Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:47, контрольная работа
В последнее время актуальными вопросами, обсуждаемыми отечественными политиками, социологами и экономистами, являются проблемы влияния мирового финансового кризиса на экономику России и собственно ее развитие на основе внедрения инноваций, роста производительности труда. Очевидно, что свою лепту в это развитие может внести малый бизнес (малое предпринимательство). Все вышеперечисленные факты обуславливают целесообразность проведения в данной работе анализа специфики развития малых предприятий в нашей стране и необходимость показать возможности расширения сферы малого предпринимательства. Это и является целью работы.
Введение…..…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Специфика малых предприятий в России ……................................... 4
1.1 Понятие малого предприятия ...................................................................... 4
1.2 Региональная специфика малого предпринимательства в России……....7
Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России...………………12
2.1 Проблемы становления и развития малого бизнеса в России ..……….12
2.2. Перспективы развития малого бизнеса в России ……..………………..16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы...…………………………………………22
Очевидно, что в отличие от Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. новый закон регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений. Во-первых, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Формы документов, используемые
при государственной
Важным новшеством комментируемого закона по сравнению с Федеральным законом 88-ФЗ 1995 года является то, что он устанавливает практически универсальные требования как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства. Следует напомнить, что критерии, закрепленные ст. 3 Федерального закона № 88-ФЗ от 1995 г., применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.
Особенно важны малые предприятия для регионов, так как, работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения. Кроме того, и это немаловажно, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия.
Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным.
В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.
Основные факторы, которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами и состоят из следующих групп:
Самая масштабная проблема
Таковы результаты
Вне зависимости от региона проблемы малого предпринимательства одинаковые - административные барьеры, коррупция, дефицит рабочей силы, высокие тарифы, в том числе на Интернет. Пути решения также аналогичны - взятки чиновникам и практически полный отказ от участия в муниципальных программах по поддержке бизнеса.
В проблемах с
Среди других острых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели: низкая доступность земельных участков (эту проблему обозначили 39,1% респондентов) и производственных помещений (34,6%), несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям бизнеса (31,1%). Существующие тарифы на электроэнергию, по мнению 62 процентов опрошенных, ограничивают развитие компаний. Сложности у малого бизнеса возникают даже с тарифами на Интернет: при достаточно высокой доле компаний (68%), оценивающих их как умеренные или низкие, почти для четверти (23%) представителей российского малого и среднего бизнеса дорогой Интернет тоже играет роль барьера.
Большие проблемы сосредоточены и в кадровой сфере: более половины руководителей говорят о том, что найти инженеров и технических специалистов либо сложно (38%), либо практически невозможно (18%). Без особых проблем решают кадровые вопросы только 23 процента руководителей. В итоге эта цифра позволила России занять только 29-е место из 31 в европейском рейтинге кадрового благополучия, опередив лишь Эстонию и Литву (лидеры рейтинга - Болгария, Венгрия, Дания; средний показатель кадрового благополучия для Евросоюза составляет 47%).
Но улучшать ситуацию для малого бизнеса в регионах, по признанию самих предпринимателей, не спешат ни местные чиновники, ни сам бизнес. Так, практически никто не участвует в региональных и муниципальных программах поддержки (90% и 93% респондентов соответственно), а даже те, кто работает по ним, в большинстве случаев их эффективности не отмечают.
В итоге лидером рейтинга Опоры России с довольно серьезным отрывом стала Московская область. По мнению организации, регион является абсолютным победителем по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса. По четырем из пяти слагаемых общего рейтинга - "Недвижимость и инфраструктура", "Людские ресурсы", "Финансовые ресурсы", "Система поставщиков" - область занимает первые места среди всех регионов. Относительно слабой стороной выглядит только одна из составляющих - "Административный климат и безопасность". Лидерство Московской области в рейтинге описывается формулой "все то же самое, что в Москве, только дешевле". По данным Опоры России, предприниматели в Московской области имеют большие возможности для выбора персонала: помимо более чем шестимиллионного населения здесь работают жители ближайших регионов. При этом уровень зарплаты в Московской области существенно ниже, чем в Москве, что снижает издержки предпринимателей. Кроме того, малый бизнес в Подмосковье имеет свободный доступ к финансовым ресурсам Москвы, московским поставщикам и транспортно-логистической инфраструктуре. Вместе с этим интенсивность конкуренции между малыми предприятиями в Подмосковье существенно ниже, что упрощает доступ к недвижимости и другим факторам производства.
По мнению организации, второй результат Краснодарского края закономерен: в течение длительного времени политика местных властей была направлена на создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. Отчасти потому, что крупная промышленность на Кубани практически отсутствовала. В результате, хотя Краснодар и не является крупным финансовым центром, кредитные ресурсы здесь доступнее, чем во многих других регионах.
Исследование "Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРА 2010 - 2011" было подготовлено на основе опроса более чем 6 тыс. руководителей малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Учитывалось пять факторов: "недвижимость и инфраструктура", "людские ресурсы", "финансовые ресурсы", "административный климат и безопасность" и "система поставщиков". Исследование проводилось в 40 регионах.
