Малый и средний бизнес в РТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике на примере экономики РТ. В работе поставлены следующие задачи: - изучить понятие и признаки малого и среднего бизнеса; - исследовать функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике; - обозначить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса; - изучить исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса; - узнать, какова роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ; - разработать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….2
1. Теоретические основы исследования малого и среднего бизнеса…………..4
1.1. Понятие и признаки малого и среднего бизнеса……………………...........4
1.2. Функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике………………………………………………………………………….7
1.3 Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса…………………11
2. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РТ…………..16
2.1. Исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса в РТ..16
2.2. Роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ……………………........19
2.3. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ…………….24
Заключение …………………………………………………………………...…30
Список использованной литературы………………………………………...…33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

·  расширение производства потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, непривлекательных для крупного бизнеса, приближение их к потребителю, вовлечение в производство части материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

·  разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств, что способствует развитию научно-технического прогресса. Стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты;

·  источник относительно стабильных бюджетных поступлений.

По политической значимости:

·  формирование политических взглядов. Являясь наиболее многочисленным классом собственников, представители малого предпринимательства либо сами формируют свои политические взгляды, либо становятся объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Как свидетельствует исторический опыт ряда стран, настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Деятельность большей части  малых предприятий несет социальную нагрузку и объединяет социально-незащищенные группы населения. Поэтому роль малых  предприятий на современном этапе  состоит в поддержке усилий слабозащищенных  групп населения по выживанию.

Малые и средние предприятия  являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально  развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных  странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и  места небольших предприятий  в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а  также от целей, стоящих перед  сферой малого и среднего предпринимательства  в новых социально-экономических  условиях.

Малое и среднее предпринимательство  – это не только источник средств  существования, но и средство раскрытия  творческих и интеллектуальных возможностей людей.

Малое и среднее предпринимательство  имеет ряд преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов малого бизнеса в  системе воспроизводства. Это высокая  гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним  воздействиям, быстрая оборачиваемость  средств, высокий уровень специализации  производства и труда.

Малый и средний бизнес представляет собой особую модель бизнеса, ограниченную такими условиями, как численность занятых, размеры капитала, масштаб производства. Функционирование предприятия малого бизнеса на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, активное взаимодействие с потребителем, узкая специализация производства, низкая капиталоемкость бизнеса - данные преимущества повышают устойчивость на внутреннем рынке. Однако быстрое реагирование малых и средних предприятий на изменения условий функционирования делает его, с одной стороны, более мобильным и приспосабливаемым, с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных научно-технических, финансовых, производственных, трудовых ресурсов [7, с.89].

 

1.3. Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса

Роль государства в развитии малого и среднего предпринимательства  раскрывается в системе поддержки  бизнеса.

Система поддержки малого и среднего предпринимательства – это совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые  для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

Целью системы поддержки малого и среднего бизнеса является создание благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки  малым предприятиям в различных  направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания спектра  деловых услуг, налаживания деловых  контактов и кооперации, а также  в прочих аспектах, потребность в  которых может возникнуть у предпринимателей.

Система поддержки малого предпринимательства предполагает:

  • развитие инфраструктуры – создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях;
  • информационное обеспечение; создание баз данных для малых предприятий, а также муниципальных звеньев системы информационного обмена для субъектов малого предпринимательства; разработку системы доступа к информации субъектов малого предпринимательства, в том числе через средства массовой информации;
  • обучение кадров;
  • создание специализированных программ для обучения социально незащищенных слоев населения, начинающих предпринимателей в депрессивных районах и сельской местности; создание современного методического обеспечения подготовки кадров для сферы малого предпринимательства;
  • выставочно-ярмарочную деятельность, проведение конференций, конкурсов, съездов и других массовых мероприятий.

Важными задачами государственной  политики, направленной на поддержку  малого и среднего предпринимательства, являются формирование и обеспечение  устойчивого функционирования организаций, образующих инфраструктуру поддержки  малого бизнеса на областном и  муниципальном уровнях.

Существующие в настоящее время  элементы инфраструктуры государственной  поддержки малого предпринимательства  многообразны, что соответствует  разнообразию видов услуг, необходимых  для развития малого предпринимательства, но одновременно отражает и существующую неопределенность в подходах к организации  поддержки малого предпринимательства, разное понимание того, какие задачи и функции должны выполнять те или иные институты.

Основными формами осуществления  поддержки малого и среднего предпринимательства  являются:

·  кредитно-финансовая;

·  производственно-технологическая;

·  информационная;

·  обучение.

Кредитно-финансовая поддержка имеет большое значение для развития малого и среднего предпринимательства. Она должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного климата с участием финансовых институтов и других организаций. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению существующей негативной тенденции ухода этих предприятий от налогов.

