Малый бизнес и его проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время  актуальными вопросами, обсуждаемыми отечественными политиками, социологами и экономистами, являются проблемы влияния мирового финансового кризиса на экономику России и собственно ее развитие на основе внедрения инноваций, роста производительности труда. Очевидно, что свою лепту в это развитие может внести малый бизнес (малое предпринимательство). Все вышеперечисленные  факты обуславливают целесообразность проведения в данной работе анализа  специфики развития малых предприятий в нашей стране и необходимость показать возможности расширения сферы малого предпринимательства. Это и является целью работы.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Специфика малых предприятий в России ……................................... 4
1.1 Понятие малого предприятия ...................................................................... 4
1.2 Региональная специфика малого предпринимательства в России……....7
Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России...………………12
2.1     Проблемы становления и развития малого бизнеса в России ..……….12
2.2. Перспективы развития малого бизнеса в России ……..………………..16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы...…………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие малого бизнеса.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса  в России

 

2.1. Проблемы  становления и развития малого бизнеса в России

 

Несмотря на увеличение общего числа  малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

К главным проблемам  российского малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового  характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т. д, во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения. Необходимо отметить, что помимо специального законодательства критерии отнесения хозяйствующих субъектов к числу субъектов малого предпринимательства устанавливают и иные нормативно-правовые акты. Так, в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса РФ предприятие считается малым, если численность его работников не превышает 40 человек, а в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - 25 человек. Налоговый кодекс РФ, закрепляя в главе 26.2 упрощенную систему налогообложения, предусмотренную для малых форм предпринимательской деятельности, также устанавливает собственные критерии определения малого предпринимательства. Так, согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели и организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей, а также иные организации и индивидуальные предприниматели, указанные в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Различные трактовки понятия «субъект малого предпринимательства» порождают многочисленные проблемы в практической деятельности предпринимателей. Как справедливо отмечает И.С. Шиткина, для оптимизации правоприменения, обеспечения эффективной поддержки малых предприятий необходимо унифицировать критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым предприятиям, приведя в соответствие гражданское и налоговое законодательство.5

В этой связи интересен  опыт зарубежных стран. В развитых странах  основным критерием отнесения хозяйствующего субъекта к малому бизнесу является в первую очередь средняя численность  работников, занятых за отчетный период на предприятии. Другой, наиболее часто применяемый критерий - размер уставного капитала организации, В Евросоюзе критерий малого бизнеса - численность 250 человек и оборот 40 млн. евро6. В США и Японии малый бизнес представлен совокупностью значительного числа малых и средних предприятий с численностью работающих не более 20 человек. У значительной части таких предприятий годовой товарооборот составляет до 3 млн. евро7.

Хотя в настоящее  время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.

В целом к недостаткам  нормативно-правовой базы в отношении  малого предпринимательства можно  отнести:

  1. отставание законодательства от практики;
  2. нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
  3. возможность разного толкования законодательных положений;
  4. невозможность реализации важнейших положений, принятых законов
  5. наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;
  6. низкий уровень информирования о принимаемых законах.

Другая серьезная проблема законодательной сферы – неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и как следствие – создание стимула для развития теневого сектора экономики. По некоторым данным в настоящее время в России не регистрируются до половины малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70%, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается в среднем на 70 %. В результате таких неправомерных действий малые предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в 2 раза больше тех сумм, которые они туда перечисляют. Помимо общей непродуманности налогового кодекса в отношении малого бизнеса, необходимо отметить непрофессиональное применение на местах единого налога на вмененный доход. Предприятия малого бизнеса имеют право на ускоренную амортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый год своего существования им предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров или услуг до половины стоимости приобретенных основных средств, что уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме того, многие существующие законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы малым предприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По этой причине даже некоторые официальные лица называют действующий налоговый кодекс «враждебным» по отношению к предпринимательству. Государство также не принимает никаких мер по стимулированию коммерческих банков, осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество и гражданскую ответственность малых предприятий.

Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая  со стороны государства – неоправданные  административные барьеры. Они создаются  государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики – равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.

Одна из проблем - внутри малых предприятий социально-трудовые отношения изучены недостаточно. Затрагивается проблема расхождения  между социальным партнерством как  типом трудовых правоотношений, провозглашенным  трудовым законодательством, с одной стороны, и реальными социально-трудовыми отношениями в организациях - с другой стороны. Установлено, что у наемных работников, занятых у индивидуального предпринимателя (работодателя), нет юридических оснований для ведения социального диалога как в форме переговоров, так и в форме обсуждения какой-либо социально-трудовой проблемы на общем собрании (конференции). Как следствие, эта категория занятых в малом бизнесе граждан не включена в процесс заключения коллективных договоров, который относится к одному из факторов социального партнерства. Более того, распространение действия соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, заключенных между социальными партнерами регионального уровня, реально может привести к банкротству малых предприятий. Можно сделать вывод, что пока в сфере (сегменте) малого бизнеса объективно нет оснований для такого типа социально-трудовых отношений, как социальное партнерство.8

К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное  обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевное. Таким образом, следует отметить нерешенность вопросов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, отсутствие соответствующих ассигнований из федерального бюджета, без которых не могут быть реализованы прогрессивные финансово-кредитные схемы и технологии, позволяющие использовать заемные ресурсы.

В сфере обеспечения  малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В российских условиях мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последнее время снижалась, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и требуют очень серьёзные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. Притом, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены, обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительной документной базой доступа к кредитным ресурсам и проблемой обеспечения кредитов. Как правило, предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. Плюс к этому сроки кредитов российских банков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средства оптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года. Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банка в выдаче займов.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Диаграмма. Факторы, определяющие отказ малых предприятий от кредитов, % опрошенных9

 

 

На диаграмме продемонстрировано распределение факторов, определяющих отказ субъектов малого предпринимательства от получения кредитов. Диаграмма составлена на основе данных, полученных в результате опроса руководителей малых предприятий Российским независимым институтом социальных и национальных проблем.. С начала 90-х годов активность сотрудничества российских малых предприятий с отечественными и зарубежными кредитными институтами неуклонно падала. При этом лишь меньшая часть малых предприятий смогла получить ссуды для финансирования капиталовложений, большинство использовали кредиты в целях восполнения недостатка собственных оборотных средств. В диаграмме особенно обращает на себя внимание тот факт, что полное отсутствие «взаимоотношений» малого бизнеса с банками вряд ли возможно. Какой-то минимум сотрудничества банков и организаций существует всегда, хотя бы на уровне обслуживания расчетных счетов. Следовательно, этот фактор следует понимать скорее как невозможность получения от партнерского банка не только кредитных, но и любых других услуг.

 

 

 

2.2. Перспективы развития малого бизнеса в России

 

Какие же прогнозы можно  сделать относительно развития предпринимательства в целом по России?

Центральный экономический  район располагает запасами минерального сырья, что создает благоприятные  условия для развития здесь сети малых предприятий по выпуску  строительных материалов, имеющих широкий  и постоянный рынок сбыта. Это обусловлено высокой степенью плотностью населения и сохраняющимся дефицитом данной продукции на потребительском рынке. Наличие многочисленных производственных отходов (кожевенного, текстильного, трикотажного производства, полиэтиленовой пленки, крахмального производства, золы, макулатуры и т.д.) может стать сырьевой базой для создания в регионе новых малых и средних предприятий. Развитие малого предпринимательства в пищевой промышленности возможно в направлении производства мясных продуктов, молокопродуктов, а также выращивания рыбы.

В Северном экономическом  районе, кроме сложившихся направлений  развития частного сектора, имеются  благоприятные условия для создания малых предприятий по производству строительных материалов, переработке  древесных отходов, выпуску пиломатериалов и столярных изделий. На базе имеющихся производственных отходов (кожевенного и обувного производства) возможно создание предприятий по выпуску товаров народного потребления.

Информация о работе Малый бизнес и его проблемы