Челябинская область на третьем месте, однако, она имеет серьезный провал относительно лидирующих регионов - по уровню недвижимости и инфраструктуре регион занимает только 13-е место. Иначе область вполне могла бы конкурировать с Краснодарским краем. В целом, как отмечают предприниматели, которые оказались на презентации исследования Опоры России, его результаты были и так очевидны: отсутствие квалифицированных кадров и административные барьеры - проблемы вечные. Для того чтобы узнать об их существовании, не обязательно было заказывать дорогостоящее исследование4.
Таблица 1. Рейтинг российских регионов по индексу условий
для развития МСБ, %
№ |
Регион |
Недвижимость и инфраструктура |
Кадры |
Финансы |
Административные барьеры |
Поставщики |
1 |
Московская область |
3,03 |
3,17 |
3,17 |
3,64 |
3,64 |
2 |
Краснодарский край |
2,82 |
2,64 |
3,01 |
3,75 |
3,40 |
3 |
Челябинская область |
2,74 |
2,69 |
2,77 |
3,65 |
3,53 |
4 |
Ставропольский край |
2,85 |
2,60 |
3,00 |
3,77 |
3,07 |
5 |
Самарская область |
2,92 |
2,74 |
2,65 |
3,48 |
3,29 |
6 |
Астраханская область |
2,65 |
2,39 |
2,92 |
3,78 |
3,33 |
7 |
Белгородская область |
2,75 |
2,86 |
2,34 |
3,79 |
3,24 |
8 |
Калужская область |
2,73 |
2,46 |
2,76 |
3,71 |
3,23 |
9 |
Пермский край |
2,77 |
2,49 |
2,40 |
3,61 |
3,46 |
10 |
Республика Башкортостан |
2,80 |
2,46 |
2,36 |
3,63 |
3,46 |
11 |
Оренбургская область |
2,71 |
2,58 |
2,41 |
3,56 |
3,32 |
12 |
Чувашская республика |
2,81 |
2,44 |
2,60 |
3,42 |
3,20 |
13 |
Липецкая область |
2,93 |
2,60 |
2,51 |
3,16 |
3,25 |
14 |
Тюменская область |
2,88 |
2,58 |
2,30 |
3,55 |
3,13 |
15 |
Волгоградская область |
2,62 |
2,43 |
2,40 |
3,49 |
3,42 |
16 |
Владимирская область |
2,70 |
2,44 |
2,29 |
3,56 |
3,28 |
17 |
Москва |
2,64 |
2,50 |
2,31 |
3,38 |
3,22 |
18 |
Омская область |
2,66 |
2,38 |
2,24 |
3,41 |
3,28 |
19 |
Воронежская область |
2,83 |
2,55 |
2,58 |
3,12 |
2,86 |
20 |
Ярославская область |
2,55 |
2,35 |
2,44 |
3,44 |
3,08 |
21 |
Архангельская область |
2,53 |
2,46 |
2,33 |
3,47 |
3,07 |
22 |
Мурманская область |
2,58 |
2,43 |
2,40 |
3,41 |
3,02 |
23 |
Республика Татарстан |
2,64 |
2,47 |
2,50 |
3,29 |
2,91 |
24 |
Новосибирская область |
2,52 |
2,47 |
2,37 |
3,31 |
3,13 |
25 |
Санкт-Петербург |
2,61 |
2,50 |
2,09 |
3,27 |
3,19 |
26 |
Томская область |
2,65 |
2,54 |
1,84 |
3,55 |
2,99 |
27 |
Тульская область |
2,40 |
2,27 |
2,06 |
3,63 |
3,21 |
28 |
Рязанская область |
2,61 |
2,68 |
2,40 |
3,11 |
2,74 |
29 |
Свердловская область |
2,80 |
2,42 |
2,17 |
3,23 |
2,89 |
30 |
Республика Бурятия |
2,31 |
2,46 |
1,91 |
3,63 |
3,13 |
31 |
Красноярский край |
2,67 |
2,08 |
2,03 |
3,46 |
3,15 |
32 |
Приморский край |
2,32 |
2,05 |
2,32 |
3,46 |
3,23 |
33 |
Ленинградская область |
2,37 |
2,51 |
2,38 |
3,18 |
2,94 |
34 |
Нижегородская область |
2,47 |
2,25 |
2,12 |
3,43 |
3,03 |
35 |
Новгородская область |
2,59 |
2,06 |
2,17 |
3,54 |
2,90 |
36 |
Тверская область |
2,25 |
2,23 |
2,37 |
3,25 |
2,73 |
37 |
Калининградская область |
2,46 |
2,30 |
1,91 |
3,23 |
2,94 |
38 |
Хабаровский край |
2,27 |
2,11 |
1,97 |
3,13 |
3,07 |
39 |
Ростовская область |
2,51 |
2,45 |
1,82 |
3,01 |
2,66 |
40 |
Иркутская область |
2,37 |
1,85 |
1,82 |
3,09 |
2,95 |