Денежное кредитование является одним  из наиболее рискованных видов вложения средств. Это происходит, во-первых, из-за высокого риска вложения капитала вследствие небольшого «срока жизни» малых и средних фирм 2 – 7 лет  и ограниченных объемов ликвидного имущества, которое может быть использовано в качестве залога. Во-вторых, из-за недостаточного уровня квалификации персонала  на малых и средних предприятиях - низкий уровень разработки бизнес-планов. В-третьих, неразвитость системы страхования  предпринимательских рисков (в том  числе возврата заемных средств), одна из причин которой – высокий уровень инфляции в стране (отсюда – высокая стоимость страхования).

Производственно-технологическую поддержку малым и средним предприятиям, которая заключается в предоставлении на льготных условиях помещений, средств связи, оргтехники; организации участия в выставках, ярмарках, семинарах; в поиске партнеров, потребителей научного продукта, трансфере технологий; оказании консалтинговых услуг, оказывают инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы.

Информационная поддержка. Рынок – это сложная структурированная система, охватывающая различные предприятия, фирмы, организации, которые взаимосвязаны между собой производственными и коммерческими отношениями. Предлагать рынку информацию только конкретного сектора рынка – это значит искусственно вырывать из системы какой-то ее сегмент, лишая возможности рассматривать рынок как целое. В базе данных необходимо представление всех секторов экономики: промышленности, торговли, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др. Важным является вопрос о глубине информации – о количестве показателей, характеризующих структуру рынка. Если в первые годы становления рынка необходимым и достаточным считалось наличие в деловых справочниках или базах данных самых общих сведений – название, адрес, телефон, вид деятельности, то по мере развития рыночных отношений требования к предоставляемой информации стали возрастать. Уже необходим не просто некий перечень информации из справочника баз данных, а возможность сделать обоснованный выбор деловых партнеров, бизнес-ресурсов для формирования предложений еще на этапе работы с первичной информацией.

Обучение. В настоящее время обучение предпринимателей является важной задачей для развития малого предпринимательства. Это объясняется развитием рыночных отношений, требующих постоянного поиска новых резервов эффективности.

Можно выделить следующие сегменты этого специфического рынка образовательных  услуг:

1. Программы, ориентированные непосредственно  на предпринимателей малого бизнеса.  Они отличаются своей ориентацией  на различные этапы развития  бизнеса: начало нового бизнеса;  развитие существующего бизнеса;  интернационализация бизнеса и  развитие внешних связей (в том  числе выход на внешние рынки); реструктурирование и создание  сети малых фирм.

2. Программы, направленные на  развитие среды и политики  поддержки малого бизнеса. Здесь  можно выделить программы, ориентированные  на различные типы структур  и организацию поддержки и  развития малых предприятий: государственные  органы власти различных уровней;  государственные структуры поддержки  малого бизнеса; независимые организации  (например, агентства развития); финансовые  учреждения; бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, научные парки.

3. Университетские программы (спецкурсы в программах бакалавров, магистров, курсы по выбору в программах МБА университетских бизнес-школ).

4. Программы для школ и колледжей  в системе среднего и среднего  специального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РТ

2.1. Исторические  аспекты формирования малого  и среднего бизнеса в РТ

Рассмотрим исторические особенности  развития малого предпринимательства в нашем регионе. В дореволюционной России самой распространенной формой организации трудовой деятельности были малые ремесленные производства (30% от всех объемов производства). Так, в начале ХХ века в европейской части России насчитывалось 2 044 801 мелких сельских промыслов. Мелкое кустарное и ремесленное производство охватывало все отрасли экономики. Характерными признаками малого бизнеса в РТ в рассматриваемый период были: широкое применение наемного труда; сосредоточение предприятий в сельской местности; отсутствие автоматизации труда и пр.

Меры по стимулированию мелкого  производства до 1917 года носили комплексный  характер и были направлены на поощрение  малого бизнеса. В качестве оборотных  средств на развитие мелкого кредита  использовались: правительственные  ссуды из фонда государственных  сберегательных касс с процентной ставкой  ниже 4%; местные продовольственные  капиталы; облигационные займы; страховые  капиталы земств.

Политика в отношении малого и среднего бизнеса после революции 1917 г. характеризуется постепенным вытеснением этой формы предпринимательства. Если в годы НЭПа частный сектор экономики состоял на 80% из денационализированных малых предприятий, то ко второй 1920-х годов доля малого бизнеса сократилась до 15%. Эта целенаправленная и планомерная политика проводилась в рамках коллективизации и индустриализации, были предприняты следующие меры: ужесточение налогообложения (патентный сбор с предприятия за данный определенный период засчитывался в размере 50% в уплату уравнительного сбора. Уравнительный сбор взимался с определенного процента к оборотам предприятия и исчислялся по оборотам на предшествующий период; обложение подоходным налогом по совокупному доходу; обложение временным государственным налогом на сверхприбыль); ограничение видов деятельности малых предпринимателей; уничтожение инфраструктуры малого бизнеса. Политика государства в отношении малого производства была закреплена конституционально: в Конституции СССР 1936 года малое предпринимательство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию. Данное отношение к мелкому производству было характерно и в 1960-70 гг. И только в 1976 году было принято Положение о кустарно-ремесленных промыслах, которое создало предпосылки для некоторой активизации индивидуальной трудовой деятельности и малого предпринимательства.

Информация о работе Малый и средний бизнес в РТ