Машиностроительный комплекс Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:58, реферат

Краткое описание

Многопрофильный машиностроительный комплекс Свердловской области обеспечивает своей продукцией все сектора экономики: нефтегазовый, химический, топливно-энергетический, транспортный, ВПК и многие иные отрасли.

Содержание

Введение
Понятие машиностроительного комплекса
Машиностроительный комплекс России
Характеристика машиностроительной отрасли Свердловской области
Проблемы и перспективы развития регионального рынка машиностроительной продукции (на примере Свердловской области)
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.64 Кб (Скачать файл)

Мировую известность имеют предприятия: ОАО "ОМЗ", дочернее предприятие ОАО "Уралмашзавод", ОАО "Уралэлектротяжмаш", ФГУП ПО "Уралвагонзавод", ОАО "Уралхиммаш", ОАО "Пневмостроймашина", ФГУП ПО "Уральский оптико-механический завод", ОАО "Уральский завод гражданской авиации".

Уникальное высокотехнологичное оборудование с маркой уральских предприятий установлено на ведущих металлургических, нефтехимических и машиностроительных заводах страны.

На долю отрасли приходится около 10% промышленного производства энергетики. Энергетика области представлена Свердловским филиалом ОАО "Территориальная генерирующая компания - 9", ОАО "Свердловэнерго". Наиболее крупными электростанциями являются: Рефтинская ГРЭС - 3800 МВт, Верхнетагильская ГРЭС - 1500 МВт, Среднеуральская ГРЭС - 1193 МВт. В Свердловской области расположена Белоярская атомная станция им. И.В. Курчатова - филиал Концерна "Росэнергоатом", в 2011 г. электростанцией выработано 7,2 млрд. кВтч электроэнергии.

В Свердловской области производится широкий ассортимент продукции металлургии. На долю организаций области приходится более 10% российской добычи железной руды и производства чугуна, стали и проката, около 30% производства стальных труб, 9% производства метизов. Организации цветной металлургии производят медную, алюминиевую, никелевую и титановую продукцию. В целом организации области обеспечивают более 60% российской добычи бокситов, 55% производства российского глинозема, около 8% первичного алюминия, около 18% алюминиевого проката, около 40% меди рафинированной. ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" занимает первое место в мире по выпуску авиационного титана, на его долю приходится около 30% поставок титана для Boeing и около 65% - для Airbus.

В области производится широкий спектр машиностроительной продукции: турбины паровые, электромашины крупные, электрооборудование, доменное и сталеплавильное, прокатное и агломерационное оборудование, железнодорожный подвижной состав, экскаваторы, погрузчики, продукция военного назначения

Перспективы развития Свердловской области определены в Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. Главные приоритеты экономического развития Свердловской области на перспективу:

· динамичное развитие информационно-индустриальных технологий и высокотехнологичных производств, в первую очередь машиностроения и металлообработки. Предпосылкой этому является высокая концентрация на территории области академических и отраслевых институтов, вузов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, а также предприятий, использующих высокие технологии и выпускающих высокотехнологичную продукцию;

· активизация развития транспортной инфраструктуры в целях максимального использования преимуществ географического положения региона как транзитного "узла" Российской Федерации, соединяющего север и юг, восток и запад;

· повышение надежности и устойчивости функционирования энергосистемы Свердловской области, что необходимо для осуществления крупных инвестиционных проектов - реконструкции и модернизации существующих производств, строительства новых промышленных объектов;

· структурная перестройка агропромышленного комплекса за счет увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;

· активная экологическая политика, направленная на кардинальное улучшение экологической обстановки в регионе и максимальное снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Основу экономического потенциала Свердловской области составляет промышленность. Основные приоритеты развития промышленного комплекса:

· в электроэнергетике - проведение модернизации оборудования существующих электростанций, увеличение доли отечественных энергоносителей в топливном балансе, строительство энергоблока № 4 на Белоярской атомной станции;

· в металлургическом комплексе - укрепление сырьевой базы, технологическое обновление отрасли, ресурсо - и энергосбережение, расширение ассортимента, увеличение производства конкурентоспособной продукции, строительство завода по производству труб большого диаметра в г. Нижнем Тагиле и завода по производству магния на базе отходов ОАО "Ураласбест" в п. Малышево;

· в машиностроении и металлообработке - организация производства новых видов продукции: интегрального трактора с тяговым усилием 2 тонны, высокоэффективных дизельных двигателей фирмы "Дойч АГ" (Германия), наземного оборудования для аэропортов, малогабаритных метеорологических информационно-вычислительных комплексов "Вектор-М", гидрооборудования для ремонта дорожной и строительной техники.

