Межбанковский кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Межбанковское кредитование - это привлечение и размещение на договорных началах банками между собой свободных денежных ресурсов в форме вкладов (депозитов) и кредитов.
Система межбанковского кредитования имеет два уровня: первый отражает движение средств между Банком России и коммерческими банками, второй - между различными коммерческими банками.

Вложенные файлы: 1 файл

Межбанковский кредит его значение.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

     Введение  системы регулярно рассчитываемых и публикуемых индикаторов стоимости  кредитов в информационную инфраструктуру рынка МБК сыграло важную роль, как для развития самого рынка, так и для финансового рынка России в целом. Рынок стал более предсказуем и стабилен, так же оперативная информация об индикаторах рынка является необходимой информационной поддержкой для банков, опираясь на которую они могут строить свою ценовую политику на каждый текущий день.

     Становлению открытого и цивилизованного  рынка МБК способствовали аукционы денежных ресурсов. Открытое проведение торгов на аукционе позволяло определить рыночную цену (процентную ставку) денежных ресурсов по межбанковскому кредиту.

     Возникновение аукционной формы торговли денежными  ресурсами было обусловлено следующими факторами:

     • высоким разбросом значений процентных ставок по межбанковским кредитам;

     • отсутствием общих технологических  стандартов в предоставлении кредитов;

     • отсутствием достоверной информации о сделках по МБК.

     Первый  аукцион денежных ресурсов был организован  Оргбанком на Московской центральной  фондовой бирже (МЦФБ) 1 августа 1991 г. В дальнейшем аукционы стали проводить и другие биржи: Санкт-Петербургская фондовая биржа (СПФБ), Московская международная фондовая биржа (ММФБ), Самарская фондовая биржа (СФБ) и другие [11, с. 53].

     Преимуществом аукциона по сравнению с практикой  межбанковского кредитования на закрытом рынке является установление цены денежных ресурсов, исходя из сложившегося на торгах соотношения спроса и предложения.

     Свободная аукционная торговля кредитными ресурсами, информированность участников рынка  о результатах торгов (сумма выставленных на продажу лотов и объемов продаж, процентных ставках на различные сроки кредитования), а также рыночная конкуренция между организаторами аукционов за привлечение большего количества участников межбанковского рынка позволили достичь сбалансированного состояния рынка- равновесие спроса и предложения.

     В июне 1993 г. структуру финансового  рынка России дополнил рынок государственных  краткосрочных облигаций (ГКО). В  качестве агента Министерства финансов РФ Банк России организовал рынок  государственных ценных бумаг и начал принимать участие в функционировании этого рынка - осуществлять операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке подразумевается купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг. Операции покупки этим банком ценных бумаг увеличивает денежные средства на корреспондентском счете коммерческого банка на сумму покупки, при этом возрастает кредитный потенциал последнего. Операция продажи ценных бумаг Банком России соответственно уменьшает кредитные возможности коммерческого банка [10, с. 104].

     Тем самым операции ЦБ РФ на открытом рынке  увеличивают или уменьшают зависимость  банка от внешних источников, какими являются межбанковские кредиты. Практика показывает, что проводимые ЦБ РФ операции на открытом рынке существенно влияют на коньюктуру рублевого межбанковского рынка, объемы совершаемых сделок и уровень процентных ставок.

     Возросшая роль рынка МБК в банковском секторе  экономики, увеличение числа его  участников, рост объемов совершаемых  операций, с одной стороны, и ухудшение финансового положения многих банков, не способных своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства. С другой стороны, вызвали необходимость более внимательного отношения банковских аналитиков к вопросам оценки финансового положения банков- контрагентов, к необходимости оценки различных рисков, анализу и учету, вызывающих их факторов. Одним из способов оценки финансового состояния банков стал широко вводимый в банковскую практику рейтинговый подход, связанный с развитием информационной инфраструктуры рынка - рейтинговой оценкой банков.

     В основе этой оценки лежит обобщенная характеристика по конкретному признаку, позволяющему ранжировать банки  в определенной последовательности по мере убывания данного признака или расположить их по определенным группам. При этом критерием сравнения могут быть как количественные показатели, характеризующие масштаб развития банка, так и качественные показатели, характеризующие степень устойчивости, надежности банка. Источниками информации для составления рейтинга могут быть: данные балансов коммерческих банков, отчетные финансовые показатели банков на определенную дату. Дополнительными источниками информации могут служить данные, почерпнутые из средств массовой информации, полученные от клиентов, партнеров и других источников. Наиболее достоверную рейтинговую оценку надежности коммерческих банков дают государственные органы (центральные банки), которым по законодательству предоставлены права по осуществлению надзорных функций.

      1.2 Зарубежный опыт  межбанковских кредитов и расчетов

     История развития кредитных отношений и  основного их звена- банка - насчитывает  не одну сотню лет. Все это время  они совершенствовались и приспосабливались  под существующие экономические  и политические структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь – от менялых контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни услуг и действующих во всех отраслях экономики. В этот процесс вмешивалось государство, формируя банковскую систему, экономически и социально приемлемую для общества. Функцию формирования обычно выполнял центральный банк, создающий нормативную базу для деятельности коммерческих банков. В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов денежно- кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

     В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции (Банк Франции) наряду с двумя другими институтами (Национальный Кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов [17, с. 34].

