует  внутреннюю среду предприятия с  целью выявления слабых и сильных  сторон его деятельности Это необходимо потому, что предприятие не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала При этом ему необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда  организаций включает в себя следующие  основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная  структура.

Анализ внутренней среды для предприятия важен  потому, что:

1. предприятию важно  определить свои внутренние возможности,  потенциал, на который можно  рассчитывать в конкурентной  борьбе для достижения поставленных  целей;

2. подобный анализ  внутренней среды позволяет лучше  уяснить цели и задачи предприятия.

Основные элементы внутренней среды предприятия.

1. Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.

Информация о работе Малый бизнес, его роль в российской экономике