Наряду с масштабными инвестиционными проектами в сфере промышленности приоритетным направлением является строительство объектов инфраструктуры и недвижимости, в т. ч. создание международного интермодального логистического комплекса, продление второго паневропейского транспортного коридора до Екатеринбурга; строительство метрополитена в г. Екатеринбурге, реконструкция и модернизация аэропорта "Кольцово" со строительством международного сектора и установкой нового технологического оборудования для обслуживания самолетов.

Машиностроение Свердловской области сегодня - крупный многоотраслевой комплекс, занимающий по объемам товарной продукции третье место, после цветной и черной металлургии, и производящий порядка 20% от общего объема промышленного производства области. Отрасль, как и промышленность в целом, с начала 1990-х годов отрасль испытала все негативные последствия реформ. Однако несмотря на сложности, машиностроители Свердловской области сохранили свой потенциал и сейчас демонстрируют положительные результаты. Так, за 8 месяцев 2011 года рост объемов промышленного производства на крупных и средних машиностроительных предприятиях составил 105,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. За период с января по август 2011 года предприятиями машиностроения и металлообработки выпущено продукции на 41,744 млрд. рублей. За 8 месяцев 2011 года увеличилось производство металлорежущих станков, машин для городского и коммунального хозяйства, электрических машин постоянного тока, дизелей и дизель-генераторов, грузовых магистральных вагонов, электросварочного оборудования. Стабильно работают в текущем году: ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока", ОАО "Завод "Стройдормаш", ОАО "Уральский завод гражданской авиации", ОАО "Уралмашзавод", ЗАО "Уралэлектромаш", ОАО "Пневмостроймашина" Портал г. Екатеринбурга. Экономика. Машиностроение.

Все это стало возможным благодаря росту объемов инвестирования в обновление и техническое перевооружение основных фондов, а также развитию производственной кооперации между предприятиями Свердловской области. Лидеры по объемам инвестиций в техническое перевооружение: ОАО "Уралмашзавод" (введен в эксплуатацию горизонтально-расточной станок "Шкода" - 105 млн. рублей), ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока", ФГУП "Уралвагонзавод" (проводится реконструкция осепоковочного цеха, объем инвестиций составил 240 млн. рублей), ОАО "Урал НИТИ" и ЗАО "Региональный центр листообработки" (к концу года будут закончены работы по созданию центра точной механообработки на базе станков фирмы "Мазак" общий объем инвестиций составляет более 75 млн. рублей). Ряд оборонных предприятий в этом году получили субсидии областного бюджета на разработку новых видов продукции в размере 2,3 млн. рублей. За счет развития производственной кооперации ведется освоение выпуска модернизированного электровоза при активном участии ФГУП "Уралвагонзавод", ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" и ФГУП "НПО Автоматики". ФГУП "Завод имени Калинина" активно ведет освоение производства новой техники для коммунального хозяйства. ФГУП "Уралвагонзавод" внедрил в производство новейшие образцы трактора и вагонной тележки для грузовых полувагонов. Министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области, в частности, оказывает содействие предприятиям в вопросах обеспечения более полной загрузки производственных мощностей, развитии кооперационных связей и специализации. Идет подготовка комплекса мер, направленных на поддержку машиностроения, формирование государственной промышленной политики, инвестирование средств в обновление и модернизацию основных фондов, поддержку программ по увеличению объемов экспорта, создание льготных условий для импорта технологий, не имеющих отечественных аналогов. Так, в бюджете России 2008 года, предусмотрено 1500 млн. долларов для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Кроме того, министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области планирует совместно с областным законодательным собранием разработать областные законы: "О промышленной политике", "Об инновационной политике", программу внутриобластной промышленной кооперации. Таким образом, машиностроительный комплекс Свердловской области обладает серьезным потенциалом (производственным, научно-техническим, кадровым). И благодаря совместным усилиям органов власти, основных акционеров, руководителей предприятий, трудовых коллективов, сбалансированный рост машиностроения дает основания рассчитывать, что отрасль займет лидирующие позиции в промышленности региона.