     Политика  открытого рынка представляет собой  выполнение операций по покупке или  продаже твердо- процентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные бумаги и др.

     Традиционными средствами проведения политики открытого рынка являются операции с государственными бумагами на вторичном рынке, характерные для Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции. Операции на первичном рынке с государственными бумагами осуществляются в строго определенных рамках в Великобритании.

     Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно- кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам рефинансирования на незначительную величину в меньшую  сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть изменение ставки рефинансирования прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно- кредитной политики центрального банка [15, с. 58].

     Во  многих странах был ограничен  доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка - путем повышения  его ставки рефинансирования. Было ослаблено давление резервных требований на банки. Резко возросла необходимость  международного согласования кредитно- денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности. В целом главной тенденцией денежно- кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости.

     Достаточно  специфическая политика рефинансирования применяется в Великобритании. Так, используя инструмент рефинансирования, Банк Англии предоставляет коммерческим банкам следующие основные виды кредита:

     • дневной кредит;

     • кредит рефинансирования;

     • суточные операции РЕПО;

     • конверсия дневного кредита.

     Дневной кредит предоставляется в основном для обеспечения плавного движения средств в течении дня, а в  конце его предоставленный кредит возвращается. Этот инструмент является бесплатным и направлен главным  образом на восстановление утраченной ликвидности банка. Объем кредитования не ограничен при условии. Что у коммерческих банков имеется залог в размере необходимом для его обеспечения.

     Кредит  рефинансирования, который является ночным кредитом, предоставляется на срок от 7 до 10 дней. Поскольку время, на которое выдается данный кредит, не ограничивается одним днем, то за него взимаются проценты (по ставке рефинансирования). Для проведения данной операции Банк Англии определяет объем ликвидности в среднесрочной перспективе, требуемой для банковской системы, и только в необходимом объеме осуществляет ее кредитование [12, с. 267].

     Суточные  операции РЕПО по своей сути имеют  сходство с кредитом рефинансирования. Эти операции позволяют банкам, не имеющим в течении дня достаточных  средств, получить их в конце дня. Поскольку банки кредитуются в конце дня, то с них Банк Англии берет надбавку (сверх ставки рефинансирования) в размере одной четвертой процента. В принципе Банк Англии рассматривает такую операцию как операцию на открытом рынке и ограничивает сумму предоставления кредита.

     Конверсия дневного кредита. Банк, не сумевший к  концу дня отдать кредит, должен его погасить в течение одного или нескольких дней. Потенциально конверсия дневного кредита в  сутки не ограничена, однако на практике ограничивается применением штрафной ставки. Именно штрафной характер ставки должен ограничит стремление банков к получению таких кредитов в рамках чрезвычайных и безвыходных ситуаций.

     С точки зрения правового механизма  все описанные инструменты работают как операции РЕПО. В настоящее время в Великобритании используются два основных вида Генеральных соглашений по РЕПО между Банком Англии и другими финансовыми учреждениями. Первый вид генерального соглашения применяется для юридического оформления дневного кредита, второй - для более долгосрочных кредитов.

     Залогом по кредитам, предоставляемым Банком Англии, являются государственные ценные бумаги, как правило, депонированные в фунтах стерлингов, а также казначейские, редко коммерческие, векселя, переводные векселя. Это дает возможность контролировать всю банковскую систему, в том числе анализировать состав ценных бумаг, присутствующих в каждый данный момент на рынке.

     Как можно заметить, основной целью проведения Банком Англии политики рефинансирования является управление ликвидностью финансовых учреждений. Повальное использование механизма РЕПО позволяет Банку Англии, прежде всего упростить и укрепит устойчивость осуществления механизма управления ликвидности в банковской системе, а также эффективно использовать этот новый механизм на английском рынке – одном из самых устойчивых и развитых рынков мира [12, с. 278].

     В Испании среди обязательных коэффициентов  наиболее важным является норматив обязательных резервов. Этот норматив определяется как процент от суммы вкладов  на предъявителя, сберегательных вкладов и срочных вкладов, который кредитное учреждение должно поддерживать в своей кассе или держать на беспроцентных вкладах в Банке Испании. Размер этого норматива влияет на объем пассивных средств кредитного учреждения: меньший пассив кредитного учреждения означает меньшие возможности предоставлять кредиты и в конечном счете сдерживает увеличение денежных средств на рынке.

     Вторым  важным инструментом является квота  переучета векселей, устанавливаемая  Банком Испании. Увеличение этих квот означает снижение заинтересованности частных банков в учете векселей и, соответственно, также ведет к снижению денежной массы на рынке.

     Однако  оба указанных инструмента могут  эффективно применяться только непродолжительное  время. В силу того, что Банк Испании не может совершать операции на открытом рынке, в его распоряжении должны быть дополнительные, более гибкие инструменты контроля над финансовой деятельностью. Эту функцию призваны осуществлять кредиты "денежного регулирования", которые Банк Испании своевременно предоставляет кредитным учреждениям для поддержания их ликвидных средств. Помимо этих кредитов, Банк Испании регулирует количество денежных средств посредством операций с ликвидными активами банковских учреждений [18, с. 94].

Информация о работе Межбанковский кредит