Машиностроительный комплекс Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:58, реферат

Краткое описание

Многопрофильный машиностроительный комплекс Свердловской области обеспечивает своей продукцией все сектора экономики: нефтегазовый, химический, топливно-энергетический, транспортный, ВПК и многие иные отрасли.

Содержание

Введение
Понятие машиностроительного комплекса
Машиностроительный комплекс России
Характеристика машиностроительной отрасли Свердловской области
Проблемы и перспективы развития регионального рынка машиностроительной продукции (на примере Свердловской области)
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Понятие машиностроительного комплекса

Машиностроительный комплекс России

Характеристика машиностроительной отрасли Свердловской области

Проблемы и перспективы развития регионального рынка машиностроительной продукции (на примере Свердловской области)

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы состоит в том, что в условиях развития в Российской Федерации рыночных отношений коренным образом изменились организационно-экономический механизм и правовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями товарно-материальных или нематериальных ценностей. В значительной степени эти изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса, а также посреднические организации, функционирующие на рынке машиностроительной продукции.

Машиностроительный комплекс России имеет достаточно сложную структуру, включающую в себя целый ряд отдельных отраслей и производств. К их числу, прежде всего, относятся железнодорожное машиностроение, электротехническая промышленность, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, промышленность средств связи, автомобильная промышленность, подшипниковая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для городского коммунального хозяйства. При этом следует учитывать, что эффективность любых экономических преобразований в народном хозяйстве нашей страны во многом зависят от уровня интенсификации машиностроительного производства и развития его отдельных направлений.

Отрицательные последствия рыночных реформ в машиностроительном комплексе России проявились, прежде всего, в резком снижении объемов отечественного машиностроительного производства, что, в свою очередь, было обусловлено общим кризисным состоянием российской экономики и наличием целого ряда специфических особенностей в организации и управлении потоковыми процессами в сфере производства и коммерческого оборота машиностроительной продукции.

Машиностроение традиционно является одной из ключевых отраслей экономики Свердловской области. Машиностроительный комплекс насчитывает в своём составе почти три с половиной тысячи предприятий и организаций различных форм собственности. Во всём мире известны уральские флагманы машиностроения: Уралвагонзавод; Уралмаш; Уралхиммаш; Уральский турбинный завод; Уральский оптико-механический завод, Уралэлектротяжмаш. В области расположены десятки заводов, производящих продукцию для военно-промышленного комплекса России.

Многопрофильный машиностроительный комплекс Свердловской области обеспечивает своей продукцией все сектора экономики: нефтегазовый, химический, топливно-энергетический, транспортный, ВПК и многие иные отрасли.

 

 

 

 

 

Понятие машиностроительного комплекса

Машиностроительный комплекс — это совокупность взаимосвязанных отраслей машиностроения, обеспечивающих потребности народного хозяйства в машинах, оборудовании и приборах, а населения — в технических средствах домашнего обихода и некоторых других товарах народного потребления. Машиностроительный комплекс характеризуется единством технологических процессов производства, используемого оборудования и применяемых материалов. Особенностью машиностроительного комплекса является широкая кооперация между отраслями в производстве конечной продукции.

Машиностроительному комплексу принадлежит решающая роль в техническом перевооружении народного хозяйства и осуществлении научно-технического прогресса. От уровня развития машиностроения зависят темпы интенсификации производства, а также решение ряда социальных задач. КПСС и Советское правительство уделяют большое внимание развитию машиностроения, созданию новых подотраслей и отраслей, организации выпуска самых совершенных машин, оборудования и приборов, наращиванию производственных мощностей предприятий и объединений, входящих в машиностроительный комплекс, совершенствованию техники, технологии, организации и управлению производством.

Задачи развития машиностроительного комплекса состоят прежде всего в коренном повышении технического уровня выпускаемой продукции, создании и освоении производства техники новых поколений, позволяющей многократно повысить производительность труда, улучшить его условия, существенно снизить материальные затраты. Машиностроительному комплексу принадлежит решающая роль в новой технической реконструкции народного хозяйства. В государственных планах предусмотрено его ускоренное развитие (см. Инвестиционная политика, Структурная политика).

Особенностью развития машиностроения в настоящее время является переход на производство наукоёмкой продукции, способной конкурировать на мировом рынке с аналогичными образцами. В области проводится структурная диверсификация промышленности на кластерной основе и формирование инновационной инфраструктуры. Частично сформированы кластеры железнодорожного машиностроения, нефтегазового оборудования, медицинского приборостроения.

Большинство предприятий машиностроения преодолели последствия экономической нестабильности. Увеличивается загрузка заводов, растёт количество долгосрочных заказов. Ключевыми становятся задачи оптимизации производства и использования персонала, технического совершенствования оборудования и на этой основе повышения рентабельности, конкурентоспособности уральской продукции.

Машиностроители с интересом отнеслись к проекту «Славим человека труда!», многие в 2011 году приняли участие в конкурсах профессионального мастерства.

Машиностроение имеет огромное значение в хозяйстве. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и т. д.). Об уровне развития любой страны судят и по уровню развития ее машиностроения. 
     Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, тракторостроение, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.

 Машиностроительное производство  имеет ряд особенностей, которые  влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты  специализация (сосредоточение предприятия  на выпуске одного или нескольких  видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве  готовой продукции участвуют  несколько предприятий). Например, автомобильный  завод выпускает один вид продукции  — автомобили, а многие детали  и узлы получает от других  предприятий, число которых может  быть очень велико. Поэтому многие  отрасли машиностроения размещаются  в районах, где хорошо развита  транспортная сеть (Центральная  Россия, Поволжье). Транспортный фактор  — важный фактор размещения  машиностроения.