За последний год в два раза увеличился за минувший год экспорт уральского машиностроения и оборудования за рубеж, почти в половину возросли поставки металла на внешний рынок. Всего объем экспорта в предыдущем году превысил 7 миллиардов долларов США. Такие успехи на мировом рынке были бы не возможны без четкого исполнения региональной стратегии открытой политики, в соответствии с которой шла реализация 32 межправительственных соглашений между Свердловской областью и 14 зарубежными странами. В частности, в этом году были заключены соглашения с Азербайджаном, Венгрией и Кыргызстаном, заключенные в прошлом году. Существенное содействие развитию бизнеса оказали визиты правительственных делегаций Свердловской области, биржи кооперации, выставки с иностранным участием, как в России, так и за рубежом. Существенно возрос интерес к региону со стороны мирового сообщества.

Для характеристики предложения рассмотрим также ситуацию на предприятиях-производителях машиностроительной продукции. На протяжении последних нескольких лет идет постепенное улучшение производственной ситуации на предприятиях Свердловской области. Положительная динамика темпов роста наблюдается по всем отраслям промышленности, возрастает производство основных видов промышленной продукции - генераторов и электродвигателей переменного тока, доменного, сталеплавильного и прокатного оборудования, машин и оборудования для строительства и содержания дорог, грузовых вагонов, медицинской техники, изделий из пластмасс, строительных материалов и др. В первом полугодии 2010 года индекс физического объема промышленного производства составил 110,1%.

Однако на фоне положительных изменений в отношении объемов производства происходит интенсивное физическое и моральное старение парка технологического оборудования, наблюдается недостаток инновационной и инвестиционной активности предприятий, а также дефицит квалифицированных кадров.

На промышленных предприятиях наиболее изношенными являются оборудование и машины (коэффициент износа 70,3 %), производственные сооружения (66,1 %), инструменты и инвентарь (82,1 %). Доля рабочих и силовых машин с возрастом свыше 15 лет составляет более 60% в общем их количестве, недостаточен удельный вес прогрессивных видов оборудования, медленно внедряются гибкие производственные модули, промышленные работы Портал г. Екатеринбурга. Экономика. Машиностроение. Возрастные и структурные диспропорции парка оборудования в промышленном комплексе обуславливают низкий уровень использования оборудования. В настоящее время на многих промышленных предприятиях имеет место односменный режим работы, значительна доля незагруженного оборудования по всем производственным переделам:

· литейное производство - 63%;

· кузнечно-прессовое производство - 49,8%;

· сварочное производство - 51,2%;

· механообработка - 48,6%;

· гальваника - 54,8%;

· термообработка - 56,7%;

· механосборка - 55,3%.

Производственный потенциал промышленных предприятий в значительной мере определяется обеспеченностью и использованием трудовых ресурсов. Кризисные процессы, происходившие в экономике, нашли свое отражение в сокращении числа занятых практически во всех промышленных отраслях. Большому разрушению подвергся научно-технический кадровый потенциал отрасли - численность сотрудников НИИ и КБ уменьшилась более чем в 5 раз, разрушена система подготовки рабочих кадров, снизилась престижность инженерно-технических специальностей. Рост объемов производства продукции существенного обострил проблему квалифицированных кадров.

Девяностые годы наряду с падением объема производства, резким сокращением источников финансирования, выбытием и старением активной части производственных фондов характеризовались увеличением разрыва в технологическом отставании от развитых стран и как результат - существенным отставанием технического уровня выпускаемой продукции. Это явилось основой для увеличения импорта многих видов промышленной продукции на рынок России, даже несмотря на значительное превышение ее цен по сравнению с отечественными аналогами. Выпускаемая промышленная продукция уступает зарубежным аналогам по надежности, металлоемкости, экономичности, коэффициенту полезного действия, уровню автоматизации, производительности и другим характеристикам.

Основными причинами выпуска некачественной продукции и низкого ее технического уровня являются устаревшие конструкции и технологии их изготовления, низкая точность технологического оборудования, особенно на финишных операциях, низкое качество материалов и комплектующих, недостатки в организации и управлении промышленным производством.

Недостаточный уровень развития и использования производственного потенциала в значительной мере определяется отсталой организационно-производственной структурой промышленного комплекса Свердловской области. Развитие промышленных предприятий в течение длительного времени шло преимущественно по пути создания универсальных предприятий, объединяющих различные производства и виды продукции.

Вопрос со специализацией, необходимостью создания предприятий межотраслевых промышленных производств решается многие десятилетия. Как следствие, значительным фактором, сдерживающим рост эффективности промышленного комплекса Свердловской области, является низкий уровень развития прогрессивных форм концентрации и специализации производства, децентрализованное изготовление многих видов продукции общего применения.

Информация о работе Машиностроительный комплекс Свердловской области