Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:58, реферат
Многопрофильный машиностроительный комплекс Свердловской области обеспечивает своей продукцией все сектора экономики: нефтегазовый, химический, топливно-энергетический, транспортный, ВПК и многие иные отрасли.
Введение
Понятие машиностроительного комплекса
Машиностроительный комплекс России
Характеристика машиностроительной отрасли Свердловской области
Проблемы и перспективы развития регионального рынка машиностроительной продукции (на примере Свердловской области)
Заключение
Список используемой литературы
Машиностроение традиционно является одной из ключевых отраслей экономики Свердловской области. Машиностроительный комплекс насчитывает в своём составе почти три с половиной тысячи предприятий и организаций различных форм собственности. Во всём мире известны уральские флагманы машиностроения: Уралвагонзавод; Уралмаш; Уралхиммаш; Уральский турбинный завод; Уральский оптико-механический завод, Уралэлектротяжмаш. В области расположены десятки заводов, производящих продукцию для военно-промышленного комплекса России.
Многопрофильный машиностроительный комплекс Свердловской области обеспечивает своей продукцией все сектора экономики: нефтегазовый, химический, топливно-энергетический, транспортный, ВПК и многие иные отрасли.
Понятие машиностроительного комплекса
Машиностроительный комплекс — это совокупность взаимосвязанных отраслей машиностроения, обеспечивающих потребности народного хозяйства в машинах, оборудовании и приборах, а населения — в технических средствах домашнего обихода и некоторых других товарах народного потребления. Машиностроительный комплекс характеризуется единством технологических процессов производства, используемого оборудования и применяемых материалов. Особенностью машиностроительного комплекса является широкая кооперация между отраслями в производстве конечной продукции.
Машиностроительному комплексу принадлежит решающая роль в техническом перевооружении народного хозяйства и осуществлении научно-технического прогресса. От уровня развития машиностроения зависят темпы интенсификации производства, а также решение ряда социальных задач. КПСС и Советское правительство уделяют большое внимание развитию машиностроения, созданию новых подотраслей и отраслей, организации выпуска самых совершенных машин, оборудования и приборов, наращиванию производственных мощностей предприятий и объединений, входящих в машиностроительный комплекс, совершенствованию техники, технологии, организации и управлению производством.
Задачи развития машиностроительного комплекса состоят прежде всего в коренном повышении технического уровня выпускаемой продукции, создании и освоении производства техники новых поколений, позволяющей многократно повысить производительность труда, улучшить его условия, существенно снизить материальные затраты. Машиностроительному комплексу принадлежит решающая роль в новой технической реконструкции народного хозяйства. В государственных планах предусмотрено его ускоренное развитие (см. Инвестиционная политика, Структурная политика).
Особенностью развития машиностроения в настоящее время является переход на производство наукоёмкой продукции, способной конкурировать на мировом рынке с аналогичными образцами. В области проводится структурная диверсификация промышленности на кластерной основе и формирование инновационной инфраструктуры. Частично сформированы кластеры железнодорожного машиностроения, нефтегазового оборудования, медицинского приборостроения.
Большинство предприятий машиностроения преодолели последствия экономической нестабильности. Увеличивается загрузка заводов, растёт количество долгосрочных заказов. Ключевыми становятся задачи оптимизации производства и использования персонала, технического совершенствования оборудования и на этой основе повышения рентабельности, конкурентоспособности уральской продукции.
Машиностроители с интересом отнеслись к проекту «Славим человека труда!», многие в 2011 году приняли участие в конкурсах профессионального мастерства.
В зависимости от особенностей производства в машиностроительном комплексе выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение.
Тяжелое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских судов, локомотивов, вагонов. Предприятия этой группы тяготеют к металлургическим базам (сырьевой фактор) и районам потребления (потребительский фактор). Крупнейшие районы тяжелого машиностроения — Уральский (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (Санкт-Петербург). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском и других районах.
Общее машиностроение — группа отраслей
со средней металло- и энергоемкостью,
невысокой трудоемкостью. Основной фактор
размещения — потребительский. Ряд предприятий
тяготеют к металлургическим базам.
Предприятия общего машиностроения производят
оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной,
легкой и пищевой промышленности,
сельскохозяйственные машины.
Для сельскохозяйственного машиностроения главным является потребительский фактор. В отрасли производят зерноуборочные комбайны — Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск, картофелеуборочные — Рязань, льноуборочные машины — Бежецк и др. Крупные предприятия этой отрасли находятся также в Воронеже, Кургане, Новосибирске и т. д.
Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости и повышенной трудоемкости. Это приборостроение, производство вычислительной техники, электротехническая промышленность, автомобилестроение, производство оборудования для полиграфической и медицинской промышленности и т.д. Главные факторы размещения — трудовой и потребительский.
Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие производители грузовых автомобилей — заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (Нижний Новгород). Основной центр производства легковых автомобилей — Волжский автозавод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия отрасли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе и т.д.
Объемы производства в машиностроении в 90-е годы значительно сократились и в 1999 г. составили: легковых автомобилей 956 тыс.; грузовых 174 тыс.; тракторов 13 тыс.; вагонов грузовых 4 тыс.; металлорежущих станков 7,3 тыс.; телевизоров 276 тыс.; холодильников 1168 тыс.
Информация о работе Машиностроительный комплекс Свердловской области