 Производство многих  видов машиностроительной продукции  требует больших затрат труда  людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемки приборостроение, производство ЭВМ и другие  новейшие отрасли. Эти отрасли  также требуют постоянного внедрения  последних достижений науки, т. е. являются наукоемкими.

 Размещаются такие  производства в крупных городах  или рядом с ними (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) там, где имеется  много квалифицированных рабочих  и инженеров, есть научная база (крупные НИИ, КБ). Поэтому другие  важные факторы размещения отрасли  — факторы трудовых ресурсов  и науко-емкости.

 Многие машиностроительные  производства, особенно тяжелое  машиностроение (производство оборудования  для металлургии, горнодобывающей  промышленности), металлоемки, поэтому  важным фактором их размещения  является близость крупных металлургических  предприятий.

 Тяжелое машиностроение  развито на Урале, юге Западной  Сибири, т. е. в районах, где производится  много металла.

 Многие виды машиностроительной  продукции нужны везде, но некоторые (например, льноуборочные комбайны, тракторы для вывоза леса) требуются  только в отдельных регионах. При этом такие машины сложно  транспортировать из-за большого  веса и крупных размеров, значит их выгоднее производить в районах потребления. Поэтому близость потребителя то-же влияет на размещение отрасли.

 Машиностроение развито  во всех районах страны, но  специализация его различна в  разных регионах.

 Для того чтобы машиностроение  страны могло выйти из кризиса, требуется повышение технического  уровня продукции, снижение металлоемкости (многие машины слишком тязкелы и дороги), снижение трудоемкости производства за счет его автоматизации, обновление парка станков, многие из которых давно устарели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Машиностроительный комплекс России

 

Развитие машиностроительного комплекса характеризует уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей экономики. Структура комплекса очень сложна. Выделяют следующие крупные отрасли:

1. Энергетическое машиностроение.

2. Металлургическое машиностроение.

3. Горно-шахтное и горно-рудное машиностроение.

4. Производство подъемно-транспортного  оборудования.

5. Электротехническое машиностроение.

6. Химическое машиностроение.

7. Производство нефтепромыслового  и геологоразведочного оборудования.

8. Производство нефтегазодобывающего  оборудования.

9. Станкостроительная и  инструментальная промышленность.

10. Радиоэлектронная и  приборостроительная промышленность.

11. Транспортное машиностроение.

12. Тракторостроение.

13. Сельскохозяйственное  машиностроение.

14. Машиностроение для  животноводства и кормопроизводства.

15. Строительно-дорожное  машиностроение.

16. Производство оборудования  для легкой и пищевой промышленности.

17.Производство сантехнического  и газового оборудования.

 

Промышленность межотраслевых производств

Каждая из этих отраслей, в свою очередь, подразделяется на подотрасли (более 130). Европейский регион производит 94,6% всей продукции машиностроения России, азиатский — 5,4%.

В зависимости от особенностей производства в машиностроительном комплексе выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских судов, локомотивов, вагонов. Предприятия этой группы тяготеют к металлургическим базам (сырьевой фактор) и районам потребления (потребительский фактор). Крупнейшие районы тяжелого машиностроения — Уральский (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (Санкт-Петербург). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском и других районах.

Общее машиностроение — группа отраслей со средней металло- и энергоемкостью, невысокой трудоемкостью. Основной фактор размещения — потребительский. Ряд предприятий тяготеют к металлургическим базам. 
Предприятия общего машиностроения производят оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой промышленности, сельскохозяйственные машины.

Для сельскохозяйственного машиностроения главным является потребительский фактор. В отрасли производят зерноуборочные комбайны — Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск, картофелеуборочные — Рязань, льноуборочные машины — Бежецк и др. Крупные предприятия этой отрасли находятся также в Воронеже, Кургане, Новосибирске и т. д.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости и повышенной трудоемкости. Это приборостроение, производство вычислительной техники, электротехническая промышленность, автомобилестроение, производство оборудования для полиграфической и медицинской промышленности и т.д. Главные факторы размещения — трудовой и потребительский.

Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие производители грузовых автомобилей — заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (Нижний Новгород). Основной центр производства легковых автомобилей — Волжский автозавод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия отрасли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе и т.д.

Объемы производства в машиностроении в 90-е годы значительно сократились и в 1999 г. составили: легковых автомобилей 956 тыс.; грузовых 174 тыс.; тракторов 13 тыс.; вагонов грузовых 4 тыс.; металлорежущих станков 7,3 тыс.; телевизоров 276 тыс.; холодильников 1168 тыс.

Машиностроение и металлообработка в России ориентированы в основном на внутренний рынок. На экспорт идет около 10-12% продукции российского машиностроения и металлообработки. Доходы России от экспорта продукции отрасли достигают 6 млрд долл. в год (из них 2,5 млрд долл. - от экспорта продукции военно-промышленного комплекса), что составляет около 7,5% российского экспорта. С 1990 г. экспорт российского машиностроения сократился в 3,5 раза, одновременно изменилась структура экспорта - за 10 лет экспорт энергетического оборудования увеличился на 30%. Сегодня российскими энергомашиностроителями экспортируется около 70% выпускаемой продукции. Однако в условиях жесткой конкуренции экспортными поставками нереально компенсировать низкий спрос на внутреннем рынке. В то же время следует отметить, что импорт машин и оборудования в стоимостном выражении в среднем превышает экспорт в 4-5 раз.

Информация о работе Машиностроительный комплекс Свердловской области