Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике на примере экономики РТ. В работе поставлены следующие задачи: - изучить понятие и признаки малого и среднего бизнеса; - исследовать функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике; - обозначить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса; - изучить исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса; - узнать, какова роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ; - разработать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ.
Введение……………………………………………………………….………….2
1. Теоретические основы исследования малого и среднего бизнеса…………..4
1.1. Понятие и признаки малого и среднего бизнеса……………………...........4
1.2. Функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике………………………………………………………………………….7
1.3 Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса…………………11
2. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РТ…………..16
2.1. Исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса в РТ..16
2.2. Роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ……………………........19
2.3. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ…………….24
Заключение …………………………………………………………………...…30
Список использованной литературы………………………………………...…33
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, «челночные» рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового
рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной
Но главная причина
сокращения числа малых предприятий
- низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых и средних
предприятий вследствие трудностей
с первоначальным накоплением капитала,
невозможность получения
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса. Для этого им должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение “убивает” в России малое и среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые и средние предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой, не столько
экономической, сколько административной
является бюрократия нашего государственного
аппарата. Эта проблема не обсуждается
ни на каком уровне и ни одна программа
не предусматривает мер по борьбе
с чиновничьим беспределом в
Российской Федерации. На уровне центрального
правительства принимается
К настоящему времени сделаны
только самые первые шаги в правовом
и организационном обеспечении
формирования малого и среднего предпринимательства
в качестве особого сектора экономики
России. Действенной системы
Комплекс первоочередных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
· нормативно-правовое;
· финансово-кредитное;
· обеспечение безопасности;
· информационно-техническое;
· организационное;
· кадровое и консультационное обеспечение;
· внешнеэкономическая
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть
формирование эффективных институтов
рыночной инфраструктуры, товарного
рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного
и венчурного предпринимательства,
информационной, консультационной и
аудиторской деятельности, а также
создание комплексной государственно-
Для реализации данных программ
должны быть привлечены не столько
средства государственного бюджета, сколько
возможности частного - отечественного,
а при необходимости и
Заключение
Проведенный анализ теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса в России позволил сформулировать следующие выводы:
- малый бизнес представляет собой особую модель бизнеса, ограниченную такими условиями, как численность занятых, размеры капитала, масштаб производства. Функционирование предприятия малого бизнеса на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, активное взаимодействие с потребителем, узкая специализация производства, низкая капиталоемкость бизнеса - данные преимущества повышают устойчивость на внутреннем рынке. Однако быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его, с одной стороны, более мобильным и приспосабливаемым, с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных научно-технических, финансовых, производственных, трудовых ресурсов;
- средний бизнес сегодня создает практически столько же стоимости, сколько крупный. Соотношение их выручки составляет 44% против 56% в пользу крупного. То есть средний бизнес - важный игрок нашей экономики. Средний бизнес крайне поляризован. Более четверти компаний за последние семь лет уменьшили свой оборот. В то же время почти 40% в течение тех же семи лет росли темпами, превышающими 20% в год. Такая поляризация - симптом интенсивных структурных сдвигов в экономике и очень жесткой экономической среды. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в настоящее время связана с правовым регулированием деятельности малых предприятий, фискальным регулированием (специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и отчетности), развитием инфраструктуры малого бизнеса;
- как в РТ, так и в развитых странах, малое и среднее предпринимательство является важным движущим фактором рыночных преобразований и экономического роста и обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта. В отличие от индустриально развитых стран, где возрождение мелкомасштабного производства было естественно историческим процессом, развитие малого предпринимательства в России был крайне политизировано. Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры негативно сказывается на функционировании данного сектора;
- основные направления государственного стимулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах следующие: постоянный мониторинг состояний и тенденций развития малого предпринимательства; регулярное совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных условий для бизнеса в изменяющейся социально-экономической ситуации; развитие научно-технологической инфраструктуры, ориентированной на инновационные и высокотехнологичные субъекты МСП (бизнес-инкубаторы, технопарки (свободные экономические зоны и т.п.); выстраивание эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса - кластеризация, субконтрактинг, аутсорсинг; совершенствование и постоянное расширение форм финансовой и иной ресурсной поддержки малого предпринимательства; повышение экспортного потенциала и развитие форм международного сотрудничества в области развития малого предпринимательства; повышение престижа предпринимательской деятельности среди населения, вовлечение в бизнес социально-незащищенных групп населения и молодежи; развитие единой инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, построенной от государственного до муниципального уровня; развитие системы непрерывного образования и профессионального обучения сотрудников малых предприятий; интенсивное развитие информационных сетей и систем, обслуживающих разнообразные потребности малого бизнеса. В отличие от РФ, где главными направлениями государственной поддержки являются правовая, финансовая и фискальная поддержка, в развитых странах большой акцент делается на мониторинг состояния сегмента малого бизнеса, образовательные услуги и стимулирование инновационной деятельности.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О
развитии малого и среднего
предпринимательства в
2. Федеральный закон «О
государственной регистрации
3. Гражданский Кодекс
Российской Федерации (часть
4. Виленский А. В. Малый
и средний бизнес в крупном
мегаполисе; Издательский дом